Ответы ИГУ
К VI в. племена восточных славян переживают процесс разложения первобытно-общинного строя. Родоплеменные и кровнородственные отношения сменяются территориальными, политическими и военными связями.
По мере разделения труда и возрастании его производительности появляется возможность эксплуатации чужого труда. В сельской общине начинается процесс социального расслоения, выделения верхушки, богатевшей за счет эксплуатации соседей и использования рабского труда.
Возникновению классового общества способствовали и многочисленные войны. В связи с войнами возрастала зависимость крестьян-общинников от князей и их дружин, обеспечивавших охрану общин от внешних врагов.
К VIII в. на территории славянских племен было образовано 14 племенных союзов. Во главе союза стояли князь и княжеская дружина.
Формой общественных отношений славян в VII—VIII вв. выступала военная демократия. К ее признакам относятся:
1. Существование соседской общины, в которую входит подавляющая часть
населения.
2. Выделение жречества как особого социального слоя. Особенностью
северного язычества была концентрация знаний в руках жрецов. Славяне
считали, что Знание гораздо более грозное оружие, чем мечи, и поэтому к ним
допускали только после долгих и мучительных испытаний. Источники говорят о
наличии сложной иерархии жречества и возникновении специализации, подчас
довольно узкой (жрецы — предсказатели, волхвы, специализирующиеся на
изменении погоды и т.д.)
3. Усложнение оружия, появление железных мечей и топоров привели к
необходимости образования групп профессиональных воинов — дружин. Выделение
дружины было связано также с практикой мистической связи воина с его
"предком" — волком. Воины-берсерки, "превращающиеся" во время боя в зверей,
были опасны и в мирное время. Исландские саги, описывающие подобный
процесс, полны примерами случайных убийств воинами-берсерками своих
родственников. Выделение дружины из числа рядовых общинников усилилось в
результате обогащения дружины после походов.
4. Военный вождь, стоящий во главе дружины, постепенно превращается в
лидера всего племени, власть которого еще основывается на авторитете, но
уже передается по наследству.
Предпосылки образования государства у славян:
1. Разложение первобытнообщинного строя и появление неравенства.
2. Выделение дружины и князя — его главы.
3. Развитие торговли и появление городов.
4. Многоплеменное население восточных славян.
5. Роль внешней опасности (степь).
Преследуя военно-политические цели, племенные союзы объединялись в еще более крупные образования — «союзы союзов». Источники свидетельствуют о существовании в VIII в. трех крупных политических центров: Куявии — южной группы славянских племен (Киев), Славии — северной группы (Новгород), Артании — юго-восточной группы (Рязань).
Древнерусское государство образовалось в 882 г. в результате объединения под властью Киева двух крупнейших славянских государств — Киевского и Новгородского. Позднее киевскому князю подчинились другие славянские племена — древляне, северяне, радимичи, уличи, тиверцы, вятичи и поляне. Древнерусское (Киевское) государство по своей форме было раннефеодальной монархией.
Оно просуществовало до середины XII в. Во второй половине XI — начале XII вв. на его территории стали образовываться княжества-полугосударства: Киевское, Черниговское, Переяславское.
Согласно норманнской теории возникновения Древнерусского государства государство восточных славян создали варяги (норманны). Сторонники этой теории основываются на легенде о призвании варягов управлять славянами. В связи с этим они полагают, что славяне находились на низком уровне развития и были не способны создать государство. Славяне были завоеваны варягами, и последние создали государственную власть.Однако источники свидетельствуют, что ко времени появления варягов в Новгороде государство там уже сложилось. Славяне имели высокий уровень как социально-экономического, так и политического развития, что и послужило основой для образования государства.
Варяжские князья и их дружины не оказали существенного влияния на развитие восточных славян, более того, варяжская знать сама оказалась под влиянием славянской культуры и скоро обрусела.