Историческая песня – фольклорный жанр, который оформился, предположительно, в 13-15 веках. Историческая песня называется так потому, что отражает реальные исторические события, происходившие в жизни народа. Исследователи полагают, что исторические песни возникли на основе былин. Они отличаются от былин тем, что в них повествуется о событиях более поздней эпохи, а действующими лицами являются не былинные богатыри, а реальные исторические персонажи.
Возникновение исторических песен на Руси
Ранние исторические песни сложились в период монголо-татрского ига. Они повествуют о восстании против татарского наместника в Твери Щелкана. Это восстание было в 1327 году. Существуют песни, в которых раскрывается героический подвиг русичей, боровшихся против татар и победивших их на Куликовом поле.
Позже народ сложил песни о кровожадном правителе Иване Грозном, который правил в 16 веке. Песни рассказывали о завоеваниях Руси в этот период, о взятии Казани, о смерти царя, о набегах крымского хана. Отдельно существует цикл песен о крестьянских войнах и восстаниях под предводительством Степана Разина, Емельяна Пугачева. Отдельную тематическую группу представляют исторические песни о покорителе Сибири казацком атамане Ермаке.
Объекты исторических песен
В основном массиве исторических песен отражены реальные исторические события, касающиеся борьбы народа с иностранными захватчиками. В частности множество песен посвящено эпохе так называемого Смутного времени, убийству царевича Дмитрия, правлению Бориса Годунова, освобождению русской земли от польских и литовских интервентов, которым руководили Козьма Минин и Пожарский.
В эпоху правления Петра Первого исторические песни прекратили свое развитие как жанр. Разумеется позже появлялись песни о смерти Петра Первого, о Екатерине Второй, даже о войне 1812 года с Наполеоном, но особой выразительностью и художественностью, которая была присуща ранним образцам этого жанра народного творчества, поздние песни не отличались. Упадок исторической песни случился потому, что в эпоху Петра Первого было сильно влияние западного искусства, на которое и стал ориентироваться русский народ.
Исторические песни как особый эпический жанр возникли в эпоху царствования Ивана Грозного. Одна из наиболее ранних исторических песен XVI века – песня о взятии Иваном Грозным Казани в 1552 году.При изучении исторических песен выяснилось, что в них преобладала политическая направленность, песни несли в себе агитационно-политическую функцию. Песни о Грозном не осуждают его гнев, вспыльчивость, жестокость; принимается всё во благо народа; тенденция к идеализации Грозного (т.к вел борьбу с боярами – защищал народные интересы).Народный взгляд на царя обычно благожелателен, положительная оценка политической и государственной деятельности. В его облике находили черты патриота. Песня о ЩелканеДудентьевиче – единственная песня, где прослеживается отрицательное отношение к Ивану IV. Песня, по сути, представляет собой зашифрованный памфлет. По идее песня о события 1327 года – восстании в Твери, но «Песня о…» наполнена колкими намеками на Грозного и его современность. Песня по содержанию передает историческую точность. Под видом Азвяка, который раздавал своим любимцам земли, изобразили Грозного и его опричников. (указанные города одни из первых были зачислены за опричниной). Так, отрицательное отношение к Ивану IV проявлено лишь в чрезвычайно редких случаях. Песня о взятии Иваном Грозным Казани в 1552 году песня довольно близко к истории излагает события того времени. Согласно общей тенденции ввели эпизод про вспыльчивость и вместе с тем быструю отходчивость царя (заподозрил пушкарей в измене). Такой прием, как противопоставление – владыка Казани – царь Симеон – погибает за свою гордость дерзость по отношению к Грозному; а казанский царь Едигер взят в плен, увезен в Мск, крещен. Новая победа стала фактором основания и укрепления Московского государства – идея народа. Предполагается, что существовала и песня о покорении Астраханского ханства (сохранилась краткая песня) = снова идеч силы и крепости утвердившегося Московского гос-ва. Поскольку все эти победы оценивались народом как заключительный этап в освобождении Руси от многовекового татарского ига, то недовольство народа становится оправданным после его женитьбы на Марии Темрюковне, кабардинской княжне. Кабардинцы находились в постоянных связях с крымцами, в значительной мере уже были «о мусульманены» - не вызывали доверия, доброжелательности.