Лекции.Орг


Поиск:




Глава 1. Технология творчества 4 страница




Если к тому, что было объяснено на примере, прибавить движение камеры, то мы получим весь арсенал средств,

который позволяет вести внутрикадровый монтаж.

Теперь можно сформулировать определение.

Внутрикадровым монтажом называется сопоставление статичных пластических образов и пластических образов

действия путем использования движения объектов в кадре (мизансцены) и путем различных движений самой камеры,

которое обеспечивает смену информации и развитие содержания кадра.

В то же время внутрикадровый монтаж можно рассматривать как совмещение двух мизансцен: мизансцены

действующих лиц перед аппаратом и мизансцены самой движущейся камеры, которая снимает эти персонажи. Правда, в

таком определении отсутствует факт сопоставления объекта с рамкой кадра и изменения содержания плана за счет

изменения крупности объекта в кадре.

Средства осуществления внутрикадрового монтажа

Принципиально говоря, есть пять действий, которые позволяют породить внутрикадровый монтаж.

1. Мизансцена —передвижение персонажей и объектов внутри

кадра.

2. Панорама аппаратом —поворот камеры во время съемки на

оси штатива на одной статичной точке.

3. Съемка с движения или панорама с движения (тревеллинг) — перемещение аппарата во время съемки на каком-либо движущем

ся средстве с сохранением направления взгляда объектива.

4. Совмещение панорамы с тревеллингом —свободное переме

щение камеры во время съемки с любым изменением направлен

взгляда объектива.

5. Совмещение мизансценирования с любым видом движений

камеры.

Дальше рассмотрим каждый из вариантов подробней.

А пока попробуйте вспомнить, сколько видов панорам со статичной точки вы знаете? Один? Два? Три?..

Во-первых, горизонтальная панорама. Камера стоит на месте, на штативе или в руках у оператора, который не сходит со

своего места, а только поворачивает аппарат.

Во-вторых, вертикальная панорама, когда камера на головке штатива, оставаясь в одной вертикальной плоскости,

совершает во время съемки поворот вокруг горизонтальной оси, как бы осматривает объект снизу вверх или сверху вниз.

В-третьих, диагональная панорама, совмещение горизонтального и вертикального движений камеры: поворот

одновременно с подъемом или опусканием взгляда объектива.

В четвертых, круговая панорама —поворот камеры во время съемки на 360 градусов на статичной точке.

Возможно, у кого-то из читателей уже родилось недовольство: зачем это нам рассказывают такую элементарщину.

Любители покупают в магазине камеру и снимают, не зная никаких горизонтальных и диагональных панорам. Крутят

камерой как хотят, лишь бы объект был виден!

Но у профессионалов дело обстоит иначе. Операторы и режиссеры, мастера своего дела, знают, что при выполнении

простейших панорам есть сложности и можно натолкнуться на ≪подводные рифы≫.

Нельзя, например, вести съемку длиннофокусным объективом, поворачивая камеру с большой скоростью, —на экране

возникнет эффект стробоскопа (подергивания кадра) или вместо осмотра местности объективом получится смазка — изображение превратится в бегущие и прыгающие горизонтальные полосы. Поэтому даже самая простая горизонтальная

панорама должна выполняться осмысленно и подчиняться конкретной задаче развития экранного рассказа.

Цели использования панорамных съемок

В творческой практике существуют три основных вида панорам.

Панорама обзора —простейший вид съемки движущейся камерой. Применяется для описания обстановки действия,

местности, интерьера. В этом случае действие в кадре не может быть главным объектом внимания.

Панорама осмотра или наблюдения —второй вид съемки. При этом движение камеры должно обеспечить наилучшие

условия для разглядывания происходящего действия героев или обстановки.

Панорама слежения —третий вид. Применяется, когда камера наблюдает за движением объекта в кадре, за его

перемещением на местности или в интерьере и, не позволяя ему выйти за рамки кадра, следит за объектом неотступно.

Причем один вид панорамы по ходу съемки может переходить в другой по воле режиссера и оператора в соответствии с

замыслом.

Подводные рифы

Нельзя начинать и заканчивать съемку кадра в панораме, во время движения аппарата. Профессионал должен думать о

будущем соединении кадров. Кадр с панорамным движением может в окончательном монтаже оказаться состыкован со

статичным кадром. А это неприятно ударит по глазам зрителя. (Вспомните 10 принципов). На съемке все панорамы для

расширения и сохранения свободы любого монтажного перехода в окончательном варианте произведения начинаются и

заканчиваются, как минимум, двух-,трехсе-кундными кусками статики.

Нельзя при съемке, например, горизонтальной панорамы резко изменить направление движения камеры и без

остановки переводить ее движение в вертикальное.

Психофизиология человеческого восприятия такова, что наш глаз,

приноровившись к осмотру горизонтально движущегося на экране изображения, не может сразу перейти к осмотру кадра с

вертикальным движением. После мгновенного изменения направления панорамы мы еще некоторое время (в силу инерции

процесса зрительного восприятия) будем продолжать пытаться воспринимать движущееся в первоначальном направлении

изображение. Лишь убедившись в ошибочности своих действий мы отдадим ≪приказ≫ глазам на восприятие изображения,

движущегося в ином направле- нии. Мы испытываем дискомфорт, воспринимая событие с экрана при резком изменении

направления панорамы и можем что-то упустить, не заметить в предлагаемом изображении в момент начала движения в

новом направлении.

Панорама с движения (тревеллинг)

И в документалистике, и в игровом экранном творчестве часто бывает так, что панорама с одной точки не позволяет

проследить за героем, который длительное время перемещается на местности и совершает при этом какие-то действия.

Представьте себе уличный цирк. Идут три артиста и по ходу показывают свои номера. Если снимать их панорамой с одной

точки, то сначала они будут приближаться к нам издалека на общем плане. Потом пройдут в профиль мимо камеры, а

удаляться будут и вовсе спиной к объективу. Получится не очень удачный результат на экране. В подобных случаях

прибегают к съемке с движения. Аппарат ставится на специальный автомобиль с улучшенной подвеской и специальными

навесными площадками. Циркачи идут по улице, выкидывают разные фортели, а камера едет чуть впереди и снимает их в

лицо, или в три четверти, или даже в фас. Для параллельного движения камеры и артистов можно использовать

специальные тележку и рельсы (если съемка игровая). Подобный прием позволяет держать объекты в кадре на одной

крупности длительное время и не упускать ни одного их действия. Фон за спинами артистов будет уплывать назад, как если

бы мы смотрели на них, идя с ними рядом (рис. 7).

Подобным образом снимаются репортажи о велогонках. Оператор с камерой садится в автомобиль и, чуть опережая

движение гонщика, снимает его на трассе.

В личной практике автора был случай, когда оператору пришлось сесть в багажник режиссерского автомобиля и

снимать, как два персонажа ехали по улице на велосипедах и спорили между собой по очень важному вопросу. А режиссер

был вынужден выполнять две функции: шофера и собственную —наблюдать за работой актеров в зеркале заднего вида.

С в・ е・ е・ и・ ・ п н・ р・ м・ ・ ит е・ е・ л・ н・ а・ Попробуем _____решить более сложную съемочную задачу. Как сделать, чтобы актеры длительное время находились в кадре,

шли или бежали, перемещаясь на местности, но при этом обойтись сравнительно малыми техническими средствами?

Влюбленные —в укромном уголке на природе, в лесу. Девушка заигрывает со своим ухажером. То они целуются, то

она вырывается из его объятий и убегает. Тогда парень пускается вдогонку. Настигает ее. Снова целуются. И опять она

ускользает из его рук. Погоня продолжается, и все повторяется вновь.

Для съемки уложим рельсы на открытом месте, окруженном кустарником. Кустарник невысок. Он может скрыть фигуру

человека только по грудь.

На рельсы ставим тележку с камерой. А дальше дело режиссерское—разработать мизансцену продолжительного кадра с

беготней и остановками актеров. Этим мы и займемся (рис. 8).

Первая позиция камеры 1а, статика. Снимем. Девушка срывается с места —камера начинает панорамировать. За ней

парень —камера поехала в точку 16.

Так как путь проезда у камеры короче, чем путь пробега актрисы, то аппарат успеет встать на точку 1 б как раз в тот

момент, когда парень догонит девицу.На второй позиции (б) они поцелуются. Потом она снова выР вется из объятий и

побежит вдоль рельсов обратно. Чтобы камер, успела за ней, съемку лучше продолжить панорамой слежения вле во и

одновременно начать проезд (рис. 9).

Рис. 8

На полпути девушке лучше остановиться и обернуться, дразня ухажера. Тогда она окажется лицом к объективу, и на

точке I в можно получить крупный план (на плане мизансцены промежуточная точка не показана).

Но такая съемка с движения, когда камера смотрит почти в противоположном направлении, создаст иллюзию для

зрителя, что влюбленные бегут по совершенно другому месту, потому что пара будет двигаться на другом фоне.

В точке 1 в вновь остановка. Здесь может произойти короткое объяснение. А дальше снова пробег, но по другую

сторону рельсов. Опять сначала панорама и через мгновение начало движения каме-ы в точку 1г, где на парном крупном

плане произойдет решающее объяснение (рис. 10).

Чего мы, собственно, добились? Ради чего городился огород?

Кроме того, что была проиллюстрирована возможность совмещения съемки панорамой с одновременным

движением камеры, было показано, как малыми техническими средствам можно снять длинный кадр, который создаст

у зрителя впечатление, что пара резвилась, пробегая довольно большое расстояние. Это произошло за счет того, что

при каждом движении камеры по рельсам мы помещали влюбленных на новый фон местности. А пробег от точ-

ки 1 б до точки 1г вообще был снят с полным сохранением направления движения, что зрителю покажется бегом по

прямой. При съемке с тележки на рельсах длиной около 15 метров мы создадим нарой происходит действие, или от

натурной площадки, где могут быт и горы и поля.

3. Он неотделим от актера, который действует в этой декора

ции.

4. Он зависим от диалогов и текстов, которые прозвучат с эк

рана, и от моментов их произнесения.

5. Он прямо связан со звуковым решением и в том числе с

музыкой, которая будет звучать с экрана и сопровождать зритель

ское восприятие сцены.

6. Он находится в генетической связке с внутренними и вне

шними ритмами сцены.

7. Наконец, он прямо связан сдвижением камеры, которая

творит сам внутрикадровый монтаж.

Если согласиться с этим перечислением, то становится очевидным, что внутрикадровый монтаж непосредственно связан

с монтажом более высокого порядка, чем только монтаж изображения. Конечно, при съемках и использовании

межкадрового монтажа тоже присутствует эта связь, но она там менее выражена, не так сильно довлеет над действиями

режиссера. Там как-то все проще...

Что же это за монтаж, которому приписан более высокий уровень?

Этот монтаж есть сопоставление образов разной природы: изображения и музыки, изображения и слова, изображения и

драматургических ритмов. Разрабатывая внутрикадровос решение сцены и воплощая его перед камерой, режиссер обязан

мысленно представлять себе, ощущать дух сцены и связывать действие перед камерой с другими образами, которые войдут

в сопоставление на следующем этапе работы.

Режиссерские и операторские позиции

Жизнь наполнена множеством коллизий. А потому и искусство касается огромного числа проблем, конфликтов,

положений, противоречий, мотивов и установок человеческого поведения, людских целей. Отсюда у режиссеров и

операторов может возникнуть равное число задач воплощения этих жизненных, реальных или гипотетических коллизий на

экране.

Но все варианты режиссерских задач можно разбить на две крупные группы.

Первая группа. Режиссер показывает событие с объективной точки зрения, когда аппарат наблюдает за происходящим с

позиции, выбранной режиссером и не зависящей от героев и их действий. Режиссерская, авторская точка зрения.

(Объективная камера.)

Вторая группа. Режиссер присваивает камере точку зрения персонажа на события, как бы глазами действующего лица,

через объектив видит сцену, разворачивающуюся на экране. Камера —участник события, словно на себе ощущает

столкновения с другими объектами и участниками сцены. Такую съемку и такой внутрикадровый монтаж принято

называть субъективной точкой зрения. (Субъективная камера).

Как ни странно, но эти две позиции придуманы не телевидением и даже не кинематографом, а, как и многое другое в

нашем искусстве, —литературой. Оттуда и заимствованы режиссерами для экрана эти приемы. Только в словесном

творчестве это называется: рассказ от автора и рассказ от первого лица.

Приемы экранного рассказа объективной камерой известны с первых фильмов Л. Люмьера.

Субъективная камера появилась в арсенале режиссерского творчества значительно позже. Ж. Митри считает, что только

в 1919 году у Д. Гриффита в ≪Сломанной лилии≫ ≪кинематографисты осознали этот эффект≫. Но лишь после фильмов

≪Последний человек≫ Мур-нау (1924) и ≪Варьете≫ Дюпона (1926) ≪субъективное изображение становится общепринятым≫.

Некоторые возможности объективной камеры

Читая эту книжку, не ждите от нас рецептов. Хотя известен некоторый набор приемов работы объективной камерой,

удачное или провальное ее использование в конкретной работе гарантировать может только ваш талант или Господь Бог.

Как уже было сказано, движение камеры во время съемки, а, следовательно, и движение изображения во всей плоскости

экрана, как и любое движение внутри кадра, обладает почти магическим воздействием. Режиссеры кино давно заметили,

что движение в кадре приковывает внимание зрителей к экрану. Это был эмпирический результат, итог наблюдений без

объяснения причин. Теоретики подхватили эти сведения и возвели движение в ранг одной из главных специфик кино.

Позже психологи дали толкование такой необыкновенной особенности экрана. Она возникла по причине использования

кинема

тографом ≪странностей≫ человеческого восприятия и особенн тсй нашей психики.

В наш мозг природа заложила такой нейрон или группу нсйр..д нов, которые бдительно и неусыпно следят за

возникновением любого движения объектов в окружающем мире. Власть этих нейронов над другими, которые

регулируют наше восприятие, необычайно велика. Если в момент наблюдения в поле зрения появился движущийся

объект, нейроны дают жесткую команду глазным мышцам направить отчетливое, ямковое зрение на этот объект, распоз-

нать его, определить его действия. Если нас окружает разнонаправ-лено и спокойно движущаяся толпа, скажем, на

перроне вокзала, то появление в ней бегущего человека тут же будет нами замечено, выделено. Это прикажут сделать те

самые нейроны. Они унаследованы нами из самого далекого животного прошлого человечества, ибо любой движущийся

объект может представлять собой смертельную угрозу. Только после распознавания, идентификации, понимания, что

собой представляет этот объект, после убеждения, что прямой угрозы нет, несколько спадает интенсивность команд этих

нейронов. Но их деятельность никогда не прекращается совсем. Что бы ни происходило, мы будем поглядывать и

контролировать действия движущихся, пусть даже самых мирных объектов.

Любое движение на экране всегда приковывает внимание зрителей. Этим обстоятельством широко пользуются

режиссеры. Часто, когда снимаются статичные сцены (например, разговор сидящих за столом людей или какие-то

неподвижные предметы), прибегают к использованию движущейся камеры. Собеседники почти неподвижны, а камера

объезжает их, в плавном движении наблюдает за ними. И это движение изображения на экране активизирует внимание зри-

телей к существу разговора. Есть великий постулат экранного творчества: в рамке кадра должно что-то двигаться —или

объекты, или | все изображение в целом. Движение крепче приковывает взгляд зрителя к экрану.

Полностью статичные кадры имеют собственное право на использование, но кадры сдвижением во многих случаях

имею особые преимущества.

Первый вид движения —движение ради активизации внимания зрителя к статичной сцене.

Без движения на экране у зрителей очень быстро наступает подсознательное падение интенсивности восприятия,

возникает ощущение скуки и однообразия, занудности произведения.

Об этом всегда нужно помнить не только ≪игровикам≫, но и документалистам и тем, кто создает телевизионные

передачи.

Допустим, вы снимаете в телестудии получасовую задушевную беседу или интервью. Предусмотрите в декорации

возможность съемки с движения (с тележки или со студийного крана). Хотя межкадровый монтаж, само чередование

планов двух собеседников тоже есть своеобразный вид движения, однако плавный объезд сидящих в креслах или за

столом героев привнесет в эту сцену дополнительное ощущение интимности и откровения.

Второй вид движения —движение для создания определенного настроения.

Умение создать в своем произведении то или другое настроение —качество подлинного творчества в любом виде

искусства: в живописи, архитектуре, музыке... Для экранного показа —это не менее важное обстоятельство. Уже одно то,

что автор сумел создать в своем произведении и передать зрителям какое-то настроение, говорит о высоком уровне его

творческой потенции.

Но в силу того, что экранное произведение всегда представляет собой ту или иную форму рассказа, настроение в нем не

может быть чем-то самостоятельным. Оно всегда связано с контекстом, обусловлено предшествующей этому настроению

информацией и, как правило, готовится ходом предыдущих событий или обстоятельств.

Движение камеры способно подчеркнуть состояние героя, персонажа или документально действующего в кадре лица.

Это может быть и страх, и внутреннее напряжение, и радость, и уныние, и ощущение фатальности, и состояние эйфории...

Ключом к возбуждению у зрителя таких переживаний является скорость движения изображения на экране, скорость

панорам и перемещения камеры с Учетом выбора соответствующего фокусного расстояния объектива и крупности плана.

В ≪Ностальгии≫ у А. Тарковского есть очень длинный план, в котором герою нужно пройти с зажженной свечой

большое расстояние на каких-то древних и заброшенных развалинах —от одной стенки до другой. Только при условии,

что свеча не погаснет, он Достигает своей цели. Только при выполнении этого непременного ресования произойдет то,

чего он так настойчиво добивается.

Весь этот проход снимается одним планом с параллельным движением аппарата. Предварительные обстоятельства,

условия осуществления его желаний нам известны до начала прохода

Рис. 11

Герой зажигает свечу и начинает идти. Поддувает ветерок. Пламя колышется и того гляди затухнет. Он прикрывает

огонь ладонью. Идет медленно, чтобы не сорвать пламя с фитиля. Все внимание героя и зрителей приковано к

колышашемуся огоньку.

Кадр начинается с крупного плана, зажигается свеча. Далее артист О. Янковский отходит на общий план и начинает

движение от стены. И, как привязанная, рядом с ним едет камера. Позади фигуры артиста медленно в противоположном

направлении движется фон.

Зритель не знает, как долго ему придется еще идти, и это усугубляет напряжение. Истекает пять секунд, десять,

пятнадцать... Легкий порыв ветра. Он прикрывает свечу спиной, идет дальше. Еще порыв... Свеча гаснет. Он

возвращается обратно.

Действие начинается с начала. Снова исходное место, опять зажигается свеча, опять дует ветерок, но нужно

двигаться. И герой идет, загораживает пламя от ветра полой плаща, потом опять рукой.

В съемке повторяется все один к одному. Только артист действует с повышенной осторожностью и медлительностью,

чтобы сохранить огонь свечи на всем длинном пути. Напряжение у сочувствующих зрителей еще более возрастает.

Проходит десять секунд, двадцать, тридцать, сорок, пятьдесят... Это колоссальное количество времени для экрана при

отсутствии смены действий. Нервы у зрителей уже напряжены до предела, а герой все идет и идет. По мере приближения к

цели герой все ближе и ближе подходит к камере, укрупняется.

Постановка кадра в профиль к персонажу не дает возможности зрителю увидеть, куда он идет, сколько еще осталось

шагов или метров до цели.

Рис. 12

Такое режиссерское решение еще более усугубляет напряжение (рис. 11). Неизвестность, неопределенность, или, как

говорят ученые, недостаток информации всегда ведет к повышенному нервному возбуждению, и режиссер умело

пользуется эти приемом.Вы можете спросить: а где же в этой сцене то движение, которое создает напряжение, что

движется в кадре?

Фон! Он медленно вползает (по-другому не скажешь), именно вползает из-за вертикальной рамки кадра. Именно туда и

на свечу смотрит зритель. Из-за этой вертикальной границы кадра зритель ждет появления того камня, до которого нужно

дойти герою. А этого камня все нет и нет, и нет... Проходят разрушенные проемы бывших окон, но все —не то и не то.

Ветер опять срывает пламя, герой возвращается обратно и вновь зажигает свечу. Все повторяется.

Третья попытка оказывается самой длинной и заканчивается крупным планом: свеча в руке (рис. 12). А общая

продолжительность кадра достигает 8-ми минут.

Это —пример мастерского использования движения камеры для создания напряженного ожидания, смешанного со

страхом. Эту сцену нельзя было снять иными методами, например, с применением межкадрового монтажа без потерь тех

художественных достоинств, которыми ее наделил А. Тарковский. А если вам захотелось узнать, чем закончилась сцена, то

посмотрите фильм ≪Ностальгия≫.

Еще пример. В одном из документальных фильмов вдова рассказывает о своем муже, репрессированном в сталинские

времена и реабилитированном после смерти, спустя много лет. Она говорит о замечательном и талантливом человеке,

расстрелянном по приговору пресловутой ≪тройки≫. Камера медленно панорамирует от ее крупного плана на уголок

скромно обставленной комнаты и переходит на стену. Движется по редким фотографиям, запечатлевшим далекие

счастливые годы ее жизни. Она с мужем в каком-то парке. Улыбающийся отец с малышом на коленях, они втроем,

маленькая фотография мужа с какого-то документа в рамочке. После каждой фотографии большой промежуток пустой

стены с дешевыми обоями в полосочку и редкими цветочками.

У человека были грандиозные планы на будущее, но о нем остались только воспоминания в памяти женщины и четыре

фотографии. Личность, талант и счастье семьи растоптала и уничтожила бесчеловечная большевистская машина. Эти люди

отдали чудовищному строю свою душу, свой труд и способности, а он обрек их на смерть и страдания. Гонимая

политической системой вдова доживает свою жизнь на жалкую пенсию по старости.

Кровь закипает в жилах, когда слушаешь этот рассказ.

Медленная панорама по комнате и голой стене с редко расположенными фотографиями действует на зрителей не менее

сильно, чем сам рассказ. Даже промежутки пустой стены ≪работают≫ на режиссерский замысел. Эта панорама — свидетельство глубокого взаимопонимания режиссера и оператора, который через визир камеры сумел увидеть,

почувствовать, а, следовательно, и передать на экране смысл рассказа и настроение, обитающие в скромной комнате.

Пустоты между фотографиями —это пустоты в жизни вдовы, отнятые режимом годы обыкновенного человеческого

счастья.

Фотографии не имели бы такого воздействия, если бы были сняты каждая в отдельности и смонтированы или сняты

панорамой с переброской от портрета к портрету (резким и быстрым движением камеры с остановками на фотографиях).

И вновь обращаю внимание читателя! Как много потребовалось объяснений предыстории, обстоятельств,

характеристик, чтобы обосновать творческое решение сравнительно несложного, но чрезвычайно уместного приема

внутрикадрового монтажа, чтобы показать, как точно выбранная скорость движения аппарата способна творить

настроение в экранном произведении.

А в телевизионной передаче ≪КВН≫ для показа оценки конкурсов используется панорама с остановками на каждом из

членов жюри и быстрыми перебросками от одного к другому. Промежутки между судьями в этот момент никому не

интересны, все ждут только результатов оценки конкурса. И такая горизонтальная панорама с рывками становится весьма

точным творческим решением.

Теперь иной пример.

Всем известные ≪Веселые ребята≫ Г. Александрова.

Фильм начинается с прохода пастуха (Л. Утесова) в сопровождении самодеятельных музыкантов с балалайками и

гармошками. Пастух бодро запевает песню: ≪Легко на сердце от песни веселой. Она скучать не дает никогда...≫

Проход в картине занимает 4 минуты. Он снят с параллельного проезда камеры тремя кусками, мастерски

закамуфлированными монтажными стыками. Низкая точка съемки (взгляд несколько снизу на артиста) помогает

приподнять настроение и возвысить постуха-запевалу. Основное, что помогало передать ощущение веселого настроения

(кроме самого поведения актеров, конечно, и музыки), это попеременное мелькание переднего плана. Камера ехала, а

между объективом и группой оркестрантов время от времени пробегалито отдельные деревья, то кусты, то какие-то

предметы (рис. 13). Запевала то удалялся, то приближался к камере, бил чечетку на мосту, играл мелодию на стальных

прутах ограды. А на фоне мелькали люди, которые глазели на этого самоуверенного пастуха и приветствовали его с

восторгом. Они проносились по экрану в обратном направлении по отношению к основному движению артистов и как бы

усиливали для зрителя ощущение бодрости действия (рис. 14).

Имеем право сказать, что камера великолепно справилась со своей задачей в этой сцене и сумела передать зрителям

бодрость духа, которым был заряжен артист.

Можно было бы приводить и приводить примеры, но их еще будет достаточно в дальнейшем рассказе.

Рис. 13

В любом случае, безотносительно к конкретному содержанию необходимо знать, что медленное движение объектов в

кадре или всего изображения в рамке способно вызвать у зрителя ощущение

спокойствия, благолепия, размеренности или, в зависимости от кон-66

текста и предварительных обстоятельств действия, —ожидание чего-то, уныния, грусти и даже страха. Выбор скорости

движения на экране, конечно, зависит от драматургии, решение принимается режиссером и оператором в соответствии с их

пониманием и ощущением настроения сцены.

Рис. 14

Быстрое движение на экране, как не трудно догадаться, способно вызвать у зрителя и приподнятость настроения, и

возбуждение, и дискомфорт, и при определенных условиях страх, ужас и т. д.

Строгих рецептов нет! Думайте и творите по подсказке разума, сердца и интуиции в соответствии с задачами, которые

вы решаете в этой сцене.

Д и・ е・ и・ ・ п п・ р・ кк・ д・ а・ н ・ к м・ р・ ・, о ・ к м・ р・ ・ ип ・ д а・ о・ а・ ик・ д・ а・ Выбор направления движения объектов в кадре и камеры по отношению к объектам есть важная составляющая

режиссерского решения. Давайте договоримся о понятиях: что есть что!

Д и・ е・ и・ ・ п п・ р・ кэ・ р・ н・ а

Одвижении поперек кадра, перпендикулярно к оси объектива,≫

много говорить не стоит. Это самый прямолинейный, с точки 3pei

ния художественного выражения, вид движен

ния, самое простое и в целом ряде случаев!

почти примитивное режиссерское действие,'

если оно преднамеренно не подчеркивает ка-|

кой-то ход событий или прямолинейность

характера героев (рис. 15). По сути дела, мы с,

вами начинаем разговор о динамической KOM-J

позиции кадра.

Рис. 15

Первый вариант движения в кадре: камера статична —человек движется слева направо перпендикулярно оси





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 336 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

827 - | 692 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.