Буддизм – самая древняя универсальная религия, которая выступает общим религ. компонентом цивилизаций от Индии до Востока. Реконструировать биографию Будды практически не возможно.
Будда жил в 7-6 в. н.э. Бодхисаттва (Будда) перерождался сотни раз. Он совершал подвиги любви и сострадания, и постепенно копил заслуги. Он, наконец-то, подошёл к последнему перерождению и становился мудрецом. Бодхисаттва прибывал на небесах и обозревал место, где он хочет родиться, поскольку он уже находился на такой стадии развития, когда мог сам выбирать. Он выбрал маленький город Шакьев в Непале, которым управлял царь Шуддходана. Он решил избрать именно эту семью, чтобы люди, верующие в царя,верили и в его религию. В эту же ночь царица Махамайа увидела сон. В её бок вошёл слон с 6 белыми бивнями, и она поняла, что зачала великого человека.
Незадолго до родов царица в сопровождении своей свиты отправилась в соответствии с обычаем в дом своих родителей. На пути, когда они проходили через рощу саловых деревьев, называвшуюся Лумбини, царица почувствовала родовые схватки, взялась за ветку дерева и родила сына, который вышел из ее чрева через бедро. Младенец немедленно встал на ноги и сделал семь шагов, провозгласив себя существом, превосходящим и людей, и богов.
Но эти чудесные роды оказались роковыми, и вскоре Махамайя умерла. Но ее сын не забыл о матери, которой совсем не знал: уже после своего Пробуждения он вознесся на небеса Тушита, где обрела рождение Махамайя, рассказал ей, что стал Буддой, победителем страданий, и проповедал ей Абхидхарму — буддийское философское учение. Но пока будущий Будда — еще младенец, и его доставляют в отцовский дворец в городе Капилавасту (близ современной столицы Непала г. Катманду), центре страны шакьев.
Царь призвал к младенцу астролога Ашиту, и тот обнаружил на его теле тридцать два признака великого человека (знак колеса между бровями, а также на ладонях и ступнях ног, ушнишу — выпуклость на темени, перепонки между пальцами и т. д.). На основании этих признаков Ашита объявил, что новорожденный станет или великим государем, властителем всего мира (чакравартином), или святым, познавшим истину, — Буддой. Тогда мальчика нарекли Сиддхартхой Гаутамой. Гаутама — его фамильное имя; слово «Сиддхартха» можно перевести как «Полностью Достигший Цели».
Мальчик рос, неизменно обгоняя всех своих сверстников в науках и спорте. С детства, однако, он проявлял склонность к размышлениям, и однажды, сидя под розовым кустом, он непроизвольно погрузился в состояние йогического транса (самадхи) такой интенсивности, что его сила даже остановила одно из божеств, пролетавших неподалеку. Нрава принц был кроткого, что поначалу даже восстановило против него его невесту — принцессу Яшодхару, которая сочла, что подобная кротость не пристала кшатрию и несовместима с воинской доблестью. И только после того, как Сиддхартха продемонстрировал Яшодхаре свое воинское искусство, она согласилась стать его женой; у них родился сын Рахула. Казалось, что план царя-отца непременно осуществится. Так продолжалось до тех пор, пока принцу не исполнилось двадцать девять лет и он однажды не отправился на охоту. Эта охота изменила всю его жизнь.
1ая встреча – похоронная процессия; Будда понял, что люди все смертны, что все люди перед смертью равны
2ая встреча - встреча с прокажёнными; Будда понимает, что смерть подстерегает любого человека.
3ая встреча - с нищим; Будда понял, что богатство и знатность не являются вечными
4ая встреча – с мудрецом, погружённым в созерцание Путь самопознания – единсвенный путь к постижению причин страданий.
После этой достопамятной охоты царевич не мог уже больше спокойно жить в своем роскошном дворце. И вот однажды ночью он покидает дворец на своем любимом коне Кантаке и в сопровождении одного слуги. На опушке леса он попрощался со слугой и конем и своим мечом, который взял в руки последний раз в жизни, отсек в знак отречения от мирской жизни свои длинные волосы «цвета меда». Сделав это, он вступил в лес. Начался период ученичества, аскезы и духовных поисков.
Сиддхартха присоединялся к разным шаманским группам, быстро достигая всего, чему учили их наставники.
Сиддхартха внимательно слушал всех, но ничьим приверженцем так и не стал. Он предался суровой аскезе и умерщвлению плоти. Впоследствии он сам говорил, что дошел до такой степени истощения, что, дотронувшись до живота, чувствовал пальцем позвоночник. Но аскеза не приблизила его к просветлению, и истина оставалась столь же далекой от него, как и тогда, когда он жил в царском дворце в Капилавасту.
Тогда Сиддхартха решил отказаться от крайности аскетизма и принял скромную, но питательную еду (рисовую кашу на молоке) из рук жившей неподалеку девушки. Пять аскетов, практиковавших вместе с Сиддхархой, сочли его отступником и покинули его, оставив в полном одиночестве. Тогда бывший принц сел в позе созерцания под баньяновое дерево (ficus religiosa), получившее в буддийской традиции наименование «Древа Пробуждения» (бодхи), и дал клятву, что не сойдет с этого места до тех пор, пока не достигнет своей цели и не познает истину, после чего вошел в состояние глубокого сосредоточения, погрузившись в созерцание.
Чувствуя приближение победы Сиддхартхи над миром смертей и рождений, злой демон Мара атаковал его своими демоническими полчищами, а когда тот не устрашился, попытался соблазнить его обликом своих прекрасных дочерей. Но Сиддхартха остался непоколебим, и Мара отступил. Между тем Сиддхартха все глубже и глубже погружался в созерцание, и ему открылись Четыре Благородные Истины:
1. Истина о страдании (человек, рождённый на Земле, должен страдать)
2. причина страдания (заложена в самом человеке, именно жажда жизни, наслаждений, власти, богатства, т.е привязанность к жизни)
3. прекращение страданий (сознательный отказ от всех прелестей жизни, жажды жизни, достичь состояния, при котором всякое сильное чувство отсутствует, всякое желание подавлено)
4. путь, который ведёт к Нирване(состоит из праведного воззрения, праведного стремления, речи, жизни, учения)
В этот момент Сиддхартха Гаутама, царевич из клана Шакьев, исчез, и в мире появился Будда (Buddha) — Пробужденный, Просветленный. Но сам Будда еще семь дней пребывал в состоянии самадхи, наслаждаясь блаженством освобождения. На восьмой день он вышел из транса, и к нему тотчас же приступил Мара с последним искушением. Он предложил Будде оставаться здесь, под Древом Бодхи, и наслаждаться обретенным блаженством, никуда не ходя и не проповедуя истину другим людям. Но Будда немедленно отверг это искушение и пошел в один из религиозных центров Индии — Бенарес.
Придя туда, он направился в близлежащий Олений Парк (Сарнатх), где и произнес свою первую проповедь — Проповедь о Повороте Колеса Учения (Дхармы). Первыми слушателями Будды были пять аскетов, ранее с презрением покинувшие отступника Гаутаму. Они и теперь поначалу не хотели слушать Будду, но его изменившаяся внешность так потрясла их, что они все-таки решили выслушать его, а выслушав, уверовали, став, таким образом, первыми буддийскими монахами, первыми членами сангхи — буддийской монашеской общины. Так новая религия сразу же обрела свои Три Драгоценности (Триратна), три объекта поклонения, с принятия прибежища в которых человек может считаться буддистом — Будду, Дхарму (его Учение) и Сангху (монашескую Общину).
Кроме аскетов, Будде внимали еще две газели, изображения которых по обе стороны восьмирадиусного (восемь спиц Колеса символизируют восемь этапов буддийского Благородного Пути) Колеса Учения (дхармачакра) стали символом буддизма и буддийской проповеди; это изображение можно увидеть на крышах многих буддийских храмов, в том числе и Санкт-Петербургского Дацана.
Сиддхартха Гаутама покинул дворец в двадцать девять лет и стал Буддой в тридцать пять лет. После этого он еще сорок пять лет проповедовал свое учение в разных государствах северо-востока Индии.
Главные принципы буддизма:
1. 4 благородных истины (указаны выше)
2. Буддизм отличается от других религий тем, что он доводит до логич. завершения критическую оценку того мира, в котором мы живём.
3. Высшей целью буддиста должно быть полное прекращение перерождений - это означает, что но достиг пика своей мудрости
4. по Буддизму человек сам создаёт свою судьбу, форму каждого нового перерождения
5. сила, которая определяет конкретные черты нового перерождения, называется «Кармой» - сумма всех поступков и помыслов существа. Это закон возмездия, движущая сила переселения души.
6. Нарушая или не нарушая всех запретов, человек создаёт себе сам новую форму своего перерождения.
7. Хотя всё данной человеку определяется кармой, человек имеет свободу выбора в поступка.
8. Сознание человек состоит из множества мелких частичек, которые называются «дхармы», т.е. элементов сознания, которые складывались под действием кармы и в определённом комплексе создают индивидуальное сознание данного перерождения.