Понятие «общение» и «коммуникация»: методологический аспект.
1. Термин «общение»:
Общение – процесс взаимодействие партнёров, в ходе которого формируются и развиваются различные виды отношений между ними, каждого партнёра к самому себе и к совместной деятельности.
Человек овладевает опытом опытом и знаниями предыдущих поколений только через общение с другими людьми и поколениями. Именно общение организует социум и позволяет человеку жить и развиваться в нём, координируя своё поведение с действиями и поведением других людей.
Связь процесса общения с другими науками:
Процесс общения привлекает внимание специалистов с из самых разных областей, таких как: философия, психология, социология, культурология, этнология, лингвистика и т.д. При этом каждая наука выделяет в этом процессе свой предмет изучения.
Современные исследования в отечественной науке:
1960-1970-у гг. психологи и лингвисты; Цель – раскрыть психологические и социальные характеристики общения, семантическую интерпретацию коммуникативных актов, правила и особенности речевого поведения коммуникантов.
В данных исследованиях процесс общения рассматривается как обмен мыслями и идеями при помщи языковых знаков.
1980-у гг. социологические науки; Цель - анализ социальной природы и сущности общения
В данных исследованиях процесс общения рассматривается как взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов, в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом и т. д.
1990-е гг. Бурный рост исследовательского интереса в связи с появлением современных электронных средств связи и социально-политические изменения в мире.
Однако до сих пор у исследователей ещё нет единого мнения о научном статусе теории коммуникации и теории общения, их субъектах и предметах.
Структура общения(по Г.М. Андреевой - социальный психолог)
1. коммуникативная (обмен информации между общающимися индивидами)
2. интерактивная (организация общения; обмен не только знаниями, но и действиями)
3. перцептивная (процесс восприятия и познание друг друга партнёрами по общению и установления взаимопонимания)
Функции общения:
1. инструментальная (управление и передача информации)
2. интегративная (объединение людей в процессе общения)
3. самовыражение (взаимопонимание людей)
4. трансляционная (передача различных способов деятельности, оценок)
В зависимости от содержания общение выражается в той или иной манере общения (уважительная, шутливая. пренебрежительная, доброжелательная); Она в свою очередь определяется тоном (спокойный, властный), дистанцией.
2. Термин «Коммуникация»:
Коммуникация – это социально обусловленный процесс обмена информацией различного характера и содержания, передаваемой при помощи различных средств и имеющий своей целью достижение взаимопонимания.
3 варианта отношений участников коммуникации (по А. В. Соколову):
1. субъект-субъектное – в виде диалога равноправных партнёров
2. субъект-объектное – ком. деятельность в форме управления, когда коммуникатор рассматривает реципиента как объект коммуникативного воздействия
3. объект-субъектное – ком. деятельность в форме подражания, когда реципиент целенаправленно выбирает коммуникатора в качестве образца подражания
Методологический аспект
Появление термина «коммуникация» закономерно привело к возникновению проблем соотношения понятий. В результате продолжительных споров и обсуждений сложились следующие подходы к её разрешению.
1ый подход:
Отождествление понятий Основной аргумент: этимологическая и семантическая тождесвенность понятий. Термин «communication» - «делать общим», «связывать», «общаться». Слово «общение» также означает процесс обмена мыслями, информацией.
2ой подход:
Разделение понятий. «Общение» и «коммуникация» - пересекающиеся, но не тождественные понятия. Во-первых, «общение» имеет, как материальный, так и духовный характер, тогда, как «коммуникация» лишь является частью инф. процессе-передача сообщений. В- вторых, они различаются по самой связи: «общение» - субъектно-субъектное, а «коммуникация» - субъектно-объектная
3-ий подход:
Основан на понятии информационного обмена. Этой точки зрения придерживаются учёные, которые считают, что общение не исчерпывает все информационные процессы в обществе. Существование вербальных и невербальных процессов передачи инфы. Таким образом, коммуникация явл. более общим по отношению к общению.
Вывод
«Общение» и «коммуникация» - частично совпадают, но не тождественно равны. Общее – соотнесённость с процессами обмена и передачи инфы и связи с языком как средством передачи инфы. Отличное – различие объемов и содержания этих понятий.
Научные дефиниции культуры. Науки о культуре.
Культура - совокупность результатов человеческой жизнедеятельности во всех сферах деятельности. Обычаи, традиции, взгляд на мир, образ жизни некого речевого коллектива от семьи до нации. Критерием в оценки культуры явл. то, что культура – духовная творческая деятельность, носящая сакральный характер, связанная с поиском смысла. (энциклопедия культурологии).
Культура - исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. (БСЭ).
Культура - исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие культура употребляется для характеристики определённых исторических эпох (например, античная культура), конкретных обществ, народностей и наций (культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (например, культура труда, политическая культура, художественная культура) (Исторический словарь)
Науки о кульутре.
Науки 20-ого в.
социологические, когда культура понимается как фактор органи-
зации общественной жизни, как совокупность идей, принци-
пов, социальных институтов, обеспечивающих коллективную
жизнедеятельность людей,. Примером такого понимания может
быть следующее определение: «Культура — это то, что опреде-
ляет социальный аспект человеческой личности с точки зрения
усвоенного и приобретенного поведения. Культура динамична,
равно как и личность, принявшая данную культуру, и обе они
(как личность, так и культура) меняются под влиянием обстоя-
тельств и времени».
исторические, когда акцент делается на то, что культура
является продуктом истории общества и развивается путем пе-
редачи приобретаемого человеком опыта от поколения к поко-
лению, например: «Культура есть результат совместной жизне-
деятельности, и основными составляющими культуры являют-
ся четко очерченная группа людей и определенная история их
существования. Культура определяет способы, с помощью ко-
торых различные общества стандартизируют и канонизируют
одобренные нормы поведения, а также методы, с помощью ко-
торых общество выражает неприятие несоответствующих мо-
делей поведения».
психологические, которые основываются на взаимосвязи культу-
ры с психологией поведения людей и видят в ней социально
обусловленные особенности человеческой психики, например:
«Культура — это образ жизни, тот контекст, в котором мы суще-
ствуем, думаем, чувствуем и общаемся друг с другом. Это тот
«клей», который соединяет в одно целое группу людей. Это про-
грамма, заложенная с раннего детства, которая управляет пове-
дением людей в обществе и помогает понять, что от них ожида-
ется и что случится, если эти ожидания не будут оправданы.
Культуру можно определить как идеи, обычаи, навыки, методы
и приемы, характеризующие данную группу людей в данный
период времени»
дидактические, рассматривающие культуру как совокупность
качеств, которые человек получает в процессе научения и кото-
рые не наследуются им генетически, например: «Культура со-
стоит из идеалов, ценностей и представлений о жизни, прису-
щих людям и определяющих их поведение. Культура воспиты-
вается и усваивается с детства и передается из поколения в
поколение».
антропологические, которые основной смысл культуры видят в
деятельности и понимают ее как «совокупность результатов де-
ятельности человеческого общества во всех сферах жизни и
всех факторов (идей, верований, обычаев, традиций), составля-
ющих и обусловливающих образ жизни нации, класса, группы
людей в определенный период времени»'. При таком подходе к
пониманию культуры в ней суммируются ценности, нормы и
системы символов какого-либо общества, которые отражаются
на мышлении, представлениях, восприятии и особенностях по-
ведения ее носителей.
нормативные, согласно которым содержание культуры состав-
ляют нормы и правила, регламентирующие жизнь людей. На-
пример, в словаре «Культурология. XX век» культура представ-
ляется как «совокупность искусственных порядков и объектов,
созданных людьми в дополнение к природным, заученным
формам человеческого поведения и деятельности, обретенных
знаний, образов самопознания и символических обозначений
окружающего мира»'. К этому же классу можно отнести опреде -
ление культуры как «системы знаний и норм для восприятия,
представления, оценки и действия. Это система социально
усвоенных моделей поведения, которая служит для взаимодей-
ствия людей с окружающим миром.
Современные науки о культуре:
В современной науке о культуре можно обнаружить еще до-
вольно большое количество определений, различающихся теми
или иными методологическими аспектами. Если сравнить их с
приведенными выше, то можно обнаружить наиболее общие ха-
рактеристики культуры, которые свойственным всем этим под-
ходам и определениям:
О культура — это универсальное явление человеческой жизни, по-
этому не существует ни одного человеческого сообщества или
социальной группы без присущей им культуры;
О культура — это продукт совместной жизнедеятельности людей;
культура находит свое выражение в ценностях, правилах, обы-
чаях, традициях;
О культура не наследуется генетически, а усваивается с помощью
научения;
О человечество не является единым социальным коллективом,
разные популяции людей создали разные этнические, региональ-
ные, социальные культуры;
О культура динамична, она способна к саморазвитию и самооб-
новлению, постоянному порождению новых форм и способов
удовлетворения интересов и потребностей людей, адаптирую-
щих культуру к меняющимся условиям своего бытия;
О культура является результатом коллективной жизнедеятельно-
сти людей, но ее носителями выступают отдельные личности;
О культура функционирует в качестве основания для самоиденти-
фикации общества и его членов, осознания ее носителями свое-
го группового и индивидуального Я, различения «своих» и «чу-
жих» во взаимодействии с другими культурами и народами.
Отмеченное разнообразие определений, интерпретаций,
смыслов и методологических подходов, вероятно, вполне зако-
номерно, поскольку обусловлено тем, что культура представляет
собой крайне сложное и многогранное явление, выражающее все
стороны человеческого бытия. По этой причине культуру изуча-
ют многие науки — семиотика, социология, история, антрополо-
гия, аксиология, лингвистика, этнология и др. Каждая из наук
выделяет в качестве предмета своего изучения одну из ее сто-
рон или частей, подходит к ее изучению со своими методами и
способами, формулируя собственное понимание и определение
культуры.
При этом, по нашему мнению, всем аспектам исследования
культуры и ее смысловым значениям присущ единый общий мето-
дологический недостаток: во всех науках культура анализируется
без учета сущности человека.