Разделение властей – один из принципов действующей Конституции РФ 1993 г.. Ст. 10 Конституции указывает, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых самостоятельны. На основе этого принципа государственную власть в стране осуществляет Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды (ст. 10, 11).
Согласно конституционному положению, на общефедеральном уровне законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание – парламент. Он состоит их двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы (ст. 94, 95).
Исполнительную власть в стране осуществляет правительство Российской Федерации (ст. 110).
Судебная власть осуществляется «посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства» (ст. 118). В системе государственных органов, осуществляющих судебную власть, в конституционном порядке выделяются следующие.
Конституционный Суд Российской Федерации представляет собой орган конституционного контроля, «самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства». Задачи Конституционного Суда как специализированного органа конституционного контроля: защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства Конституции РФ на всей территории государства.
Верховный Суд Российской Федерации является «высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции» (ст. 126 Конституции РФ).
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации выступает как высший судебный орган «по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами» (ст. 127 Конституции РФ).
Президент РФ по природе и характеру выполняемых функций - глава государства, но не является органом какой-либо из трех властей. Согласно ч. 2. ст. 80 Конституции России, Президент РФ «обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти». Поэтому в юридической литературе высказано следующее убедительное суждение: «у Президента РФ – своя форма власти, согласно которой он решает задачи “обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия всех иных органов государственной власти – и Российской Федерации, и субъектов РФ»1. Как видно, этот вывод подкрепляется содержанием ст. 80, 85 Конституции РФ. Существенно и то, что никакие другие органы подобными возможностями не располагают.
С этой точки зрения президентская власть (как власть главы государства) несколько возвышается над другими ветвями власти. Образно говоря, Президент РФ стоит несколько особняком от законодательной, исполнительной и судебной властей, в силу отмеченной выше специфики (обеспечение согласования их функционирования и взаимодействия). Вместе с тем нередко признается, что Президент – глава государства – больше тяготеет к исполнительной власти. Он осуществляет определенные полномочия, свойственные этой власти, и официально либо фактически руководит центральными органами исполнительной власти государства, а, по сути всей системой этих органов на территории страны.
Каков смысл понятия «ветвь государственной власти»? В отечественной юридической литературе последнего времени предлагаются различные трактовки этого понятия 1. В целом можно сказать так: ветвь государственной власти – это обособленная организационно-функциональная структура государственного механизма, реализующая определенную управленческую функцию посредством специализированных форм, методов, процедур.
Конституция РФ достаточно четко закрепила за каждой из ветвей власти круг относящихся к их ведению вопросов, их компетенцию, предусмотрела в этом плане необходимые сдержки и противовесы.
Обратим внимание на инструменты системы сдержек и противовесов применительно к названным ветвям государственной власти в современной России. Соответственно, назовем следующие положения: а) применительно к законодательной власти используется довольно жесткая юридическая процедура, которая регламентирует основные стадии законодательного процесса (ст. ст. 105, 108 Конституции Российской Федерации); б) право Президента Российской Федерации наложить вето при поспешных решениях законодателя (ст. 107 Конституции Российской Федерации); в) предусмотренная Основным Законом страны возможность для Государственной Думы и Совета Федерации в установленном порядке (ст. 107 Конституции РФ) преодолеть вето Президента; г) право Президента принять решение об отставке Правительства Российской Федерации (ч. 2 ст. 117 Конституции Российской Федерации); д) право Государственной Думы выразить вотум недоверия Правительству Российской Федерации (ч. 3 ст. 117 Конституции Российской Федерации); е) необходимость согласия Государственной Думы при назначении Президентом на должность Председателя Правительства Российской Федерации (п. “а” ст. 83 Конституции Российской Федерации); ж) право Государственной Думы выдвинуть обвинение против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности (п. “ж” ч. 1 ст. 103 Конституции Российской Федерации); з) право Президента Российской Федерации распустить Государственную Думу (ст. ст. 111, 117 Конституции Российской Федерации) и др.
В этой связи можно отметить следующее: если единство государственной власти – ее глубинное свойство, проявляющееся в нацеленности на обеспечение общенациональных интересов личности, то разделение властей – теоретико-правовая конструкция, обусловленная потребностью сохранить названное свойство. Этого можно достичь путем строгого разграничения компетенции трех ветвей власти, а также их взаимодействия. Имеется в виду достаточно четкое сбалансированное единство государственного механизма.
Общие моменты, относящиеся к рассматриваемой теории, заключаются в следующем: законодательная, исполнительная и судебная ветви власти должны взаимодополняться, но не пересекаться, не накладываться одна на другую. Они не вправе выходить за пределы полномочий, установленных Конституцией и законом. К тому же, надо отметить, что разделение властей ни в коей мере не означает их противостояние. Каждая ветвь имеет свои функции и наделяется соответствующей компетенцией; власти обладают возможностью сдерживать и контролировать друг друга. Если одна из трех властей оказывается приоритетной, то очень сложно говорить о разделении властей. В этом случае следует говорить лишь о разделении компетенции между ними.
В науке признается, что оптимальные формы разделения и взаимодействия властей в современной России еще не устоялись, требуют дальнейшего совершенствования. Обращается внимание также на то, что это «разделение является неполным; функции властей частично пересекаются»1.
В этой связи приводится ряд убедительных аргументов. Известно, что законодательная власть принадлежит Федеральному Собранию. Однако Президент страны, в эту ветвь не входящий, во-первых, пописывает и обнародует федеральные законы, а во-вторых, издает указы и другие правовые акты, в том числе и нормативного характера. По-видимому, Президента, являющегося главой государства, вернее всего было бы отнести к исполнительной власти. Но положений о том, что Президенту принадлежит исполнительная власть, в Конституции нет. Примечательно и то, что Президент осуществляет и некоторые функции тесно связанные с правосудием: назначение судей, а также помилование преступников.
К тому же, отметим следующее: деятельность исполнительных органов не исчерпывается одним лишь “исполнением законов”. Это более основательная и многообразная управленческая деятельность, связанная с реализацией самого общественного предназначения государства, осуществлением его функций. Сказанным объясняется значение нормотворческой, организационной деятельности этих органов и др. Вместе с тем в юридической литературе по этому поводу высказано такое суждение: «органы исполнительной власти не вправе заниматься первичным нормотворчеством, издавать нормативные акты, имеющие силу закона», ибо это означает «вторжение» в сферу законодательной власти2.
Следует учитывать и то, что теория разделения властей нигде полностью не была воплощена в жизнь. В одних странах равновесие властей было нарушено в пользу парламента, в других в пользу правительства.
Для современного Российского общества принцип разделения властей особенно важен и значим. Он выражает не только разделение труда между государственными органами, но умеренность, “рассредоточенность” государственной власти, предупреждающую ее концентрацию, превращение ее в авторитарную власть.