В последнее время мной были поставлены перед вашей душой четыре космические имагинации, которые могут быть результатом сопереживания человеком годового кругооборота. Если хотят понять человека, его место, его положение в мире, то это понимание следует искать во взаимодействиях сил тех сущностей, которые проявили себя в связи с этими образами. И вот сегодня мне бы хотелось вначале сказать вам кое-что в качестве введения. Если открывают душу всем впечатлениям, которые могут быть получены при виде этих четырех образов, тогда одновременно перед душой появляется и нечто иное, то, что стало ощущаться в ходе человеческой эволюции, ощущаться как отголосок древних инстинктивно-ясновидческих воззрений, то, что сегодня приводится иногда лишь исторически, но в основе своей не понимается. Настоящие поэты или люди духа чувством улавливают тогда эти порой чудесные голоса, эти традиционные отзвуки времен, они пользуются ими, используют их, желая выразить самое высшее, самое великое. Впрочем, и в этом случае понимание весьма незначительно. Так удивительно звучат слова из первой части "Фауста", их нередко цитируют, но едва ли они действительно понятны. Это слова, звучащие в "Фаусте" после того, как Фауст открывает книгу Нострадамуса, видит знак Макрокосма и затем восклицает:
Wie alles sich zum Ganzen webt
Eins in dem дndern wirkt und lebt!
Wie Himmelskraefte auf und nieder steigen
Und sich die golden Eimer reichen
Mit segenduftenden Schwingen
Vom Himmel durch die Erde dringen
Harmonisch all das All durchklingen!
Как все здесь соткано в одно,
Творит, друг в друга вплетено!
Друг в друге и живет, и действует оно!
Силы небес идут то вверх, то вниз по кругу,
Ковши златые отдают друг другу,
В благоуханье крыл нетленных,
С небес пронизывая землю,
Звучат в гармонии Вселенной!
Это величественная картина, о которой тот, кто знает Гете, может сказать, что поэт улавливает ее чувством. Ибо то, что создавал Гете благодаря знакомству с литературой и древними традициями, то, что он вобрал своим чувством, - это впервые предстает перед нашей душой как целое, если мы имеем перед собой то, что я изобразил вам в четырех великих космических имагинациях: осенней имагинации Михаила, Рождественской имагинации Гавриила, Пасхальной имагинации Рафаила и летней Ивановой имагинации Уриила. Вы должны представить себе, что от всех этих существ - Гавриила, Рафаила, Уриила и Михаила - излучаются, пронизывая Космос, силы, которые втекают в человека, формируют человека. Для того чтобы понять это, надо рассмотреть, как чисто материально поставлен человек внутри космоса.
В этом отношении сейчас, увы, весьма незначительно понимание того, что есть на самом деле. Вы, например, найдете, что везде в естественно-научных, медицинских кругах пишут, как человек вдыхает ки слород воздуха, как углерод в нем поглощает кислород; этот процесс сравнивается с внешним сгоранием, когда какое-нибудь внешнее вещество соединяется с кислородом воздуха, и вот то, что происходит в человеке, называют горением. Да, весь процесс, разыгрывающийся в крови, - поглощение кислорода углеродом, - внешне описывается как сгорание, потому что не знают следующего: не знают, что все процессы и вещества, находящиеся вне человека, сразу же становятся чем-то иным, когда они входят в человека. И тот, кто говорит об этом своеобразном соединении углерода с кислородом в человеке, рассматривая это соединение как сгорание, тот подобен тому, кто стал бы говорить так: неважно, что у человека есть пара живых легких, внутри него могла бы быть и пара камней, туда можно было бы подвесить пару камней. Примерно то же заявляет и тот, кто говорит о сгорании углерода в кислороде внутри человека.
Все, что происходит в природе вовне, становится иным, проникая в человека. В человеке нет того процесса, как протекает он вовне, в природе. И то, что мы имеем внешне в горящем пламени, - это мертвый огонь; то, что мы, соответственно, имеем в человеке, - это живое пламя, оживленное, одушевленное пламя. И так же, как камень относится к легким, так относится и внешнее пламя к тому, что под действием жизни протекает в человеке, когда соединяются углерод и кислород, хотя с внешней точки зрения, химически, это также является сгоранием. Все духовное современности зависит от того, смогут ли правильно смотреть на эти вещи. Пусть перед вами соль, и вы ее съедаете за обедом, пусть вы едите что-нибудь другое, куриное яйцо или что-то еще; сегодня люди воображают, что и внутри человека куриное яйцо остается таким же, как и снаружи, что вещество, например соли, остается таким же, как и вовне. Это неверно. То, что проникает в человека, сразу же становится чем-то другим. И силы, которые производят это изменение, исходят весьма определенным образом от существ, описанных мной в четырех космических имагинациях.
Давайте восстановим самую последнюю, описанную мной картину для Иванова дня: в ткущем солнечном золоте в высотах парит Уриил, ткущий свое тело из золотого света (см. Доска 5, красное). Как я говорил вам, его надо представлять себе с серьезным и осуждающим взглядом, ибо его глаза направлены на кристаллическую сферу Земли и он видит, сколь мало соответствуют человеческие ошибки абстрактной, но тем не менее блестящей красоте того, что происходит как кристаллизация в кристаллической сфере Земли. Строгим и осуждающим является его взгляд, направленный вниз и сравнивающий человеческие ошибки с тем, что живет и действует в кристаллах Земли. И я говорил вам о том, что жест Уриила есть жест увещевания, своего рода задание для людей, призывающее их, когда они это поймут, превратить ошибки в добродетели. Ибо вверху, в облаках, появляется образ красоты, ткущийся из золота Солнца образ красоты - всего того, что могут исполнить люди в добродетели.
От существа, которое должно быть описано именно так, - его нельзя описать иначе - от этого существа исходят силы, которые действуют в людях, но действуют весьма своеобразно. То, что я вам описываю, происходит в середине лета. Мы должны представить себе, что это существо Уриила, вообще-то, не покоится, но величественно движется. Это необходимо, так как, когда у нас лето, на противоположной половине земного шара зима, а если у нас зима, то на противоположной половине - лето; тогда Уриил там, в высотах. Мы должны представить себе, что если здесь Земля (Рис.2, Доска 6), то здесь для нас в наше летнее время показывается Уриил, он движется и за полгода переходит на другую сторону Земли; у нас тогда зима. Когда Уриил спускается (желтые стрелки), то есть в то время, когда его силы приходят к нам по нисходящей линии, лето у нас сменяется зимой; здесь у нас зима, а Уриил на другой стороне. Но Земля не задерживает силы Уриила, приходящие к нам. Когда Уриил для жителей другого полушария находится здесь, внизу, его силы проникают к нам сквозь Землю. Так что мы можем сказать: то, что непосредственно проникает в нас от Уриила сверху вниз (красная стрелка) и хочет пронизать нас летним золотом Солнца, это действует зимой сквозь Землю и пронизывает нас с другой стороны; здесь это идет по восходящей линии, это восходящее течение.
Если то, что происходит к Иванову дню летом в человеке благодаря природе, - ведь то, что здесь действует Уриил, действует в силах природы, - мы поставим перед нашей душой, тогда мы должны представить, как эти силы Уриила, излучаясь в Космосе, проникают в наши облака, в наши дожди, в нашу молнию и гром, проникают в рост растений. Так должны мы представить себе все это. Зимой, после того как Уриил обогнул Землю, это струится в нас сквозь землю и останавливается в нашей голове. И в нашей голове силы, находящиеся обычно вовне, в природе, которые можно назвать силами Уриила, становятся силами, которые делают нас гражданами всего Космоса, благодаря им в нашей голове возникает отображение Космоса, просветляющее нашу голову, так что мы становимся обладателями человеческой сущности. Это будет правильно, если мы скажем: с лета, осенью и до зимы Уриил спускается, весной Уриил начинает подниматься и благодаря этим восходящим и нисходящим силам Уриила мы имеем внутренние силы нашей человеческой головы. Вы видите, что летом Уриил действует в природе, зимой действует он в голове человека, так что в этом смысле человек действительно является микрокосмом по отношению к Макрокосму - мы только тогда понимаем человека, когда включаем его в мир не только в природном, но и в духовном смысле. Исследовав силы, излучающиеся от Уриила и струящиеся в человека в течение года, мы должны то же самое сказать и, например, о Рафаиле, силы которого струятся весной в силах природы, как я это вам описал. Так я должен был описать вам, что Пасхальную имагинацию завершает урок, который Рафаил, можно сказать, великий медик мира, может дать человечеству. Ибо вследствие того, что совершает Рафаил весной, когда он ткет в силах природы, подобно тому, как делает это Уриил летом, если мы благодаря инспиративному духовному слуху дадим всему этому воздействовать на себя, тогда, как я изображал вам это, все знание об исцелении человека получает свое высшее завершение.
Но то, что ткет здесь Рафаил весной, поворачивается вокруг земли, так же как поворачивается вокруг Земли Уриил. Уриил - это космический Дух Лета, который огибает Землю и зимой создает силы внутри человеческой головы. Рафаил - это Дух Весны, который огибает Землю и осенью создает силы человеческого дыхания. Так что мы можем сказать: в то время, когда вверху осенью космическим Духом, космическим Архангелом является Михаил, Рафаил ткет в человеке, действует во всей дыхательной системе человека, организует ее, благословляя, вершит в ней. Мы только тогда правильно представляем осень, если, с одной стороны, мы имеем мощную имагинацию Михаила с мечом из метеорного железа, в одежде, сотканной из солнечного золота, сквозь которое блестит серебряное сияние земли, если это мы представляем вверху над нами; в человеке же действует Рафаил, который играет роль для всего того, что идет от легких к сердцу, а от сердца - через всю систему кровообращения. Те целительные силы, которые ткут в космосе весной во время Рафаила, человек учится узнавать, узнавая то, что совершает Рафаил в дыхании человека осенью, когда его излучения проходят сквозь землю, а Михаил находится вверху.
Есть великая тайна: все целительные силы заложены первоначально в человеческой системе дыхания. И тот, кто действительно понимает общий процесс дыхания, узнает целительные силы в человеке. В других системах целительных сил нет. Другие системы сами нуждаются в исцелении.
Посмотрите, что я говорил о педагогике: дыхательная система особенно деятельна между седьмым и четырнадцатым годами жизни ребенка. Если в первые семь лет жизни возможность заболевания велика и после четырнадцати лет снова бывает значительной, то относительно наименьшей она становится в то время, когда с помощью эфирного тела система дыхания, пульсируя, пронизывает человеческое тело. Именно в дыхательной системе заключено таинственное исцеляющее ткущее воздействие. И все тайны исцеления - это в то же время и тайны дыхания. Последнее связано с тем, что воздействия Рафаила весной являются космическими, а осенью проникают в общую тайну человеческого дыхания.
Мы узнали, что Гавриил - это Рождественский Архангел. Он является к Рождеству космическим Духом. Чтобы его найти, нам надо смотреть вверх. А летом Гавриил несет людям все, что действует в силах питания человека, силах, которые формируют, в питающих пластических силах. Названные силы снова переносятся к середине лета в человека благодаря силам Гавриила, после того как Гавриил нисходит от области своего космического воздействия зимой к области воздействия на человека летом, когда его силы струятся сквозь землю, так как зима теперь на другой стороне.
Подходим, наконец, к Михаилу: Михаил является космическим Духом осенью. Тогда он высший, тогда он в своей космической кульминации. Затем он начинает спускаться, и его силы проникают сквозь землю весной, восходят; и они живут во всем, что в человеке становится движением, что является в нем выражением воли, что позволяет и ходить, и хватать, и работать.
Теперь представьте себе полную картину. Представьте картину Иванова дня: вверху строгий Уриил с осуждающим взглядом, с укоризненными жестами и мимикой, и восходящий к человеку, пронизывающий его внутренне, мягкий, любящий взгляд Гавриила, благословляющие жесты Гавриила: таково летом взаимодействие Уриила из космоса и Гавриила со стороны человека.
Переходя от лета к осени, вы подпадаете - как я вам описал - не могу сказать, под приказывающий, скорее под указующий взгляд Михаила. Ибо взгляд Михаила, если образ видят правильно, таков, как если бы глаз был указующим перстом, как если бы глаз не хотел заглядывать в себя, но хотел бы вглядываться в мир. Взгляд Михаила активен, позитивен, деятелен. И меч, выковывающийся из космического железа, Михаил держит в руке так, что рука одновременно указывает человеку его путь. Это картина вверху. А внизу Рафаил смотрит глубокомысленным взглядом, подступает к человеку и приносит человеку силы исцеления, те, что сначала он, можно сказать, возжигал в космосе; Рафаил с глубоким, исполненным смысла взором, опирающийся на жезл Меркурия, опирающийся на внутренние силы земли; вот так имеете вы взаимодействие Михаила в космосе и Рафаила на земле.
Перейдем к зиме. Гавриил - космический Ангел, Гавриил смотрит сверху мягко и с любовью, он благословляет, он ткущий в зимних облаках, я хотел бы сказать, в белоснежной одежде; внизу - строгий, осуждающий и укоряющий Уриил. Положение изменилось.
И опять-таки, когда мы подходим к весне: вверху Рафаил с глубокомысленным взглядом, с жезлом Меркурия, который, однако, становится в воздухе подобным огненной змее, змее, сияющей в огне; он уже не опирается на землю, но как бы сдерживает с помощью сил воздуха все, что, смешиваясь и взаимодействуя, существует в космосе как огонь, вода, земля, сдерживает для того, чтобы превратить это в целительные силы, действующие и ткущие в воздухе. Внизу же тогда Михаил, подступающий к человеку; он становится здесь особенно видимым, со своим взглядом, который я бы назвал - в позитивном смысле - указующим: взгляд, указующий на мир, желающий направить туда же и взгляд человека; это происходит, когда весной Михаил, присоединяясь к Рафаилу, встает около человека.
Посмотрите: вот перед нами картина: зима - Гавриил вверху, Уриил внизу; весна - Рафаил вверху, внизу Михаил; лето - Уриил вверху, Гавриил внизу вместе с человеком; осень - Михаил вверху, Рафаил внизу вместе с человеком.
Возьмите то, что проникло из далеких времен как древнее заклинание, которое снова возобновил Гете:
Как все здесь соткано в одно,
Творит, друг в друга вплетено!
Друг в друге и живет, и действует оно!
И точно: Уриил, Гавриил, Рафаил, Михаил действуют вместе, один действует в другом, живет в другом, и, когда человек включается во Вселенную как духовно-душевно-физическое существо, эти силы волшебно действуют в нем. Как правильны эти слова, как далеко идут они! Только подумайте, что именно означают слова:
Как все здесь соткано в одно,
Творит, друг в друга вплетено!
Лруг в друге и живет, и действует оно!
Силы небес идут то вверх, то вниз по кругу, -
Cилы небес идут то вверх, то вниз! - я перехожу к следующей строке:
Ковши златые отдают Друг Другу,
В благоуханье крыл нетленных,
С небес пронизывая землю,
Звучат в гармонии Вселенной
Вспомним вчерашнюю лекцию, где все требовало перехода от пластического к звуковому: "Звучат в гармонии Беленной!".
Я не могу сказать вам, что я ощутил, когда все это встало перед моей душой, и снова читал слова Гете: "С небес пронизывая землю!" Это "пронизывая" может страшно потрясти своей единственной правильностью; это именно то, что есть на самом деле! Потрясает то, что эти слова проходят через мир как бряцанье колокольчика, думают, будто это поэтическая вольность, будто эти слова такие же, как пишут люди в письмах, в своих статьях. Это не так. Это слова, соответствующие космическим фактам. Страшно потрясает, когда читаешь это место гетевского "Фауста" и связываешь его с истиной.
Теперь пойдем дальше. Нам открылось то, как силы небес с золотыми крыльями - это Архангелы - звучат в гармонии Вселенной, творят, друг в друга вплетены. Но здесь заключено большее. Посмотрим на Гавриила, берущего из космоса силы питания и летом привносящего их в человека. Эти питающие силы действуют в пищеварительной системе человека. Рафаил управляет дыхательной системой. Попеременно двигаясь "то вверх, то вниз", Гавриил и Рафаил взаимодействуют так, что Гавриил отдает дыханию те свои силы, которые прежде действовали в импульсах питания человека; силы питания становятся силами исцеления. Гавриил отдает питание Рафаилу - так питание становится исцелением. Если то, что обычно находится в человеке лишь как питание, наполняется тайнами дыхания, оно становится целительным.
Michael: Bewegunskraft
Gabriel: Naehrung
Raphael: Heilung
Uriel: Gedankenkraft
Михаил: движущая сила
Гавриил: питание
Рафаил: исциление
Уриил: мыслительная сила
Следует взглянуть на то превращение, которое проделывают внешние вещества в пищеварительной системе, - тогда познают значение сил Гавриила, сил питания в человеке. Но эти силы продолжают действовать дальше в системе дыхания. И, действуя дальше в системе дыхания, они будут не только силами, удовлетворяющими голод и жажду, восстанавливающими человека; они будут силами, внутренне корригирующими больного человека. Претерпевшие метаморфозу силы питания становятся силами исцеления. Кто правильно понимает питание, понимает и начало исцеления. Кто знает, чем должна быть соль в организме здорового человека, тот знает - если он дает воздействовать на себя той метаморфозе, которая от гавриилического переходит в рафаиличе-ское, - как тогда должна действовать соль в качестве лекарства в том или ином случае. Целительные силы в нас - суть метаморфизированные силы питания. Рафаил принимает от Гавриила златой ковш питания. Он передается ему.
И тут открывается тайна, которая, как можно установить, была обыденным делом в древности, но впоследствии оказалась сокрытой. Тот, кто сегодня может читать Гиппократа, - а может быть, и тот, кто не просто читает Галена, но способен интерпретировать его, - тот заметит, что у Гиппократа, и даже у Галена, древних медиков, еще живет нечто от великой человеческой тайны. В нашей дыхательной системе вершат целительные силы, они постоянно лечат нас. Наше дыхание - это постоянное исцеление. Но когда силы дыхания поднимаются к голове человека, тогда силы исцеления становятся духовными силами человека, действующими в чувственном восприятии, в мышлении. То, что мышление, восприятие, внутренняя духовная жизнь человека являются производными высочайшей терапевтической метаморфозы - метаморфозы исцеления, - то, что как находящаяся между головной и метаболической системами человека целительно-дыхательная система в качестве исцеляющей силы продлевает область своего воздействия еще дальше, вверх, - это является материальной основой духовной жизни человека; это тайна, которую когда-то осознавали, это почти ясно при чтении Гиппократа и, может быть, по крайней мере интерпретировано у Галена.
Так что можно сказать: мысль, зажигающаяся в голове человека, - это, в сущности, преображенная сила целительных импульсов, заключенных в различных веществах. Если человек провидит это и, скажем, держит в своей руке какую-нибудь целебную соль или целебное растение, он, глядя на них, скажет: ты здесь, благая целительная сила, и по потребности я вношу тебя в человека; проникни дальше сама; войди в сферу дыханья, действуй в голове человека, и тогда ты станешь вещественным носителем человеческой силы мышления, ибо Рафаил отдает свой ковш Уриилу. То, что Рафаил воспринял в питании и претворил в исцеление, это Рафаил отдает Уриилу, и оно становится силой мышления.
Почему целебные средства лечат? Целебные средства целебны, потому, что они на пути к духу. И, зная, насколько лекарственное средство близко к духу, знают и целебную силу этого средства. Дух, будучи один, сам по себе, не может проникать непосредственно в человека, в земное, однако нижняя ступень духовного - это терапевтическая сила.
Как Гавриил отдает Рафаилу силы питания для преображения их в целительные силы, так сказать, свой золотой ковш, как Рафаил отдает свой золотой ковш Уриилу, который делает целебные силы силой мышления, так и Михаил, взяв от Уриила силы мышления, наделяет силой космическое железо, из которого выкован его меч, превращает эти силы мышления в волю, а в человеке они становятся силами движения. Таким образом, мы действительно получаем эту вторую картину: идя то вверх, то вниз, Ури-ил, Рафаил, Гавриил, Михаил действуют друг в друге, скажем, Уриил и Гавриил, действуя друг с другом и содействуя друг другу, передают один другому свое достояние, чтобы в нем оно могло действовать дальше. Мы видим, как силы неба идут то вверх, то вниз и отдают друг другу златые ковши питания, исцеления, мышления и движения. Так движутся эти златые ковши от одного к другому, и в то же время один взаимодействует с другим в мировой гармонии.
И вот мы снова возвращаемся к словам из этого места в "Фаусте":
Силы небес идут то вверх, то вниз по кругу,
Ковши златые отдают друг Другу.
Именно "златые" - эти слова верны, ведь эти вещи сотканы из золота Солнца, исходящего от Уриила, как я вам это описал.
Гете именно прочел то, что он поэтически изобразил в этом изречении. Это произвело на него огромное впечатление. Он не знал того, что описывается здесь. Потрясает же именно то, что такой дух, такой ум, как Гете, своим поэтическим чувством улавливает в древней традиции то, что столь невероятным образом восстанавливает истину.
Это нечто величественное, с чем мы связываем себя снова, развивая в современности духовную науку, отдаваясь этим вещам: если мы действительно видим, как взаимодействуют Уриил, Рафаил, Михаил и Гавриил, как они передают друг другу свои собственные силы, если мы видим как все это выглядело первоначально, тогда древние изречения, сошедшие к нам, может быть, окольным путем, как здесь, - через Гете, - смогут действовать на нас, и мы увидим, как в легендах и мифах мощно проходила когда-то через мир древняя инстинктивная истина! Как затем пришло другое время, и как в наше время это снова должно быть поднято на более высокую ступень.
О, Гиппократ, - мы могли бы назвать его Рафаилом, который занят тем же, чем и он, или Меркурием, или Гермесом, - это уже безразлично, - этот Гиппократ жил в то время, когда наступили сумерки для знания о взаимодействии Гавриила, Рафаила и Уриила, знания о том, что между мышлением и силами питания находятся целительные силы. Инстинктивная древняя мудрость давала те замечательные старинные лекарства, которые снова и снова открывают заново, которые сегодня находят у так называемых примитивных народов, причем не могут представить себе, как люди к этому пришли. Все это связано с тем, что человечество когда-то обладало древней мудростью.
Сейчас в вашей душе, мои дорогие друзья, должен был бы возникнуть вопрос; приняв все мной описанное, вы должны были бы, например, предположить: если силы Рафаила ткут и живут весной, а от Рафаила в дыхательную систему человека переносятся осенью, то человек должен быть полностью захвачен силами космоса, действующими и ткущими по ходу времен. Это изначальное положение. Однако человек - существо, которое помнит и дальше все, что оно переживает однажды; все, что является внешним переживанием человека, сохраняется благодаря памяти и спустя дни и годы может еще быть внутренним переживанием настоящего времени; нечто аналогичное происходит и в космосе. Ведь человек переживает силы Рафаила внутренне, в своей дыхательной системе, не только осенью; это продолжается зимой, весной, летом. Об этом остается как бы уплотнившееся воспоминание.
Условия, описанные мной, именно таковы, но в человеке остаются воздействия всего года. Как переживания откладываются в памяти, так же остаются здесь воздействия всего года, а иначе человек не мог бы быть существом, развивающимся в течение всего года равномерно. В земной жизни дело обстоит так, что одно забывается легче, другое - труднее, но то, что насаждает Рафаил в нашей дыхательной системе осенью, было бы следующей осенью забыто, если бы Рафаил не пришел снова. До этих пор действует в дыхательных органах память, эта природная память, но затем все должно снова возобновляться.
Так человек, будучи все же вовлечен в природный процесс, не изгнан из мирового процесса, он включен и в мировой кругооборот. Но включен он в этот мировой процесс еще и другим образом. Дело обстоит так, что человек, находясь на земле, ограничен своей кожей, проникнут своими органами; тогда он представляет собой нечто изолированное от космоса, ибо связи, описанные мной, в сущности, неуловимо-таинственны. Но все обстоит иначе, когда человек существует духовно-душевно, например в предземном бытии. Здесь, между смертью и новым рождением, душевно-духовное ткет в духовной области, в духовной сфере. Здесь это душевное как бы взирает сверху вниз, но прежде всего не на отдельное человеческое тело, которое оно выбирает себе с течением времени, а на всю землю сразу, на землю в ее связи со всей планетной системой, со всем этим прядением и жизнью Рафаила, Уриила, Гавриила и Михаила. Здесь находятся вовне, взирают извне.
И врата для вхождения души, возвращающейся из предземной жизни в земную, открыты только в то время, в течение которого от декабря и до начала весны Гавриил как космический Архангел ткет вверху, а внизу, со стороны человека, ткет Уриил, внося космические силы в человеческую голову. В течение этих трех месяцев ежегодно к Земле из космоса спускаются души, которые будут воплощены в течение года. Затем они останавливаются и ожидают возможности для вступления в планетарную земную сферу; те души, которые родятся в октябре, дожидаются своего рождения уже внутри земной сферы. И в сущности, многое зависит от того, должна ли душа, вступив в земную сферу, уже соприкоснувшись с ней, дожидаться внутри земной сферы своего земного воплощения. У одних душ это бывает дольше, у других - короче.
Но вот что еще составляет особенную тайну: точно так же, как оплодотворяющее семя проникает в яйцо только при одном положении, так и небесные семена проникают в целое существо земного года лишь тогда, когда вверху как космический Ангел правит Гавриил с мягким, любящим взглядом, с благословляющими жестами, а внизу - Уриил с осуждающим взглядом и жестом увещания. Это время, когда Земля оплодотворяется душами. Это время, когда земля покрыта снегом, когда земля переходит в свои кристаллообразующие силы, когда человек может быть связан с Землей, с мыслящим земным мировым телом; тогда души из Космоса вовлекаются в сферу Земли, как бы собираются вместе. Это - ежегодное оплодотворение существа земного годового оборота.
Мы приходим ко всем этим вещам, если направляем свой взор в Космосе не только на физическое, но и на действие тех космических сущностей, которые описал я вам в четырех картинах. И, обладая этим, можно в некоторых поэтических произведениях вникнуть в космическое веяние и ткание - ведь оно существует в мире.
Как все здесь соткано в одно,
Творит, друг в друга вплетено!
Друг в друге и живет, и действует оно!
Силы небес идут то вверх, то вниз по кругу,
Ковши златые отдают Друг Другу,
В благоуханье крыл нетленных,
С небес пронизывая землю,
Звучат в гармонии Вселенной!
В этих словах можно ощутить нечто от того удивительного действа друг в друге и друг с другом, действа четырех существ Архангелов, которые вместе с силами природы ткут в человеке природное, душевное и духовное, которые живут и действуют, творя, друг в друге и друг с другом.