Переход к рыночным отношениям стран бывшего социализма с особой остротой поставил вопрос о месте и роли государства в экономических и социальных преобразованиях, о взаимосвязи государства и рынка и о путях их рационального сочетания в целях достижения наибольшего экономического эффекта в масштабах всей национальной экономики.
В обеспечении нормального функционирования любой экономической системы важную роль играет государство, которое на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны и т.п. выполняло определенные функции в сфере экономики, например по организации денежного обращения, сбору налогов и т.д. Как справедливо отмечает известный российский ученый, главный научный сотрудник ИМЭМО РАН, проф. А.Я. Эльянов, «к важнейшим задачам государства в экономике стран, ставших первопроходцами промышленной революции, наряду с оборонной и поддержанием общественного порядка, включая охрану прав частной собственности, изначально относились развитие экономической (транспорт и связь) и социальной (система образования) инфраструктуры, а также нередко ныне стыдливо замалчиваемая (как нарушающая логику спонтанных рыночных сил) поддержка своего национального капитала в борьбе с иностранными конкурентами за рынки сбыта»[10]. Именно государство является сердцевиной социально-экономической системы, так как оно концентрирует власть и регламентирует деятельность всех других негосударственных институтов.
Роль государства в механизме рыночной экономики – одна из наиболее дискуссионных проблем современной экономической теории. Дело в том, что исходный пункт становления рыночной экономики – ее освобождение от норм и правил поведения, устанавливаемых государством. И долгое время невмешательство государства в сферу частного бизнеса оставалось условием реальности рыночной экономики как системы свободного предпринимательства. Однако с 30-х годов ХХ века (со времени «Великой депрессии», поразившей практически все капиталистические страны) рыночная экономика потребовала активного государственного вмешательства как условия ее социальной эффективности. В этот период в США президент Ф.Д. Рузвельт провозгласил собственную программу под названием «Новый курс», согласно которой государство получило право контроля над важнейшими сферами деятельности, прежде находившимися исключительно в руках частного капитала. Это на практике означало своеобразное общественное согласие в стране, узаконившее обмен части гражданских свобод на гарантии стабильности и экономической безопасности развития предпринимательства в национальной экономике. Другим важнейшим этапом, потребовавшим активного государственного воздействия на социально-экономические процессы, стал период после второй мировой войны, период послевоенного строительства в странах Запада, вынудивший к активной созидательной деятельности государства в направлении целенаправленного его воздействия на динамику социально-экономического прогресса, на сглаживание неизбежных провалов рынка.
Рынку, предоставленному самому себе, присущи анархичность и стихийность, приводящие к экономическим потерям и снижению эффективности хозяйствования. Рынок обостряет проблему социального неравенства, порождает значительную дифференциацию доходов, приводит к имущественному расслоению населения, благоприятствуя экономически сильным в материальном и финансовом отношении группам собственников, в то время как экономически слабые группы (пенсионеры, инвалиды, молодежь, работники социально-культурной сферы и др.) остаются обделенными. Рынок не восприимчив к глобальным макроэкономическим проблемам, связанным с ликвидацией социального неравенства, разрешением экологических проблем, предотвращением чрезвычайных ситуаций. Как отмечает Ф.И. Шамхалов, «рынок сам по себе не способен создать и поддерживать сколько-нибудь устойчивую инфраструктуру экономической системы. Рынок, предоставленный самому себе, порождает множество непредсказуемых проблем, которые способны подорвать сами основы существования социального порядка и тем самым поставить под вопрос само существование и государства, и экономической системы»[11].
Любая социально-экономическая система способна эффективно функционировать лишь при условии соблюдения общепринятых норм поведения, правил игры во всех сферах общественной жизни, в том числе и в экономике. В этом смысле только государство способно устанавливать и обеспечивать выполнение всеми участниками воспроизводственного процесса «правила поведения» на рынке в общенациональных интересах как особого института, выражающего и реализовывающего всеобщую волю и интересы всего населения страны. Государство является формой политической самоорганизации людей на определенной исторической и географической территории, главная функция которой состоит в управлении и регулировании социально-экономическими и другими процессами, происходящими в обществе. Нельзя не согласиться с мнением проф. А.Я. Эльянова, который считает, что «нескончаемый спор сторонников и противников вмешательства государства в экономику, по сути, беспредметен. Хотя бы потому, что развитие капитализма, как и обусловленный им рост производства (материальной базы экономического прогресса), изначально опираются на государственную организацию общественной жизни. Несмотря на процессы глобализации, в этом плане пока мало что изменилось и едва ли может измениться в обозримом будущем. Государство, как и прежде, является единственным реально действующим институтом, способным обеспечить необходимый правовой порядок в хозяйственной сфере, каждой отдельно взятой страны и отстаивать ее экономические интересы на международной арене»[12].
В докладе «Стратегия развития государства на период до 2010 года», подчеркивается, что «роль государства в экономике и социальной сфере – ключевой вопрос экономической программы. Одной из иллюзий 90-х годов являлась убежденность в том, что либерализация и приватизация сама по себе служат необходимыми и достаточными предпосылками для установления режима гарантий прав собственности и создания равных условий конкуренции для всех экономических агентов. Опыт Восточной Европы, Китая и стран СНГ показал, что новые эффективные рыночные институты могут быть созданы только сильным государством, которое умеет управлять своей собственностью, отвечает по своим обязательствам и жестко наказывает как рыночных агентов, не соблюдающих действующие правила игры, так и собственный аппарат, искажающий эти правила бюрократическими приемами»[13].
2.1.2. Мнения западных ученых-экономистов
Неконтролируемые рыночные процессы разрушительны для общества и природы, а потому рыночная экономика более чем любая иная система хозяйствования нуждается в регулировании. При этом роль регулирующего центра может выполнять только государство – институт, представляющий все общество и обладающий правом внеэкономического вмешательства в хозяйственные процессы. Отличие государства от всех других форм социальной организации состоит в том, что оно выступает в качестве единственного субъекта государственной власти, действие которого распространяется на все население и территорию, попадающую под юрисдикцию данного государства. Государство через свои органы законодательной и исполнительной власти определяет правовую базу функционирования рынка и устанавливает правила и нормы владения собственностью, стремится стабилизировать экономику с помощью применения основных рычагов проведения макроэкономической политики, таких как, денежно-кредитные и налогово-бюджетные средства, осуществление государственных заказов и закупок. Этим самым государство пытается стабилизировать развитие национальной экономики, стимулировать деловую активность предпринимателей, стремится обеспечить максимальную занятость населения и низкий уровень инфляций в стране. На стабилизирующей функции государства в экономике обращают особое внимание американские ученые-экономисты К.Макконнел и С.Брю, считая в деятельности современного государства функцию экономической стабилизации самой важной, предназначение, которой «помогать частной экономике, обеспечивать полную занятость ресурсов и стабильный уровень цен»[14].
Свидетельством высокой значимости данной функции государства является то, законодательное закрепление ее в нормативных актах таких высокоразвитых стран с рыночной экономикой, как США, Германии, Испании, Франции, Великобритании.
В США Закон о занятости от 1946 г. возлагает на государственные структуры ответственность за обеспечение максимальной занятости, уровня производства и покупательной способности населения, т.е., другими словами, за сохранение темпов инфляции на низком уровне.
В Германии Закон о содействии стабилизации и экономическому росту (1967 г.) обязывает государство нивелировать определенными мерами экономической политики конъюнктурные колебания рынка, т.е. добиваться достижения стабильного экономического роста, внешнеэкономического равновесия, высокого уровня занятости и стабильных цен.
Принцип социального государства, заложенного в Конституции Испании 1978 г. «допускает вмешательство государственной власти в сферу экономики, с тем, чтобы гарантировать действительную свободу и равенство на экономическом рынке… Он также позволяет ограничить как свободную конкуренцию, так и вмешательство государства в рынок. Кроме того, правовое государство защищает страну и гарантирует соблюдение конституционных прав в области экономики, особенно права на частную собственность и свободу предпринимательской деятельности».
Профессор факультета права Университета Париж Х-Натер Мишель Базекс отмечает, что «бесполезно искать во французской правовой системе какой-либо сектор экономической деятельности, на который не распространялись бы действия государственных властей»[15].
Английские ученые Космо Грэхем и Тони Проссер констатируют, что «даже после проведения приватизации Тэтчер и Мейджором в Великобритании все еще существует значительное количество регулирующих положений в экономической сфере… Законодательные положения могут служить основой для создания и регулирования рынка, создания дополнительных рынков, для естественной монополизации и внесения изменений в деятельность рынков, для осуществления политических и социальных целей»[16].
Сама предпринимательская деятельность также нуждается в поддержке государства, ибо она обеспечивает стабильность в обществе, без которой предприниматели не могут стабильно и эффективно функционировать. Например, в США крупное предпринимательство в лице ТНК реально ощущает поддержку государства по разным направлениям. Так, по данным Бюджетного управления Конгресса США, федеральное правительство тратит до 25 млрд. долл. в год на создание и поддержание инфраструктуры капитального строительства, куда входят затраты на финансирование автострад, транзитного сообщения, авиадиспетчерской службы, очистки сточных вод и т.д. Именно вмешательство американского государства спасло от банкротства таких всемирно известных корпораций, как «Локхид», «Крайслер», континентальный банк Чикаго.
Государство в условиях рынка осуществляет и собственную экономическую деятельность через предприятия государственного сектора и государственное предпринимательство, а также путем размещения государственных заказов и осуществление государственных закупок.