Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Формирование и эволюция африканского обычного права.




Выяснение генезиса правовых и государственных начал в аф­риканских обществах имеет принципиальное значение для выяс­нения общих закономерностей их происхождения и первоначаль­ного развития, изучения их дальнейшей эволюции, а также для понимания все еще решающего значения правовых обычаев в формировании и функционировании правовых систем современ­ных африканских государств.

Своеобразие африканских социальных структур иногда создает стереотип обществ, где в прошлом не существовало государствен­ности и права. Изучение процесса возникновения и становления ранних правовых и государственных систем в африканских обще­ствах является задачей достаточно сложной. Подробное ознаком­ление с ними свидетельствует, что этот процесс имеет древнюю историю и уходит в глубь веков. Задолго до прихода колонизато­ров в африканских обществах, наряду с переходными предгосудар- ственными обществами, существовали сложившиеся государства, и социальная жизнь в них регулировалась правом. Конечно, тради­ционные социальные образования еще не были государствами в его современном понимании, и, следовательно, принятые в них обычаи не считались правом в современном понимании.

В своем развитии обычное африканское право прошло три этапа:

— первый этап — формирование африканского обычного права;

— второй этап — обычное право в колониальный период;

— третий этап — формирование современных правовых сис­тем африканских государств.

В африканских обществах с давних времен господствовало раз­дробленное многообразное неписаное обычное право, отражав­шее полуфеодальный уклад жизни традиционного общества. На ранних этапах развития африканских обществ обычай и традиция совпадали с правосознанием, и поэтому на протяжении веков традиционным для коренного населения Африки оставалось имен­но обычное право. Разумеется, оно не представляло единого ком­плекса, поскольку разные этнические группы, разные общества имели свои самобытные системы правовых обычаев. Вместе с тем, именно многообразные обычаи оставались главным регулято­ром взаимоотношений в этих обществах.

Они, естественно, носили устный характер. Если в письменно­сти главным является сообщение, для передачи которого она слу­жит, а также стремление к анонимности общественных отноше­ний, то устное общение, наоборот, ставит на первое место инди­видуализацию общественных отношений. Устное общение спо­собствует развитию не только отношений между индивидуумами. Группы, из которых состоит общество, играют определяющую роль в сохранении слова: именно на них, а не на письменный текст, возлагается задача запомнить послание[8].

Общинная модель структуры общества направлена на уста­новление гармонии между обществом и индивидуумом. Действие индивидуума всегда имеет место в качестве члена определенной общины, соответственно, его обязанности и права определяются данной общиной.

Несмотря на то, что сведения об обычном праве раннего пе­риода развития весьма скудны, изучение обычно-правовых норм африканских обществ позволяет восстановить реальные механиз­мы регулирования общественных отношений.

Сохранившийся правовой сборник XIII в., известный под назва­нием «Фетха негаст» («Правосудие царей»), является уникаль­ным документом, отражающим потенциал и возможности норм обычного права в регулировании сложных общественных отноше­ний. Данный правовой документ, составленный в Египте, регули­ровал не только взаимоотношения внутри общества, но и на осно­ве правовых традиций ислама и христианства регулировал внешне­политические и внешнеэкономические отношения Египта как круп­ного политического и торгового центра с могущественной Визан­тией. Благодаря этому в данном документе можно обнаружить и влияние византийского права.

В XVI в. в Эфиопии этот сборник был утвержден как правовой кодекс, который, наряду с библейскими текстами (Ветхий и Новый завет) и соборными уложениями христианской церкви, включал «книги царей» (императорские каноны), содержавшие правовые нормы и царские установления.

Еще одним памятником обычного права, дошедшим до нас, являются старинные «речения» (кабары), принадлежавшие вождю малагасийского государства Имерна (Имерн), которые в своей основе содержали обычаи. Согласно этому памятнику обычного права, принятые на народном собрании решения осно­вывались на традициях и обычаях. Эти старинные «речения» сохранялись в устной форме, и только в середине XIX в. были записаны и опубликованы на малагасийском языке. Впоследствии малагасийские обычно-правовые нормы систематизировались в правительственных изданиях, получившим название «кодексов».

Одним из первых таких кодексов является «Кодекс 48 статей», принятый в 1828 г., и регулировавший некоторые вопросы уголовно­правовых и гражданско-правовых отношений. За ним последовал «Кодекс 50 статей», регулировавший вопросы административного управления провинциями. В 1863 г. было принято еще два кодекса; один из которых содержал уголовно-правовые и гражданско-право­вые нормы, второй — нормы о разделе имущества между сторонами и дворцовой казной в спорных случаях и другие положения.

Впоследствии малагасийский «Кодекс 101 статьи», принятый в 1868 г., и наиболее полный «Кодекс 305 статей», принятый в 1881 г., были изданы правительственной дворцовой типографией и известны лишь узкому кругу чиновников. ГОследний из назван­ных кодексов содержал статьи о политических и уголовных прес­туплениях, о государственной власти, собственности, рабах и т.д. В нем содержалась норма, предписывающая сохранение не­писаных народных традиций и обычаев, соблюдаемых по сегод­няшний день: Они остаются в силе и применяются наравне с письменными законами, собранными в данном кодексе.

По традиции до публикации правитель произносил речь (кабар) перед народным собранием, а затем следовало чтение статей ко­дексов. В начале XX в. эти документы были опубликованы на французском языке и стали известны в Европе.

Африканские общества в течение многих веков жили по нор­мам добровольно соблюдаемых обычаев, регулировавших разные стороны организации жизни племен. Соблюдение норм обычного права обеспечивалось уважительным отношением к традициям предков. Каждая из многочисленных общин имела свои нравы и обычаи. Различия между обычаями одного района или одной эт­нической группы были небольшими, однако они могли стать зна­чительными вне этих границ.

Таким образом, первый этап формирования традиционного африканского права охватывает зарождение и эволюцию обыча­ев, как основных регуляторов общественной жизни в традицион­ных африканских обществах, начиная с периода разложения пер­вобытного общества





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-25; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2865 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Даже страх смягчается привычкой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2503 - | 2195 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.