У проблемы свободы есть юридическая и экономическая сторона. Юридическая свобода деятельности ограниченна рамками действия Закона «О средствах массовой информаций». Закон диктует, что может, а чего не может журналист, в частности в статье о правах и обязанностях журналиста.
Экономическая свобода печати ограничивается материальными средствами или подчинением тому, кто владеет средствами.
Экономически необеспеченная юридическая свобода носит фиктивный характер, поскольку ею невозможно воспользоваться без определенных материальных средств. История повторяется. Когда-то основоположник советского государства писал: «капиталисты называют свободой печати такое положение дела, когда цензура отменена, и все партии свободно издают любые газеты. На самом деле это не свобода печати... Такой свободой можно воспользоваться только тот, кто располагает необходимым капиталом. Это скрытая форма провозглашения «свободы» лишь для буржуазной печати. Поэтому там фиксируемая «свобода печати» есть обман до тех пор, пока остается власть капитала над прессой».
Свобода прессы должна восприниматься не как нечто абстрактное, а как конкретная форма свободы проявления творческой активности Журналистского и публицистического профессионализма. После журналистского и публицистического профессионализма. После августовского путча 1991 года профессор Я.Н.Засурский в статье, опубликованной в «Известиях», высказал мнение, что «если бы в те дни около дачи Горбачева оказались журналисты, ложь хунты была бы немедленно разоблачена». Утром 19 августа 1991 года всему миру была преподнесена большая ложь о болезни Президента страны.. Эта ложь стала возможной, по мнению автора статьи, потому что хунта «пыталась надеть намордник на нашу прессу». Гораздо в большей степени Президента могла бы защитить свобода прессы, свободная журналистика. «... если бы с телекамерой около дачи Горбачева оказались журналисты, если бы они сняли телекамерой М.С.Горбачева с внучкой на берегу моря и опубликовали бы эти фотографии в советской или зарубежной прессе, ложь хунты была бы немедленно разоблачена.... журналисты должны иметь возможность знать, что делают высшие государственные деятели не только в своих кабинетах, но и на отдыхе». Сразу же после путча «Независимая газета» опубликовала материал, в котором рассказала о том, что тогдашний премьер-министр в условиях объявленного при его участии незаконного чрезвычайного положения предавался пьянству. А почему раньше никто не знал об этой слабости премьера? Почему при назначении должностных лиц на высшие государственные посты, как пост Президента, вице-президента, премьер-министра, министра иностранных дел, министра обороны и других лиц пресса не проводит свое собственное исследование их поведения? Я.Н.Засурский настаивает: «Необходимо обязать государственных деятелей терпеть поблизости от себя око народа - журналистов. Закон должен обязать наших руководителей - президентов, премьер-министров, министерства вести свою деятельность гласно. Это не только пресс-конференция для журналистов, не только возможность, но и обязанность журналистов постоянно информировать общественность о том, что происходит в высших эшелонах власти» /2/. Государственный переворот 1991 года был направлен против народа. Против народа были направлены не только танки в Москве, но и обман, большая государственная ложь. «Сегодня мы убедились в том, что никакая охрана, составленная из полковников и генералов, не может защитить нашего Президента. Но мне кажется, что в гораздо большей степени его могла бы защитить свобода прессы, свободная журналистика» /2/.
Многие демократические государства ограничивают свободу СМИ при наличии трех оснований, прямо предусмотренных специальными законами. К ним можно отнести следующие законы: против клеветы и вторжения в личную жизнь, защищающие людей от публикации материалов, которые могли бы угрожать их репутации; против мятежа и измены, направленные на предотвращение опубликования материалов, создающих угрозу национальной безопасности; против непристойных выражений, направленных на защиту морали общества.
В Казахстане законодательством четко установлены особые случаи неразглашения информации, а также информация, представляющая государственные секреты. Кроме того, ограничения свободы слова и СМИ распространяются и на некоторые негосударственные секреты.
Так, по Закону РК «О средствах массовой информации» не допускается использование средства массовой информации для пропаганды или агитации насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики Казахстан, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, сословного и родового превосходства, культа жестокости и насилия, порнографии. /Статья 2, пункт 3/.