Погребальную молитву по нему совершило огромное количество людей — лишь Аллаху известно, сколько точно их было. Среди них был и халиф мусульман Хишам ибн 'Абд-аль-Малик.
АЛЬ-КАСИМ ИБН МУХАММАД
ИБН АБУ БАКР
Если бы это было в моей власти, я избрал бы халифом аль-Касима ибн Мухаммада.
'Умар ибн 'Абд-аль-'Азиз
З наете ли вы историю этого благородного последователя сподвижников? Это юноша, который взял от славы всё, что только можно было взять.
Его отцом был Мухаммад, сын Абу Бакра ас-Сыддика, а его матерью — дочь последнего персидского царя Йездигерда. Его тёткой со стороны отца была мать верующих 'Аиша. В добавление к этому он увенчал голову свою венцом богобоязненности и знания. Есть ли иная слава, в снискании которой должны состязаться верующие?
Таким был аль-Касим ибн Мухаммад ибн Абу Бакр ас-Сыддик — один из семи главных факихов Медины, превзошедший своих современников знаниями, наиболее разумный и самый благочестивый из них.
Давайте же расскажем историю его жизни с самого начала.
Аль-Касим ибн Мухаммад родился в конце правления 'Усмана ибн 'Аффана. Не успел ребёнок научиться ходить, как по исламскому государству пронёсся ураган страшной смуты.
Вот принял мученическую смерть усердно поклонявшийся Аллаху халиф, обладатель двух светов*, склонившись над Кораном.
* 'Усмана прозвали так, потому что он был женат сначала на одной, а потом и на второй дочери Посланника Аллаха .
228 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников
Потом разгорелся серьёзный конфликт между повелителем верующих 'Али ибн Абу Талибом и Му'авией ибн Абу Суфьяном, наместником халифа в Шаме.
Потянулась цепочка страшных, ошеломляющих событий.
Вот мальчика вместе с сестрой везут в Египет. Они должны были воссоединиться с отцом, после того как повелитель верующих 'Али ибн Абу Талиб назначил его наместником Египта.
Потом мальчик увидел, как когти страшной смуты протягиваются к его отцу, неся ему смерть.
И вот уже мальчика снова везут из Египта в Медину после того, как Египет оказался под властью сторонников Му'авии. Мальчик стал сиротой, лишившись отца.
Сам аль-Касим рассказывал о тех ужасах, которые ему довелось пережить, и о том, что было потом.
«Когда моего отца убили в Египте, приехал мой дядя 'Абд-ар-Рахман ибн Абу Бакр и отвёз меня вместе с моей маленькой сестрой в Медину. Как только мы приехали, моя тётя 'Аиша послала за нами и забрала нас из дома дяди в свой дом. Она и вырастила нас. И не случалось мне видеть мать или отца, более добрых и заботливых, чем она. Она кормила нас своими руками, а сама не ела с нами, и только если от нашей еды что-то оставалось, она доедала за нами. Она заботилась о нас так, как заботится о ребёнке женщина, выкормившая его своим молоком. Она купала нас, расчёсывала нам волосы и одевала нас в ослепительно-белую одежду. Она побуждала нас к благому и приучала нас делать добро и удерживала нас от зла и побуждала нас отказаться от него. Она учила нас Книге Аллаха — тому, что мы могли усвоить, — и пересказывала нам хадисы осланника Аллаха , которые мы способны были понять. И она одаривала нас по праздникам, а вечером в день Арафата сбри-
Аль-Касим ибн Мухаммад ибн Абу Бакр 229
вала мне волосы и купала меня и сестру. А когда мы просыпались утром, она надевала на нас новую одежду и посылала в мечеть, чтобы мы совершили праздничную молитву. А когда мы возвращались, по её велению совершали жертвоприношение.
Однажды она одела нас в белую одежду и усадила меня на одно колено, а мою сестру — на другое. Она пригласила моего дядю 'Абд-ар-Рахмана. Когда он вошёл, она поприветствовала его, а потом заговорила. Она восхвалила Всевышнего Аллаха должным образом. И мне не случалось видеть человека, будь то женщина или мужчина, более красноречивого, чем она, и умеющего так изъясняться.
Затем она сказала:
— Брат мой... Поистине, я вижу, что ты отдалился от меня с тех пор, как я забрала у тебя этих детей и взяла их в свой дом. Клянусь Аллахом, я сделала это не из желания превознестись над тобой и не потому, что я плохого мнения о тебе, и не потому, что я считаю, что ты не станешь соблюдать их права должным образом. Просто у тебя несколько жён, а они были маленькими детьми, неспособными позаботиться о себе самостоятельно. И я побоялась, что твои жёны будут видеть (обычную для детей) грязь, и это внушит им отвращение, и они не будут испытывать к ним привязанности. И я решила, что я имею больше прав на заботу о них, чем твои жёны, пока эти дети малы и беспомощны. Теперь же они подросли и уже могут сами позаботиться о себе. Возьми же их теперь, пусть живут у тебя.
И наш дядя 'Абд-ар-Рахман забрал нас и мы стали жить в его доме».
Сердце мальчика было по-прежнему привязано к дому его тёти — матери верующих 'Аиши . Ведь в этом доме, пропитанном благоуханием пророчества, он рос и воспитывался, окружён-
230 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников
ный любовью, лаской и заботой хозяйки дома. И он проводил часть времени в её доме, а другую часть — в доме дяди.
У него остались самые приятные воспоминания о жизни в доме 'Аиши . Эти милые его сердцу воспоминания он пронёс через всю свою жизнь. Сам аль-Касим рассказывал истории из своего детства. Вот одна из них.
«Однажды я сказал своей тёте 'Аише :
— Матушка, покажи мне могилу Пророка и двух его товарищей.
Дело в том, что могилы эти находились внутри её дома, просто она прикрыла их, чтобы скрыть от глаз. Она сняла то, чем они были прикрыты, и я увидел три могилы — они не были совсем сровнены с землёй, но и ие возвышались сильно над её поверхностью. Они были выложены мелкими красными камешками, которые были во дворе мечети.
Я спросил:
—Какая из них могила Посланника Аллаха ?
Она показала рукой и сказала:
—Вот эта.
При этом по щекам её скатились две крупные слезы, и она поспешно вытерла их, чтобы я их не увидел.
Могила Пророка была смещена вперёд по сравнению с могилами двух его товарищей. Я спросил:
—А где могила моего деда Абу Бакра?
Она ответила:
—Вот эта.
Его могила начиналась примерно у головы покоящегося в своей могиле Посланника Аллаха .
Я спросил:
— А это могила 'Умара?
Аль-Касим ибн Мухаммад ибн Абу Бакр 231
Она ответила:
—Да.
Голова покоящегося в своей могиле 'Умара находилась примерно у талии моего деда и примерно на уровне ног Посланника Аллаха ».
Мальчик подрос и выучил Книгу Всевышнего Аллаха наизусть. И он перенял от своей тёти 'Аиши столько хадисов Посланника Аллаха , сколько пожелал Аллах. Потом он отправился в мечеть Пророка и стал посвящать своё время кружкам искателей знания, которые были в мечети, словно сияющие звёзды на небе.
Аль-Касим передавал хадисы от Абу Хурайры, 'Абдал-лаха ибн 'Умара, 'Абдаллаха ибн 'Аббаса, 'Абдаллаха ибн аз-Зубайра, 'Абдаллаха ибн Джа'фара, 'Абдаллаха ибн Хаббаба, Рафи' ибн Хадиджа, Асляма (вольноотпущенника 'Умара ибн аль-Хаттаба) и многих других.
В конце концов аль-Касим стал имамом-муджтахидом* и одним из лучших знатоков Сунны своего времени. А в те времена мужчину не считали мужчиной, пока он не будет хорошо знать Сунну.
* Муджтахид (учёный, обладающий правом делать иджтихад) должен обладать следующими качествами и навыками: знанием Корана и Сунны; знанием вопросов, по которым имеется согласное мнение ученых (иджма'); глубоким знанием арабского языка; знанием основ фикха и методов извлечении решения из текстов первоисточников; знанием отменённых аятов и хадисов (насих, мансух); он должен быть мусульманином, обладать здравым умом и рассудительностью. Иджтихад — буквально 'проявление усердия', 'настойчивость', самостоятельное вынесение решений по вопросам мусульманского права (фикха), осуществляемое учёным, достигшим высшей ступени знаний в исламских науках.
232 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников
Когда внук Абу Бакра ас-Сыддика стал учёным, люди потя-нулись к нему, желая перенять от него его знание, которое он щедро отдавал им. Он приходил в мечеть Посланника Аллаха каждое утро в одно и то же время. Совершив молитву — приветствие мечети в два рак'ата, он садился у местечка Хаухат 'Умар в Рауде между могилой Посланника Аллаха и его минбаром. И вокруг него собирались искатели знаний из разных мест. Они припадали к этому чистому источнику, утоляя свою жажду знаний.
Очень скоро аль-Касим ибн Мухаммад и сын его тёти со стороны матери сделались надёжными имамами Медины. Они обрели влияние и люди подчинялись им. Несмотря на это они не обладали властью, не будучи ни наместниками, ни правителями. Аюди подчинялись им потому, что видели их богобоязненность и благочестие, знание и понимание религии, а также их равнодушие к мирским благам, которыми владели люди, и стремление к тому, что у Всевышнего Аллаха.
Их влияние было так велико, что даже халифы бану Умайя и их наместники не принимали важных решений, касающихся Медины, не посоветовавшись с ними.
Например, аль-Валид ибн 'Абд-аль-Малик в своё время решил расширить мечеть Пророка в Медине. Но осуществить эту свою мечту он мог, только разрушив старую мечеть, а также убрав дома жён Пророка , чтобы место, на котором они стояли, стало частью мечети. Однако подобные действия люди приняли бы с неудовольствием и вряд ли одобрили бы их.
Аль-Валид написал своему наместнику в Медине 'Умару ибн 'Абд-аль-'Азизу: «Я считаю, что следует расширить мечеть Посланника Аллаха так, чтобы ее площадь стала две-
Аль-Касим ибн Мухаммад ибн Абу Бакр 233
сти на двести локтей, Разрушь же все четыре стены, сделай комнаты жён Пророка частью мечети, выкупи дома, стоящие вокруг мечети, и продвинь вперёд киблу, если сможешь. Поистине, ты можешь сделать это благодаря положению твоих родственников со стороны матери — семейства аль-Хаттаба и тому месту, которое они занимают в людских сердцах. Если же жители Медины не согласятся с этим, то обратись за помощью к аль-Касиму ибн Мухаммаду и Салиму ибн 'Абдаллаху ибн 'Умару — привлеки их к участию в этом деле. И заплати людям хорошую цену за их дома. Поистине, у тебя есть в этом два искренних предшественника — 'Умар ибн аль-Хаттаб и 'Усман ибн 'Аффан».
'Умар ибн 'Абд-аль-'Аэиз позвал к себе аль-Касима ибн Мухаммеда и Салима ибн 'Абдаллаха, а также нескольких наиболее влиятельных известных жителей Медины, и зачитал им послание повелителя верующих. Они обрадовались решению халифа и приступили к его исполнению.
Увидев, что два признанных учёных и имама Медины разрушают мечеть своими руками с целью её последующего расширения, люди поднялись, как один, и стали помогать им. Они исполнили то, что повелел им халиф в своём послании.
В это время победоносные войска мусульман покоряли крепости, стоявшие на их пути к Константинополю. Они брали одну крепость за другой под командованием доблестного полководца Маслямы ибн 'Абд-аль-Малика ибн Мервана. Покорение этих крепостей было своего рода вступлением к покорению самого Константинополя.
Узнав о решении повелителя верующих расширить мечеть Пророка , византийский правитель решил подольститься к нему, сделав для него что-нибудь такое, что ему понравилось бы.
234 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников
И он послал аль-Валиду сто тысяч мискалей* золота, а также сто человек из числа самых искусных строителей его государства, которые везли с собой сорок верховых животных, груженных мозаикой.
Аль-Валид послал всё это 'Умару ибн 'Абд-аль-'Азизу, чтобы он использовал присланное для строительства мечети, что 'Умар и сделал, предварительно посоветовавшись с аль-Касимом ибн Мухаммедом и его товарищем.
Аль-Касим ибн Мухаммад был очень похож на своего деда ас-Сыддика и старался идти по его стопам — так, что люди даже стали говорить: «Не было среди потомков Абу Бакра человека, который походил бы на него больше, чем этот юноша».
Аль-Касим походил на ас-Сыддика своим благонравием и достойными качествами, твёрдостью веры и особым благочестием, великодушием и щедростью. От него передаётся множество высказываний, подтверждающих это. И дошедшие до нас сообщения о его деяниях также свидетельствуют в пользу этого утверждения.
Рассказывают, что однажды какой-то бедуин пришёл в мечеть и обратился к аль-Касиму со словами:
— Кто из вас знает больше — ты или Салим ибн 'Абдаллах?
Аль-Касим не стал отвечать ему.
Бедуин повторил свой вопрос. Тогда аль-Касим сказал:
— Пречист Аллах!
Но бедуин не успокоился и снова задал свой вопрос. Аль-Касим сказал:
— Вот Салим, о сын брата моего, сидит вон там.
И присутствующие сказали:
* Мискаль — мера веса.
Аль-Касим ибн Мухаммад ибн Абу Бакр 235
— Ай да молодец! Он не захотел говорить: «Я знаю больше, чем он», чтобы не хвалить себя. И он не пожелал сказать: «Он знает больше меня», чтобы не солгать...
А аль-Касим знал больше Салима.
Однажды, когда он находился в долине Мина, паломники, прибывшие к Дому Аллаха для совершения хаджа из разных областей, окружили его, задавая ему вопросы. Он отвечал им на те вопросы, ответ на которые был известен ему. А о том, чего он не знал, он честно говорил:
— Я не знаю... Мне это неизвестно.
Людей удивило это. Тогда он сказал им:
— Мы не знаем ответ на некоторые из вопросов, которые вы задаёте. А если бы знали, то не стали бы скрывать от вас ответ, потому что нам не дозволено утаивать знание. И жить невеждой, зная о своих обязанностях перед Аллахом, лучше для человека, чем говорить о том, чего он не знает.
Однажды аль-Касиму поручили распределение закята и он, применяя свои знания, отдал каждому то, что причиталось ему. Но один человек остался недоволен своей долей.
Он пришёл к нему, когда тот стоял в мечети, совершая молитву, и сказал всё, что думал, о распределении аль-Касимом этих средств.
Его сын сказал этому человеку:
— Клянусь Аллахом, ты говоришь о человеке, который не брал из вашего закята ни дирхема, ни данника* и не взял из него ни одного финика!
* Даник — мелкая монета.
236 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников
Аль-Касим сделал свою молитву короткой и, завершив её, повернулся к сыну и сказал:
—- Сынок, после этого дня никогда не говори о том, чего не знаешь.
Но люди подтвердили:
— Его сын говорит правду.
Аль-Касим просто воспитывал его таким образом, желая удержать его язык от лишних слов.
Аль-Касим ибн Мухаммад прожил почти семьдесят два года. В старости он ослеп. В последний год своей жизни он отправился в Мекку, желая совершить хадж, и скончался в пути.
Почувствовав приближение смерти, он посмотрел на сына и сказал:
— Когда я умру, заверни меня в ту одежду, в которой я совершал молитву: рубаху, изар и плащ. Таким был саван твоего прадеда Абу Бакра. Потом разровняй землю на моей могиле и возвращайся к своей семье. И не вздумайте стоять на моей могиле и говорить: мол, он был таким-то и таким-то... Никем особенным я не был.
СЫЛЯ ИБН АШЬЯМ АЛЬ-'АДВИ
Сыля ибн Ашьям учился у многих благородных сподвижников и перенял от них их величественность и благонравие.
Алъ-Асбахани
С ыля ибн Ашьям аль-'Адви — человек, посвящавший свои ночи поклонению. А днём он превращался в бесстрашного и доблестного воина.
Когда на землю опускалась ночная мгла и люди ложились спать, он поднимался, тщательно совершал малое омовение, вставал на том месте, где всегда занимался поклонением, и приступал к совершению молитвы, всем сердцем устремляясь к Господу.
Божественное сияние озаряло его душу, освещая для его внутреннего взора просторы Вселенной и показывая ему чудеса и знамения Аллаха в её пределах.
Он также любил читать Коран в предрассветный час. Когда наступала последняя треть ночи, он склонялся над мусхафом, читая ясные аяты Аллаха своим чистым, красивым и печальным голосом. Иногда чтение Корана наполняло его сердце сладостью и возбуждало в глубине его сознания страх перед Аллахом. А иногда чтение порождало в нём смирение, заставлявшее его сердце содрогаться.
Сыля ибн Ашьям был постоянен в своём поклонении, не проявляя слабости и лени. Он поклонялся так и дома, и в пути, и когда у него было много свободного времени, и когда у него было много других занятий.
238 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников
Джа'фар ибн Зейд рассказывает такую историю.
«Как-то раз мы отправились в составе войска мусульман в сторону Кабула в надежде, что Всевышний Аллах поможет нам покорить его. В составе войска был и Сыля ибн Ашьям.
Когда стемнело, мы остановились на ночлег. Воины сняли поклажу, поели немного и совершили вечернюю молитву-'иша. Потом они остались отдыхать возле своих вещей. Я увидел, что Сыля так же, как и они, отправился к своим вещам и тоже лёг спать.
Я подумал: "Где же молитва и поклонение этого человека, о которых говорят люди? А ведь они утверждают, что он выстаивает молитву так, что ноги его опухают от долгого стояния... Клянусь Аллахом, я непременно буду следить за ним всю эту ночь, чтобы увидеть, что он будет делать".
Как только лагерь погрузился в сон, я увидел, как Сыля поднялся и покинул лагерь под покровом ночи. Он отправился в густой лес с раскидистыми деревьями. В этом лесу было так дико, что, казалось, нога человека никогда не ступала здесь.
Я пошёл за ним.
Отойдя довольно далеко от лагеря, он определил направление киблы и повернулся в нужную сторону, после чего произнёс открывающий такбир и углубился в молитву. Я смотрел на него издалека, и мне казалось, будто лицо его светится... Его движения были неторопливыми. Сам он выглядел спокойным, как будто ему нравилось находиться в одиночестве в этой дикой глуши... Словно отдалённость от людей приносила ему ощущение близости к Аллаху, а в кромешной тьме он видел сияющий свет.
Когда он стоял так, из восточной части леса пришёл лев. Стоило мне увидеть его, как сердце моё едва не выскочило из груди от страха. Я тут же влез на дерево, забравшись повыше, чтобы лев не мог достать меня. Лев подходил всё ближе и бли-
Сыля ибн Ашьям аль-'Адви 239
же к Сыле, который стоял, погружённый в молитву. Хищник остановился в нескольких шагах от него, но Сыля, клянусь Аллахом, даже не посмотрел в его сторону и не обратил на него никакого внимания.
Когда он совершил земной поклон, я подумал: вот сейчас лев бросится и растерзает его. Подняв голову после земного поклона, Сыля сел. Лев остановился прямо напротив него, будто разглядывая его. Произнеся таслим*, Сыля спокойно посмотрел на льва и пошевелил губами, произнеся слова, которых я не услышал. И вдруг лев развернулся и ушёл прочь.
Когда наступил рассвет, Сыля поднялся и совершил утреннюю молитву. Потом он стал восхвалять Аллаха так, что подобных слов восхваления мне не доводилось слышать прежде. Потом он сказал:
— О Аллах! Поистине, я прошу Тебя защитить меня от Огня... Может ли грешный раб вроде меня дерзнуть просить у Тебя Рай?!
Он повторял и повторял эти слова, плача, и, слушая его, я тоже заплакал. Потом он незаметно вернулся в лагерь. При этом у него был такой бодрый вид, что людям казалось, что он всю ночь проспал на мягкой постели. А я, вернувшись следом за ним, чувствовал себя усталым и разбитым после бессонной ночи. Я чувствовал слабость во всём теле, и страх перед львом всё ещё сидел во мне... Только Аллах знает, в каком я был состоянии...»
Сыля ибн Ашьям, в добавление к прочим своим достоинствам и благим деяниям, не упускал возможности дать людям полезное наставление и обратиться к ним с напоминанием. Он при-
* Слова, которыми завершается молитва.
240 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников
зывал к пути Господа своего с мудростью и благим увещеванием, и ему удавалось привлечь даже души, питавшие отвращение к религии, и смягчить даже очень чёрствые сердца.