Питирим Александрович Сорокин (1889 - 1968). Российско-американский социолог, занявший значительное место в развитии социологии в России. Труды, получившие мировое признание: «Современные социологические теории», «Социальная и культурная мобильность», «Система социологии» и т.д.
В «Системе социологии» Сорокин описывает базовые научные принципы социологии: 1. социология как наука должна строиться по типу естественных наук (нет речи о противопоставлении «наук о природе» и «наук о культуре»; объекты различны, но методы их изучения одни) 2. социология должна изучать мир таким, какой он есть, всякое вмешательство в науку с позиций нравственных и других норм недопустимо 3. социология должна быть «объективной дисциплиной», т.е. изучать реальные взаимодействия людей, доступные объективному изучению и измерению 4. необходимей отказаться от «философских», недоказанных умозаключений в пользу опытного, точного знания.
Т.о. опора на реальный опыт и научные данные (исходные позиции позитивизма) отстаивались Сорокиным.
Сорокин делили социология на теоретическую и практическую.
Теоретическая изучает явления человеческого взаимодействия с т.з. сущего. В теоретической выделял 3 раздела: 1. социальная аналитика (изучает строение и состав общества) 2. социальная механика (изучает закономерности социальных явлений,
процессы взаимодействия людей) 3. социальная генетика (изучает развитие социальной жизни, ее отдельных сторон и институтов).
Практическая социология изучает явления человеческого взаимодействия с т.з. должного и характеризуется как прикладная дисциплина. Опираясь на законы теоретической социологии, она должна помогать обществу и человеку управлять социальными силами в
соответствии с поставленными целями. Практическая социология проявляется в сущности
как социальная политика.
Объектами изучения неопозитивистской социологии Сорокина является прежде всего
социальное поведение и деятельность людей, социальные группы и структура общества в
целом, а также происходящие в нем социальные процессы. В то же время вся
общественная жизнь и все социальные процессы могут быть разложены, по Сорокину, на
явления и процессы взаимодействия 2х и более числа индивидов. Эти взаимодействия -
непосредственный предмет изучения социологии.
Отличие неопозитивизма Сорокина от позитивизма Конта: социология Конта направлена на изучение общества как целостного социального организма, социология Сорокина – на изучение взаимодействия 2х и более лиц, образующих т.н. малые группы.
Структура социального взаимодействия - это связь Зх элементов: 1. индивидов (минимум
- двух), вступающих в акт взаимодействия и этим обуславливающих поведение друг друга 2. «актов» (или действий) 3. «проводников» этих действий (язык, письменность, деньги, музыка, орудия труда, предметы быта и т.д.).
Взаимодействие 2х индивидов - это простейшее социальное действие, из комбинаций которых образуются остальные, более или менее сложные общественные явления, процессы.
Все человеческое население распадается на ряд более тесных групп, образующихся из взаимодействия одного с одним, одного со многими и одной группы с другой. Все социальные группы - семья, государство, религиозная секта, класс, партия - это взаимодействие 2х людей или одного со многими или многих со многими.
Неоднородность общества, его деление на различные социальные группы нашли свое отражение в теории социальной стратификации и социальной мобильности.
Большое внимание П. Сорокин уделял изучению социальной стратификации, под которой понимал "дифференциацию некой совокупности людей (населения) на классы в иерархическом порядке". Она находит выражение в существовании различных социальных слоев и групп, занимающих неравное положение в обществе. По его мнению, основу стратификации составляет неравномерное распределение прав и привилегий, наличие или отсутствие материальных и духовных ценностей, власти и влияния среди представителей той или иной социальной группы. Он выделяет три основные формы социальной стратификации: экономическую - деление на имущих и неимущих; политическую – неравенство в авторитете и престиже, званиях и почестях, наличие управляющих и управляемых; профессиональную - разделение на различные группы по роду их деятельности, занятиях, неравенство в престиже профессии. Сорокин утверждал, что общества без расслоения и неравенства никогда не существовало и не существует, могут лишь меняться формы и пропорции. Любая социальная группа стратифицирована. Ни одна из попыток уничтожить экономическую, политическую или профессиональную стратификацию не увенчалась успехом. Однако это не означает, что социальная стратификация по своим качественным и количественным параметрам остается неизменной. Напротив, социальная стратификация любой группы зависит от социокультурного характера общества и его членов. Социальная стратификация - это естественное, нормальное состояние общества. Она объективно обусловлена разделением труда, имущественным неравенством, разными политическими ориентациями. П. Сорокин одним из первых ввел в научный оборот понятие "социальная мобильность". Под социальной мобильностью Сорокин понимает во-первых, перемещение индивидов из одной социальной группы в другую; во-вторых, исчезновение одних и появление других социальных групп. При этом он выделяет два типа социальной мобильности - горизонтальную и вертикальную. Под горизонтальной мобильностью подразумевается переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же социальном уровне (повторный брак, перемена места работы и т.д.) при сохранении прежнего социального статуса.
Под вертикальной с оциальной мобильностью подразумевается перемещение индивида из одного социального уровня в другой, при этом может быть как восходящая мобильность так и нисходящая. По степени перемещения индивидовразличаются открытые (перепонка между слоями очень тонкая, с большими отверстиями для перехода из одного в другой) и закрытые (в таком обществе оболочки, отделяющие один слой от другого, абсолютно непроницаемы) типы обществ. В реальной жизни нет как абсолютно открытых, так и абсолютно закрытых обществ - между полюсами существует множество средних, промежуточных типов.
Вертикальная мобильность в той или иной мере присутствует в любом обществе, поэтому в каждом из них есть своеобразные «лестницы», каналы социальной циркуляции, по которым люди могут перемещаться из одного слоя в другой. К наиболее значимым Сорокин относит: институты армии, религии, образования, политических партий, коммерции и семьи.
Большое значение Сорокин придавал вопросам социального равенства, основой которого он считал: 1. распределение между людьми материальных и духовных благ по их заслугам (т.е. по степени личного социально-полезного труда человека) 2. равенство всех перед Законом 3. (особенно) более или менее равномерное распределение знаний и образований. Он был противником всяких социальных потрясений и выступал за эволюционный путь развития.