Социологическая мысль в России развивается как часть общемировой социологической науки. Испытывая влияние со стороны различных течений западной социологии, она вместе с тем выдвигает оригинальные теории, в которых отражается своеобразие развития российского общества. Во второй половине XIX века новая социальная наука стала проникать и в Россию. Конт, Спенсер, Милль превратились в самых читаемых авторов в среде просвещенной публики. Одновременно росло и влияние марксистской теории, которая к концу XIX века приобрела не только академический вес, но и превратилась в политическое движение. Распространение идей Конта в России начинается уже с 1845г., широкая популярность позитивизма начинается в 60-е гг. В 1859 г. выходят две работы Петра Лавровича Лаврова ("Механическая теория мира" и "Очерки развития личности"), написанные в позитивистском духе. В 1865 г. почти одновременно появляются статьи о Конте и его философии в трех влиятельных журналах - "Современнике", "Русском слове", "Отечественных записках". На рубеже 60 - 70 - х гг. появляются первые собственно социологические работы П. Л. Лаврова и Николая Константиновича Михайловского, написанные в русле позитивизма.
В 40-50 годах 19 в. В России остро ощущалась необходимость реформ Возникновение социологии во много обусловлено отменой крепостного права в 1861 г., что привело к появлению новых социальных отношений - капиталистических. Капитализм привел к сильному расслоению населения города, ломке старых культурных стандартов, создал массу новых профессий. Капитализм предполагает частную собственность (на средства производства – это есть буржуазия), рыночный механизм производства и распределения (труд на условиях свободного найма); главная цель буржуазии – прирост капитала. Капитализм приходит на смену феодализму (феодалы-землевладельцы и крестьяне). Если до капитализма соотношение между классами было более или менее стабильно, то при капитализме расширяется пропасть между капиталистами и наемными работниками (пролетариатом – соц.классом, который лишен собственности на средства производства и основной источник существования – продажа собственной рабочей силы). Т.о. общество было заинтересовано изучении социальных процессов. Метафизика, философия уже полностью не могли отвечать на вопрос о реальном положении вещей в обществе. Т.е., накопилось большое количество социологического и демографического материала, требующего обработки на основе новой теории с новыми методами. Это и привело к зарождению и становлению социологии в России.
Но были силы, тормозящие развитие социологии в России:
- патриархальные традиции, когда решения Павла I и Николая I запрещали официальное использование терминов «общество», «революция», «прогресс»; «управляющая верхушка» сопротивлялась любым нововведениям, учебным программам и планам, чтение книг не только по социологии, но и по бактериологии, гигиене, санитарии, биологии превращалось в полулегальный процесс. Никто не был застрахован от доносов и контроля, что в отношении студентов и многих ученых (П.Лавров, Л.Петражицкий, Л.Мечников, Н.Стронин, Е.Де Роберти, П.Сорокин) обозначало применение санкций: ссылки, вынужденная эмиграция, тюрьма, увольнения, грозные предупреждения.
- предрассудки некоторых ученых в отношении новой дисциплины, особенно в старых университетских разделах гуманитарной науки: истории, государствоведения и т.п.
Недоброжелательство ломалось очень медленно. И только в первое десятилетие 20 в. началось повсеместное признание социологии, постепенно социологическая точка зрения стала широко использоваться в истории, правоведении, политической экономии, психологии.
В развитии социологической мысли в России исследователи выделяют три основных этапа.
1 этап. сер 19 в. - сер 20х гг 20 в. Это период развития промышленности, увеличения численности городского населения и усложнения социальной структуры российского государства. Одновременно зарождаются марксизм и позитивизм. Как и на Западе, в России господствует позитивизм. К началу 20 века начинают проводиться массовые исследования, возрастает число публикаций, предпринимаются попытки социальных экспериментов, выходят работы, посвященные итогам исследований; изучаются проблемы рабочего класса и крестьянства, города и деревни, народонаселения и миграции. В 1908 при Психоневрологическом институте (на базе Медико-хирургической академии) создается первая кафедра социологии, заведующий – М.Ковалевский. В 1909 г. социология начинает преподаваться как учебная дисциплина в ряде русских учебных заведений. В 1916 г. после смерти М.Ковалевского создается Русское социологическое сообщество его имени (задачи: развитие социологической науки, социологического образования, распространение социологических знаний). С 1917 г присуждается ученая степень по социологии. В 1919г создается петроградский Социологический институт; создаются кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах. Таким образом, социология проходит процесс институционализации (т.е. признания со стороны общества, науки).
Этап связан с творчеством П.Л.Лаврова и Н.К.Михайловского (направление «субъективной социологии»), М.М.Ковалевского (теория общественного прогресса)
Петр Лаврович Лавров (1828—1900). “Исторические письма”, “О методе в социологии”.
Николай Константинович Михайловский ( 1842—1904) “Что такое прогресс?”, “Орган, неделимое, общество”.
В центре внимания субъективной социологии – разработка учения об обществе в целом, выявление закономерностей и направленностей его развития. Значительное место уделялось разработки теории общественного прогресса. Личность выступает не только движущей силой общества, но и мерилом общественного прогресса. Идеал общественного развития – создание таких отношений, при которых были бы созданы предпосылки для всестороннего, полноценного развития личности (при социализме, когда реализуются идеалы свободы, равенства, справедливости).
Подчеркивается мысль о существовании принципиального различия между природными и общественными явлениями. Природные – это закономерные, повторяющиеся явления, общественные - неповторимые, индивидуальные, изменяющиеся. Естественнонаучный метод в своей основе – объективный. Социологический метод должен быть субъективным, т.к. основной единицей общества является не класс, группа, коллектив, а личность. Познать объективными методами субъективные помыслы и цели личности невозможно. Поэтому изучение личности социологом может быть осуществлено только по принципу «сопереживания», когда «наблюдатель ставит себя в положение наблюдаемого» (Михайловский).
Максим Максимович Ковалевский (1851 - 1916). «Современные социологи», «Очерк развития социологических учений», «Социология». В своих социологических исследованиях историко-сравнительный метод Ковалевский считал наиболее эффективным, способным открыть законы социального развития и наметить основные этапы развития общества.
Суть метода: социолог и историк, подобно биологу, придерживающемуся эволюционной теории, при рассмотрении ступеней в развитии общества, следующих одна за другой, а также при рассмотрении жизни различных народов, прибегает к сопоставлениям, устанавливая степени сходства и различия однотипных явлений, в результате чего в объективном ходе исторических событий выявляются общие и частные закономерности. Социолог должен охватить весь естественно-исторический процесс, историю народов, находящихся на разных ступенях развития. Общество - это многосложная, развивающаяся организация, в которой все стороны находятся в тесном взаимодействии. Поэтому необходимо изучение одной его стороны с помощью наук, изучающих другие его стороны. Проверка данных одной науки данными других, а главное - совпадение результатов, есть лучшая гарантия от субъективизма и вместе с тем надежное ручательство за правильность сделанных выводов.
До революции 1917 г. сформировалось 3 направления социологической мысли:
1. позитивизм (конец 60х - начало 80х гг 19 в). Исходные принципы: а) природа и общество едины и развиваются по одним законам; б) общественный организм подобен биологическому; в) общество должно изучаться теми же методами, что и природа.
2. антипозитивизм (начало 80х гг – 19в – начало 20 в). Исходные принципы: а) общество не является аналогом природы, оно развивается по своим законам; б) общество - не объективная структура, стоящая над людьми и независимая от них, а сумма взаимоотношений двух и более индивидов; в) главное - это расшифровка, истолкование смысла, содержание этого взаимодействия; г) основные методы: идеографический метод (исследование индивидуальных лиц, событий или предметов), метод качественного анализа (понимание явления, а не его подсчет), метод герменевтики (интерпретация осмысленных человеческих действий) и др.
3. неопозитивизм – «позитивизм 20 века» (начало 20 в). Исходные принципы: 1. отказ от построения общесоциологических теорий (понимаемых как нечто абстрактное и оторванное от повседневной жизни); 2. стремление превратить социологию в такую же точную и бесстрастную науку, как математика, физика и иные отрасли естественнонаучного знания; 3. ориентация на эмпирические исследования как единственный способ получения точного знания; 4. разработка таких методик и техник прикладных исследований, которые обеспечили бы высокий уровень доказательности и истинности социологических выводов; 5. признание приоритетности количественных математезированных методов.
2 этап. Сер 20х гг – конец 50х гг. После октябрьской революции 1917 (приход большевиков ко власти) развитие капитализма останавливается и возникает необходимость разработки теории нового общества. Начинает издаваться литература по проблемам социологической мысли. Заметное влияние оказывает немарксистское направление, отраженное в работах видного социолога данного периода П.А.Сорокина. В идеалогической сфере шла борьба между марксизмом и другими взглядами. Рзвивалась теоретическая социология, а также социальные исследования по проблемам рабочего класса, деревни, культуры в целом.
В 20е гг советская власть начинает относиться к социологической науке все более насторожено и враждебно, социология объявляется «немарксистской», «буржуазной лженаукой». С 1922 ведущих социологов высылают из СССР или отправляют в лагеря. Закрываются кафедры, прекращается преподавание социологии в вузах. В 1923г закрывается Социологическое общество им. М.Ковалевского. Во времена Сталина социология подвергается идеалогизации и полностью как социальный институт полностью прекращает свое существование.
3 этап. Кон 50х-нач 60-х – до 90-хх времени. Восстановление социологии в своих правах начинается на волне «хрущевской оттепели», после осуждения культа личности Сталина, ХХ съезда КПСС, да и то под прикрытием экономической и философской наук. В этот период проводятся масштабные исследования по изучению влияния НТП на социальную и профессиональную структуру работников, их отношение к труду. Большое распространение получило «социальное планирование», составление планов социального и экономического развития промышленных предприятий, колхозов, совхозов, некоторых городов.
Важным этапом возрождения социологии стало проведение в 1957г в Москве Международного совещания социологов по вопросу о мирном сосуществовании. 13 июня 1958г создается Советская социологическая ассоциация. В 1961 г при Институте философии АН СССР создается отдел социологических исследований (заведующий Г.Осипов) и лаборатория социологических исследований при Ленинградском университете (заведующий В.Ядов). В 1968 г в Москве образован Институт конкретных социологических исследований АН СССР (ИКСИ) (директор – академик А.Румянцев; с 1988 г. - Институт социологии АН). С 1974 г начинает издаваться журнал «Социологические исследования» (позднее «Социс»). Но пока социология не получала широко распространения в обществе и ее развитие продолжало сдерживаться партийными органами. Вопреки воле партии в стране стихийно сложилось мощное социологическое движение (философы, экономисты и представители других научных дисциплин, которые перешли на позиции социологической науки). Несмотря на ограничительные и запретительные санкции, конкретные социологические исследования проводились.
Лишь1986 году вопрос о ее развитии решался на государственном уровне и начали проводиться фундаментальные и прикладные исследования в стране. Т.о. в сер 80-х гг социология выходит из-под опеки КПСС и исторического материализма, становится самостоятельной наукой, преподаваемой в большинстве вузов в 1989-1990 учебного года.
4 этап. С 90х гг. Социология входит в духовную и интеллектуальную жизнь общества: создаются новые исследовательские и учебные центры, развиваются исследования, выпускается большое количество литературы, новые журналы, на русский язык переводится значительное число работ классиков, западных учебником.
В настоящее время существует ряд академических, вузовских и независимых социологических центров, проводящих широкие эмпирические и теоретические исследования в различных областях жизни. Особое место среди направлений исследований занимают проблемы этнических конфликтов и межнациональных отношений. (Gallup media, ВЦИОМ, РОМИР (рос.ОМ и исследования рынка), ФОМ, Левада-центр, Институт конкретных социологических исследований при АН, Челябинск: Маркетинг-индустрия, Есть мнение и т.д.). Наиболее известные ученые современной России – Г.В.Осипов, Т.И.Заславская, А.Г.Здравомыслов, Р.В.Рывкина, А.И.Кравченко, В.А.Ядов и т.д. Активно развиваются социологические отрасли- социология труда, политики, молодежи, права, конфликта, девиантного поведения, досуга и др.
В современной России социология имеет трудности: в плане практического существования социология все больше и больше оказывается маргинальной социальной дисциплиной (а на идейно-теоретическом уровне ее статус не подвергается сомнению). Причины этого: 1. Социология - дорогая наука. Проведение социологических исследований требует больших материальных средств, времени и людских ресурсов. 2. Политизация социологии, когда результаты опросов общественного мнения превращаются в оружие политической борьбы. 3. В области теории само разрушение догматической марксистской пирамиды привело к образованию идейного вакуума, наполнение которого происходит весьма медленно. 4.Снижение уровня знаний у выпускников