При желании дополнительного смягчения света можно использовать различные рассеиватели.
В качестве заполняющего света в портретной фотографии используют также отраженный свет. Для этой цели применяют белые экраны-отражатели. Приближая экран к теневои стороне лица, находят нужную степень высветления теней. В случаях, когда освещенность, получаемая от экрана-отражателя, недостаточна, на экран направляют свет дополнительного источника.
Угол направления заполняющего света зависит от особенности достигаемого эффекта заполнения. Для большего смягчения участков теней его устанавливают в переднем или диагональном направлении по отношению к лицу портретируемого. Если же задача заключается в большем высветлении поверхности щеки и границы формы лица в тенях, то прибор ставят в боковом положении.
Освещение, создаваемое заполняющим светом, может быть разным: от минимального в портретах темной тональности до максимального в портретах, где преобладают светлые тона, т. е. оно находится в прямой зависимости от избранного эффекта освещения. Но даже максимальная освещенность, достигнутая заполняющим светом в теневых участках лица, должна быть в полтора-два раза меньше по сравнению со светлыми участками, созданными рисующим светом. Несоблюдение этих минимальных соотношений уравняет освещенность участков светов и бывших участков теней, сольет их воедино, полностью разрушит светотеневой рисунок, сделает изображение плоским.
Существуют два метода применения заполняющего света. Первый представляет собой "световой грунт". Сначала включают прибор заполняющего света, достигают минимального экспозиционного уровня в тенях и затем включают рисующий свет. Этот метод в силу специфики операторской работы и сейчас применяется в кинематографе. Здесь за тональный масштаб принимается освещенность, созданная заполняющим светом.
По второму методу первым включают рисующий свет, принимая его за основную величину при светосочетании двух или нескольких источников света.
В прошлом, когда не было высокочувствительных негативных материалов, в качестве общего света использовали так называемый заливающий свет. Он исходил из многокамерных приборов, которые в настоящее время используют в качестве источников предварительного света и для освещения групп. Этим светом освещали модель в пределах, достаточных для получения негатива нормальной плотности при относительно небольшом времени экспонирования. Накладку рисующего света на ровно освещенную модель для прорисовки основного эффекта нужно было направить от мощного источника, способного создать высокую яркость, намного превосходящую общий свет, и таким образом получить ощутимую градацию света.
Применение заливающего света такой высокой яркости было необходимо, так как это давало возможность фотографировать с менее длительным временем экспонирования. Вот почему такой свет называли также экспозиционным светом. По сути дела, заливающий экспозиционный свет представлял собой ни что иное, как заполняющий свет, с той лишь разницей, что он был намного выше уровня, каким пользуются в настоящее время.
В современных условиях нет необходимости пользоваться сильным заполняющим светом, так как это затрудняет образование на объекте глубоких теней. Поэтому при портретировании одного лица нецелесообразно пользоваться заливающим светом в качестве общего заполняющего света.
Если прежде в литературе по портретной фотографии понятия "общий свет" и "заполняющий свет" считались синонимами, то в настоящее время термин "общий свет" отпадает, так как в современной методике освещения художественного портрета он не имеет применения, а заполняющий свет принципиально отличается от общего света.
Общий свет в настоящее время используется чаще всего при съемке групп, так как при этом увеличивается пространство, изображаемое в кадре, и равномерно освещаются лица портретируемых. Такой общий свет мы можем получить от многокамерных софитов заполняющего света типа КС-4.
Степень освещенности всей площади снимка общим заполняющим светом находится в прямой зависимости от трех факторов: 1) мощности источника света; 2) характера преобладающих цветов моделей, т. е. от тональности всего сюжета съемки, и 3) от отражательной способности поверхности.
Плотность теней на снимке зависит от освещенности, получаемой от рассеянного заполняющего света. Интенсивность света определяет степень высветления теней.
Моделирующий свет
Световое моделирование – это подчеркивание, выявление или, наоборот, нивелирование, сглаживание объемных и контурных форм деталей объекта изображения светом.
В портретной фотографии моделирующий свет выполняет функции подсвета различных элементов лица и фигуры, уточняет границы форм, создает блики и световые мазки.
Осветительные приборы моделирующего света в зависимости от их назначения могут быть самыми различными – от приборов, дающих узконаправленный световой пучок, до приборов, создающих широкий световой поток (рис. 56).