Если вы твердо решили стать на путь органического садоводства и отказаться от применения ядохимикатов, то вас ждет нелегкая, но в то же время увлекательная задача. Следует напомнить, что органический садовод отличается особым отношением к природе и ко всем ее проявлениям. В природе нет вредителей, есть просто различные виды насекомых. Это только с точки зрения человека некоторые из них превратились во вредителей, заслуживающих полного уничтожения. Химические фирмы, выпускающие инсектициды, считают эффективными лишь те из них, которые уничтожают насекомых на 90-100%. При этом в первую очередь погибают многие полезные для человека насекомые.
Особенно горячие энтузиасты органического земледелия выдвигают совершенно противоположный тезис, согласно которому вредители и болезни приносят не вред, а пользу, выполняя роль санитаров, так как они поражают и уничтожают только ослабленные растения и не трогают здоровые и сильные. А. Зайферт рассказывает об одном селекционере картофеля из Германии, который рассматривал колорадских жуков как своих помощников. Они указывали ему на больные растения, подлежащие уничтожению при селекции. В органическом садоводстве не говорят о борьбе, а говорят о контроле, который позволяет с помощью различных мероприятий поддерживать уровень вредных для сада насекомых на допустимом уровне.
«Ваше главное орудие в защите от вредителей и болезней, — утверждает Стефен Огден, — это сила разума. Сначала надо понять проблему, а затем разрабатывать пути ее решения. Сначала понаблюдайте, как и когда проблема возникла. Это требует знания почвы, растений, погоды, всех тех постоянно изменяющихся факторов, которые заставляют вас быть постоянно настороже. Пристальное наблюдение почти всегда даст вам ключ к решению проблемы». Прежде чем действовать, надо хорошенько подумать и понять причину беды, а затем постараться устранить ее. Пример такого подхода мы находим у Зайферта. Он рассказывает о том, как перевел свой сад на новое место и перевез туда часть своих плодовых деревьев и кустарников, в том числе декоративный многолетник волжанку. На новом месте волжанка прижилась хорошо, но скоро подверглась нападению пилильщиков, личинки которых объели все листья. «Я детально изучил, чем отличалось старое место их произрастания в Родерау от нового и выявил одно различие: степень затенения была в обоих случаях совершенно одинаковой, но в Мюнхене растения находились под широким верхним карнизом дома, то есть на более сухом месте. Пары леек воды хватило, чтобы устранить ущерб, наносимый растениям личинками пилильщика».
Вот другой пример, иллюстрирующий отношение органического садовода к проблеме появления вредителей, взятый из книги В. Стерла «Философия садоводства». Работая практикантом в одном биодинамическом хозяйстве, автор заметил, что на фасоли появились тли, и уже готов был обработать растения настоем табака. Но хозяин сада сказал, что надо посмотреть и подумать. «О чем тут думать? — сказал я. — Вот проблема, и вот решение». Но садовод ответил, что сначала надо понять, почему появились тли. «Прекрасно. Это просто, — сказал я, вспомнив свои занятия естествознанием.— Вероятнее всего, их занесло ветром или они принесены какими-то другими организмами. Надо их уничтожить, пока они не размножились!» Тогда он объяснил мне: «Нет, причина их появления более тонкая; она имеет отношение к предшествующей культуре, удобрению и погоде, которые могли ослабить растения и сделать их более чувствительными».
Из этих примеров вы видите, что садоводы одну из главных причин повреждения растений видят в их ослаблении, а одним из главных способов защиты от распространения болезней и вредителей считают создание благоприятных условий для роста здоровых, сбалансированных растений. Могут сказать, что все это не ново и что все это давно уже знают. Может быть, все знают, но не все делают. Иначе наши сады не находились бы сейчас в таком плачевном состоянии из-за массового размножения вредителей и болезней.
Среди этих условий немаловажную роль играет правильное удобрение. Несбалансированное удобрение и, особенно, избыток азота в значительной степени повышают чувствительность растений к инфекциям. От удобрения зависит химический состав растений, делающий их более или менее привлекательными для насекомых, сосущих сок или поедающих листья. В питании насекомых преобладают углеводы как наиболее легко доступные источники энергии, необходимой насекомым для их жизнедеятельности. Каким громадным запасом энергии обладают насекомые, можно видеть из следующего сравнения: если бы человек мог прыгать так же, как земляная блоха по отношению к своему росту, то он допрыгнул бы до крыши самого высокого нью-йоркского небоскреба. Поэтому для своего питания насекомые выбирают растения с высоким содержанием растворимых углеводов (различных Сахаров). Исследования показали, что растения, выросшие на минеральных удобрениях, образуют меньше белков и больше углеводов, чем растения на органических удобрениях. Такие «сладкие» растения, которые насекомые распознают по их специфическому запаху, более привлекательны для их питания. Поэтому, если вы хотите решить проблему вредителей, не хватайтесь сразу за опрыскиватель, а подумайте об удобрении.
Тот компост, приготовление которого было описано ранее, обладает каким-то чудодейственным свойством. Он делает растения почти невосприимчивыми к болезням и вредителям. Причины этого точно не известны, но тем не менее, по свидетельству практиков, растения, удобренные правильно приготовленным компостом, защищены от всех повреждений. На этот счет особенно много примеров мы находим в книге все того же Альвина Зайферта «Сад и пашня без отравы». Автор свято верит в целебную силу компоста (подчеркнем — правильно приготовленного). Он торжествующе рассказывает следующую историю:
«В соседних садах росло достаточно много старых, запущенных плодовых деревьев, совершенно не плодоносящих, больных паршой и плодовой гнилью. Эти деревья приводили крестьян-плодоводов старой школы в ярость и служили для них источником постоянной заботы. Мне же они нисколько не мешали. Мой яблони и сливы были неуязвимы в старинном смысле этого слова, что означает — они были словно заговорены то ли каким-то колдовским заклятием, то ли благословением свыше и сделались неприступными для всего, им враждебного и вредного. Волшебство же заключалось не в чем ином, как в маленьком приствольном круге, далеко не охватывающем всей корневой области деревьев. На него в течение пяти лет подряд клали правильно приготовленный компост. Кроме того, деревья за это время больше не обрезали. В первые три года после посадки производили их формовочную обрезку, необходимую для правильного роста, чтобы главные ветви у них красиво выстроились по спирали вокруг центрального побега. В дальнейшем ничего более не требовалось: дерево, пребывающее в равновесии со всеми силами и веществами, на него воздействующими, приобретает и естественную равновесную конструкцию».
Другая его история относится к картофелю и колорадскому жуку и фитофторе. «Исключительно дождливым летом 1954 года на моем картофельном поле, не видавшем ни одного полностью солнечного дня, было поражено фитофторой всего 1,5% кустов. Из-за густой посадки растений ее удалось выявить только при уборке урожая. Само собой разумеется, колорадский жук у нас тоже присутствовал. Я находил жуков на щебенке в своем дворе и на одежде людей, приходивших ко мне. Но ни один жук не заполз на картофельную ботву: она была слишком здоровой».
И приведем еще одну его историю о капусте и бабочке-белянке:
«Что же не дает возможности вредителям закрепиться на растениях любого вида, выращенных с помощью удобрения компостом, — до этого не докопаться и в десятках докторских диссертаций. Тогда, теплым летом 1964 года, над капустными грядками колыхались тучи бабочек-белянок. Я стоял и взирал на это с некоторым злорадством: они ведь не могли отложить на моих растениях ни единого яичка, зато на чужих — сколько угодно».
Он же рассказывает множество случаев, когда вольное или невольное нарушение режима удобрения (несоблюдение правил приготовления компоста, использование свежего или плохого навоза) вызывало массовое поражение растений. Вы можете верить этому или нет, но во всяком случае стоит проверить это на практике.
Помимо удобрения существуют и другие способы предотвращения распространения вредителей и болезней.