Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Русская религиозная жизнь XVI в. по Стоглаву.




Активная деятельность Макария в преобразовании богословской литературы и монашеского уклада жизни позволили более глубоко взглянуть на проблему церковной жизни. Тем более, что действительно были проблемы, требующие решения. С этой по инициативе Макария и царя Ивана Грозного в 1551 г. был созван собор.

В созвании собора, очевидно, в первую очередь был заинтересован сам царь. Главная его цель- добиться от собора в той или иной мере уступки церковно-монастырских недвижимых имуществ, или их доходов, в пользу нужд государства. Такая потребность возникла, т.к. нужно было обеспечивать поместьями все возраставший в своем количестве класс военно-служилых людей.

Две партии: За секуляризацию- царь, Сильвестр, Адащев

В своих доказательствах Иван оперировал 27-ю главами- тезисами Максима Грека «О государственном управлении», они были направлены против злоупотреблений Церковью своими вотчинно- владельческими правами.

Против секуляризации - вся высшая церковная иерархия, т.к. это было посягательство на ее права. Возглавлял эту партию митрополит Макарий.

Собору 1551 г. предшествовали попытки царя посягнуть на церковное имущество, но митрополит с небывалой решительностью и смелостью дал отпор царским претензиям. После такого ответа царю со стороны уважаемого им митрополита, понятно, что секуляризация церковных имуществ не могла быть ни предметом рассуждений, ни результатом собора 1551 года. И только по окончании его, в особом заседании 11-го мая государь постарался провести несколько постановлений, предусматривающих ограничение дальнейшего роста церковного землевладения.

Сам собор был открыт 23 февраля 1551 г. двумя речами царя- краткой устной и пространной письменной. Иван Васильевич предложил отцам собора обсудить составленный в предшествующем году Земский Судебник с точки зрения церковных правил и утвердить его своими подписями. Когда это было сделано, царь представил собору от своего лица список 37 вопросов, касавшихся различных церковных нестроений, затем еще новые 32вопроса.

Важную роль в работе собора играл Макарий, но несмотря на это, нежелательная для Макария тенденция проявилась очень настойчиво во многих пунктах программы и проявилась в такой форме, которая явно выдает своих виновников - советников царя, принадлежавших к партии "нестяжателей."

Вопросы собора:

1) Резкая критика монашества и архиерейства, были подчеркнуты злоупотребления черного духовенства, связанные именно с их имущественно хозяйственными отношениями. Царь обличал монахов, игуменов и архимандритом в привольном житье на счет растраты монастырской казны. Монахи обвинялись в пьянстве, разврате, бесчинии.

ð Контроль за целостностью монастырской казны был поручен государственной власти; было запрещено монастырским властям без нужды выпрашивать у царя лишние угодья и льготные грамоты.

2) Царь обращался к святителям с приглашением помочь своими средствами государственной казне в благоустройстве городских богаделен и в выкупе русских пленников из татарских орд.

ð Церковные иерархи не согласились на это, решили оставить всё как есть.

3) Для прекращения беспорядков в церковной жизни была введена должность поповских старост. Это были выборные от священников. Количество поповских старост в каждом городе определялось особо, видимо, епископами по царскому повелению. Поповские старосты должны были служить в соборах. В помощь им, согласно «Стоглаву», избирались из священников десятские. «Стоглав» зафиксировал, что в обязанности этих выборных лиц входил контроль за правильным ведением службы и благочинием священников.

4) Вынес важное решение относительно «двойных» монастырей в которых одновременно проживали монашествующие обоих полов: монастырям было приписано строго соблюдать обособленность полов и выполнять общежительный устав.

5) Другое постановление Собора касалось осуждения безбожных и еретических книг. Этими книгами были объявлены: «Secveta secvetovum», сборник средневековой мудрости, известный на Руси под названием «Аристотель», астрономические карты Эммануила Бена Якоба, называвшиеся у нас «Шестокрылом». Также был наложен запрет на общение с иностранцами, которые во времена Ивана Грозного стали все чаще приезжать в Россию.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-25; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 696 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2308 - | 2104 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.