Глава 3. Процессуальные основы судебно-медицинской экспертизы
Общие положения
Судебно-медицинская экспертиза служит целям и задачам отечественного правосудия и осуществляется на основе и с соблюдением действующего в Российской Федерации уголовного и гражданского, уголовно-процессуального и гражданского процессуального законодательства, а также положений, правил, приказов и инструкций, издаваемых Министерством здравоохраненияРФ.
Освидетельствование и экспертиза. Врач может быть привлечен к освидетельствованию и экспертизе. Эти действия отличаются между собой.
Освидетельствование — следственное действие, проводимое следователем, иногда с привлечением врача.
Экспертиза — судебно-медицинское исследование, проводимое врачом-экспертом в соответствии с постановлением следователя (судьи) при возбужденном уголовном деле — судебном разбирательстве.
За освидетельствование несет ответственность следователь, за экспертизу — врач-эксперт.
Освидетельствование. Уголовно-процессуальный кодекс (ст. 181 УПК РСФСР) предусматривает освидетельствование. Последнее является процессуальным действием и представляет собой вид судебно-следственного осмотра.
Следователю законом предоставлено право произвести освидетельствование подозреваемого, обвиняемого, свидетеля или потерпевшего. Освидетельствование производится следователем по различным поводам, например для установления на их теле следов преступления или наличия особых примет (татуировок определенного содержания на определенных местах, рубцов, каких-либо надписей, родимых пятен и др.), если при этом не требуется судебно-медицинской экспертизы. Освидетельствование производится в присутствии понятых, а в некоторых случаях — с участием врача. Если освидетельствование сопровождается обнажением свидетельствуемого лица, то следователь и понятые должны быть того же пола. При освидетельствовании не может присутствовать следователь, если освидетельствованию подвергается лицо другого пола и оно сопровождается обнажением свидетельствуемого лица. В этом случае освидетельствование производится врачом в присутствии понятых.
Экспертиза. Одним из доказательств по уголовному делу являются любые фактические данные, на основе которых следователь и суд устанавливают наличие или отсутствие правонарушения и виновность совершившего его лица. Эти данные устанавливаются: показаниями свидетеля, показаниями потерпевшего, показаниями обвиняемого, заключением эксперта, вещественными доказательствами, протоколами следственных и судебных действий и иными документами (ст. 69 УПК РСФСР). Применение специальных судебно-медицинских знаний для решения вопросов, возникающих в практической деятельности органов дознания, следствия и суда, называют судебно-медицинской экспертизой. Экспертиза производится экспертами соответствующих учреждений или иными специалистами. В качестве эксперта может быть вызвано любое лицо, обладающее необходимыми познаниями для дачи заключения (ст. 78 УПК РСФСР).
Судебно-медицинская экспертиза производится обычно экспертами бюро судебно-медицинской экспертизы. Но закон предусматривает также и то, что экспертом может быть назначен любой врач, обладающий необходимыми познаниями для проведения судебно-медицинской экспертизы.
Порядок назначения экспертизы. Если возникает необходимость в проведении экспертизы, следователь выносит постановление, в котором указываются: основания для назначения экспертизы, фамилия эксперта или наименование учреждения, в котором должна быть произведена экспертиза; вопросы, поставленные перед экспертом; материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта. До назначения эксперта следователь выясняет необходимые данные о его специальности и компетентности (ст. 184 УПК РСФСР). Судебно-медицинская экспертиза может производиться только в установленном законом порядке, только по назначению лица, производящего дознание, следователя, прокурора или суда (ст. 78 УПК РСФСР). Судебно-медицинская экспертиза не может производиться по просьбе частных лиц, учреждений, организаций, товарищеских судов.
Большую роль при назначении экспертизы играет правильное формулирование вопросов в постановлении, которые следователь ставит на разрешение экспертов. Их характер зависит от объекта экспертизы и специфических особенностей, подлежащих выяснению при различных обстоятельствах смерти, а равно от целей экспертизы живых лиц. Если при формулировании вопросов у следователя возникают затруднения, то ему целесообразно предварительно проконсультироваться со специалистом в области судебной медицины или даже с тем экспертом, которому предполагается поручить производство экспертизы.
Обязательное проведение экспертизы (ст. 79 УПК РСФСР) необходимо для:
1) установления причин смерти и характера телесных повреждений;
2) определения психического состояния обвиняемого или подозреваемого в тех случаях, когда возникает сомнение по поводу его вменяемости или способности к моменту производства по делу отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими;
3) определения психического или физического состояния свидетеля или потерпевшего в случаях, когда возникает сомнение в их способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания;
4) установления возраста обвиняемого, подозреваемого и потерпевшего, когда это имеет значение для дела, а документы о возрасте отсутствуют.
Обязанности и права эксперта. Врач, назначенный экспертом, обязан явиться по вызову лица, проводящего дознание, следователя, прокурора и суда и дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам (ст. 82 УПК РСФСР).
Эксперт имеет право:
1) знакомиться с материалами дела, относящимися к проведению экспертизы;
2) заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения;
3) с разрешения лица, производящего дознание, следователя, прокурора или суда присутствовать при допросах и других следственных и судебных действиях и задавать допрашиваемым вопросы, относящиеся к предмету экспертизы.
Эксперт может получать материалы только от следователя. Следователь должен сообщить обвиняемому, какие материалы он предоставляет эксперту для исследования, и узнать, нет ли у него каких-либо дополнительных материалов для предоставления их эксперту. Обвиняемый имеет право возбудить ходатайство об истребовании дополнительных материалов, необходимых для представления экспертизе. Эксперт может предварительно просмотреть со следователем материалы, собранные для экспертизы, и установить, достаточны ли они для дачи заключения.
Если поставленный эксперту вопрос выходит за пределы специальных знаний эксперта или представленные ему материалы недостаточны для заключения, эксперт в письменной форме сообщает органу, назначившему экспертизу, о невозможности дать заключение (ст. 82 УПК РСФСР).
Орган, назначивший экспертизу, рассматривает заявление эксперта о недостаточности материалов и при действительной необходимости истребует эти материалы — документы, например, историю болезни, заключение специалиста; вещественные доказательства (кровь для определения ее группы); протоколы допросов свидетелей, обвиняемого или потерпевшего и т.д.
Эксперт может и не отвечать на поставленные ему вопросы, если они не относятся к его специальности, его специальным знаниям или если представляемые материалы недостаточны. Так, судебно-медицинский эксперт не может давать заключение о правильности или неправильности проведения хирургической операции, поскольку это относится к компетенции хирурга, или судить о психическом состоянии, вменяемости, — это относится к компетенции психиатра. В данном случае эксперт должен объяснить, почему невозможно ответить на поставленные вопросы.
Следователь направляет в Бюро судебно-медицинской экспертизы постановление о назначении экспертизы и необходимые для ее проведения материалы.
Руководитель экспертного учреждения поручает экспертизу одному или нескольким сотрудникам данного учреждения. По поручению следователя руководитель экспертного учреждения разъясняет сотрудникам, которым поручается производство экспертизы, права и обязанности эксперта, предусмотренные ст. 82 УПК РСФСР, предупреждает их об ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ и за разглашение данных предварительного расследования по ст. 310 УК РФ, о чем он берет у них подписку. Последняя вместе с заключением эксперта направляется следователю (ст. 187 УПК РСФСР).
Производство экспертизы вне экспертного учреждения. При проведении экспертизы вне экспертного учреждения следователь выносит постановление о назначении экспертизы, вызывает к себе лицо, которому поручается экспертиза, удостоверяется в его личности, специальности и компетентности, устанавливает отношение эксперта к обвиняемому, подозреваемому, потерпевшему и проверяет, нет ли оснований к отводу эксперта.
Следователь вручает эксперту постановление о назначении экспертизы, разъясняет ему права и обязанности, предусмотренные ст. 82 УПК РСФСР, и предупреждает об ответственности за дачу заведомо ложного заключения и за разглашение данных предварительного расследования. Обо всем этом следователь делает отметку в постановлении о назначении экспертизы, которая удостоверяется подписью эксперта (ст. 189 УПК РСФСР).
Допрос эксперта. Следователь имеет право допросить эксперта для разъяснения или дополнения данного экспертом заключения (ст. 192 УПК РСФСР). При допросе эксперта составляется протокол с соблюдением требований ст. 141 и 142 УПК РСФСР.
Отвод эксперта. Эксперту может быть заявлен отвод (ст. 67 УПК РСФСР). Эксперт не может принимать участия в производстве по делу в следующих случаях:
1) если он является потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком, свидетелем, а также если он участвовал в данном деле в качестве переводчика, лица, производившего дознание, следователя, обвинителя, защитника, законного представителя обвиняемого, представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика;
2) если он является родственником потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей, родственником обвиняемого или его законного представителя, родственником обвинителя, защитника, следователя или лица, производившего дознание;
3) если имеются иные обстоятельства, дающие основание считать, что эксперт лично, прямо или косвенно заинтересован в этом деле;
4) если он находился или находится в служебной или иной зависимости от обвиняемого, потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика;
5) если он производил по данному делу ревизию, материалы которой послужили основанием к возбуждению уголовного дела;
6) в случае, когда обнаружится его некомпетентность.
Но врач (ст. 67 п. За УПК РСФСР) может быть экспертом даже в том случае, если он в качестве специалиста в области судебной медицины принимал участие в наружном осмотре трупа на месте происшествия.
Пределы компетенции судебно-медицинского эксперта. При экспертизе живых лиц судебно-медицинскому эксперту и врачу-эксперту в процессе производства по делу задают самые разнообразные вопросы. На одни вопросы эксперт может, должен и обязан отвечать — это вопросы, относящиеся к специальности эксперта. Другие вопросы, не относящиеся к его специальности, эксперт обязан отклонить, отказаться от ответа на них. Эти право и обязанность эксперта предусмотрены законом.
Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта (ст. 78 УПК РСФСР).
Эксперт должен строго придерживаться пределов своих специальных знаний. Прежде всего он не должен в своих заключениях касаться вопросов умысла, неосторожности, противоправности, квалификации действия. Так, эксперт не может в своем заключении указывать, что имело место изнасилование, членовредительство и др. Эти понятия юридические и решаются следователем, судом.
Эксперт обязан установить, если ему это позволяют медицинские данные, происхождение повреждений, были ли они причинены посторонней или собственной рукой, механизм возникновения повреждений, давность их и другие особенности. Эксперт может сопоставлять объективные данные, обнаруженные им при исследовании, с объяснениями подэкспертного и ответить на вопрос, соответствуют ли объективные данные объяснениям подэкспертного.
Процессуальный закон дает право следователю проверить компетенцию эксперта и сформулировать вопросы, подлежащие разрешению с помощью экспертизы. О повседневных взаимоотношениях эксперта со следователем и прокурором в процессе проведения экспертизы в законе ничего не говорится. Эти взаимоотношения регулируются не процессуальными, а моральными, этическими нормами. Решающим фактором в этих взаимоотношениях является стремление к установлению истины по делу. Закон устанавливает определенные сроки расследования, в то время как сроки проведения экспертизы законом не предусмотрены. Вот почему следователь нередко просит эксперта закончить экспертизу к определенному сроку. Естественно, эксперт должен рассматривать подобную просьбу следователя как необходимость, вытекающую из существа дела, и приложить максимум усилий, чтобы ее выполнить.
В процессе следствия (судебного заседания) роль и задачи каждого участника процесса, в том числе и эксперта, определены Уголовно-процессуальным кодексом, предоставляющем право следователям (судьям) по своему внутреннему убеждению оценивать все имеющиеся доказательства, иногда не соглашаясь с выводами экспертизы. В этом случае следствие (суд) должен мотивировать причины своего несогласия (ст. 80 УПК РСФСР).
Определенные этические нормы складываются у судебно-медицинского эксперта с подсудимым и потерпевшим. Эксперт объективностью своего заключения должен убедить не только суд, но и подсудимого и потерпевшего. Поэтому он должен спокойно ответить на все их вопросы, какими бы наивными или невежественными с точки зрения судебной медицины они не были.
Наиболее этически сложным является вопрос о компетентности эксперта. Судебно-медицинский эксперт как специалист должен хорошо понимать, подготовлен ли он по уровню своих знаний и опыту к проведению конкретной экспертизы. Если у него возникают сомнения по поводу своей компетентности, он должен довести это до сведения лица, назначившего экспертизу. Судебная этика также рекомендует не скрывать тех сомнений, которые возникли у эксперта в процессе проведения экспертизы.
Определение и разграничение правовых и медицинских понятий. Судебно-медицинскому эксперту в процессе расследования и при судебном разбирательстве ставят на разрешение самые разнообразные вопросы. Как уже было сказано, эксперт должен, ознакомившись с вопросами, выяснить, что не относится к его компетенции. Недостаточно опытным судебно-медицинским экспертам и врачам, которым редко приходится выступать в качестве экспертов, иногда кажется, что они обязаны отвечать на любой вопрос, заданный следователем или судьей. Еще и сейчас в законе встречаются понятия, не имеющие четкого определения. Одни считают, что это понятия медицинские, другие — юридические. Работники органов расследования и суда задают судебно-медицинскому эксперту вопросы, относящиеся к подобным понятиям, а судебно-медицинские эксперты на них отвечают, не учитывая, что эти понятия не медицинские. При судебно-медицинской экспертизе приходится встречаться со следующими понятиями: сильное душевное волнение, насилие, побои, истязание, мучение, опасность для жизни и здоровья, иные действия сексуального характера и др. Более подробно мы рассмотрим некоторые из этих понятий в следующих главах.
Ответственность эксперта за заведомо ложное заключение предусмотрена ст. 307 УК РФ.
Статья 307 УК РФ. Заведомо ложные показание, заключение эксперта или неправильный перевод
1. Заведомо ложные показание свидетеля, потерпевшего либо заключение эксперта, а равно заведомо неправильный перевод в суде либо при производстве предварительного расследования —
наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до трех месяцев.
2. Те же деяния, соединенные с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, —
наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.
Судебно-медицинский эксперт является представителем медицинской профессии в процессе следствия или суда и поэтому на него распространяются положения врачебной и судебной этики. Он должен сохранять не только врачебную, но и следственную тайну.
Ответственность эксперта за разглашение данных предварительного расследования предусмотрена ст. 310 УК РФ.