1. Духовные искания Н.В.Гоголя.
2. Философские идеи в творчестве Л.Н.Толстого.
3. Экзистенциальные проблемы судьбы и творчества Ф.М.Достоевского.
4. Русские мыслители об оригинальном пути исторического развития России (славянофилы, Н.Г.Чернышевский, народники, анархисты, религиозные философы).
5. Космический детерминизм А.Л. Чижевского.
6. «Мистический реализм» Д.С. Мережковского.
7. Мировоззренческие аспекты биологического учения К.А. Тимирязева.
8. Интуитивизм и иерархический персонализм Н.О. Лосского.
9. Система теокосмического Всеединства С.Л. Франка.
Основная литература.
1. Гриненко Т.В. История философии. М.: ВЛАДОС, 2007.
2. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. – М., 1996.
3. Зеньковский В.В. История русской философии: в 2-х тт. – Л., 1991.
4. История русской философии: Учеб. для вузов. – М.: Республика, 2001.
5. История философии: Запад-Россия-Восток: в 2-х томах /Под ред. Н. В. Мотрошиловой. – М., 1995.
6. Кохановский В.П. История философии. М.: Феникс, 2007.
7. Лосский Н.О. История русской философии. – М., 1991.
Дополнительная литература.
1. Аксёнов Г. П. О научном одиночестве Вернадского. // Вопросы философии, 1993, № 6.
2. Белый А. Пути культуры. Непонятный Гоголь. // Вопросы философии. 1990, № 11.
3. Венцлер Л. Понятие «смысл жизни» в философии Владимира Соловьева и Евгения Трубецкого. Формальная структура и содержание.//Вопросы философии, 2007, №12.
4. Галахтин М. Г. Право в духовном измерении личности (к характеристике философии права И. А. Ильина).//Философские науки, 2008, №4.
5. Губин В. Д. Философия. – М.: ТК Велби, 2008.
6. Евлампиев И. И. Концепция сознания С. Н. Трубецкого в контексте европейской философии ХХ века.//Вопросы философии, 2007, №12.
7. Ермишин О. Т., Ермишина К. Б. Духовный путь и религиозно-философский идеал И. А. Ильина.//Философские науки, 2008, №4.
8. Кантор В. К. Евгений Трубецкой: совместимы ли христианская демократия и русская идея равенства?//Вопросы философии, 2007, №12.
9. Климова С. М. В. Розанов и М. Фуко о странностях любви. Век ХХ.//Человек, 2008, №1.
10. Коган Л. Философия Фёдорова. //Вопросы философии, 1990, № 11.
11. Лаут Р. Философия Достоевского. – М., 1996.
12. Мартынов А. Лев Корсавин: философ всеединства, персоналист, ересиарх.//Вопросы философии, 2008, №6.
13. Назарова О. А. Философия толерантности С. Л. Франка (VIII международный философский конгресс. Прага, 1934).
14. Никольский С. А. О русском мировоззрении. №4.//Человек, 2007, №6.
15. Полищук И.С. Светочи русского просвещения: П.Я. Чаадаев. // Философия и общество, 2006, № 2
16. Порус В. Н. С. Л. Франк: антиномии духа как основания культуры.//Вопросы философии, 2008, №1.
17. Русская философия. Малый энциклопедический словарь. – М.: Наука;1995.
18. Сильнова Е. И. Идея соборности и проблема социальной интеграции в учении славянофилов. // Философия и общество, 2006, № 4.
19. Философия. / Отв. Ред. В. П. Кохановский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
20. Франк С. Русское мировоззрение. // Общественные науки, 1990, № 6.
21. Франк С. Смысл жизни // Вопросы философии, 1990, № 6.
22. Франк С. Современная духовная ситуация и идея отрицательного богословия.//Философские науки, 2008, №4.
23. Франк С.Л. Сочинения /Этика нигилизма. Крушение кумиров. Непостижимое. – М., 1990.
24. Циолковский К.Э. Утописты. Живая Вселенная // Вопросы философии, 1992, № 6.
25. Шапошников Л.Е. Учение о соборности в воззрениях ранних славянофилов. // Философские науки, 1990, № 10.
Тема: Русская философия (4 часа).
Занятие 2.
Цель занятия.
Определить место и роль русской философии в развитии мировой философской культуры.
Задачи.
1. Рассмотреть эволюцию идей основных представителей русской философии и их взаимовлияние с российским менталитетом.
2. Показать связь русской философии с социальными и этическими проблемами, с русской литературой.
3. Выделить основные черты русской философии.
4. Проанализировать влияние русской философии на Российскую историю.
Вопросы для повторения.
1. Попытаться понять смысл и суть русской философии.
2. Перечислите её основные черты.
3. Что такое соборность?
4. В чем заключается концепция цельного знания?
5. Назовите задачи «Общего дела Н. Федорова»?
6. Какова роль медицины в общем деле человечества по Н. Федорову?
Вопросы для подготовки к занятию и опроса.
1. Философия Всеединства: В.С. Соловьев, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков.
2. Естественно-исторический материализм: И.М. Сеченов, И.И. Мечников, И.П. Павлов.
3. Русский экзистенциализм: Н.А. Бердяев, Лев Шестов.
4. Философия «высшего синтеза»: теория числа, имени, мифа А.Ф. Лосева.
Тестовые задания.
1. По Н.Бердяеу, основная задача философии:
а) изучение первоосновы существования материального мира, его структуры
б) изучение человека, его жизни в связи с личностными структурами: интеллектуальными, духовными, нравственными, эмоциальными
в) изучение познавательной деятельности человека, ее форм и методов
г) изучение сущности науки, ее роли в жизни общества и места в культуре
д) разработка философских категорий и методов философского познания
2. Основной предмет философии по Н.Бердяеву:
а) свобода человека как высшая ценность, как возможность свободного творчества и независимости, как прорыв к Богу
б) изучение первоосновы существования материального мира, его структуры
в) изучение познавательной деятельности человека, ее форм и методов
г) изучение сущности науки, ее роли в жизни общества и места в культуре
д) разработка философских категорий и методов философского познания
3. Ступени бытия в эволюции мира по В.Соловьеву:
а) минеральное царство, растительное царство, животное царство, человеческое царство, Божье царство
б) растительное душа, животная душа, разумная душа
в) восточный мир, греко- римский мир, германский мир
г) природа, общество, культура
д) ветхозаветная история, новозаветная история, Небесное царство
4. Сущность человека с точки зрения Ф. Достоевского:
а) человек- разумное существо
б) человек есть совокупность общественное существо
в) сущность человека иррациональна и скрыта, проявляющаяся через внутренний мир и в ситуации выбора
г) человек- высший продукт природы
д) человек- нравственное существо
5. Автор работ "Диалектика мифа". "Философия имени":
а) В.С. Соловьев;
б) А.Ф. Лосев;
в) Н.А. Бердяев;
г) Н.Н. Федоров;
д) П.А. Флоренский.
6. Автор работы "Философия общего дела":
а) В.С. Соловьев;
б) А.Ф. Лосев;
в) Н.А. Бердяев;
г) Н.Н. Федоров;
д) П.А. Флоренский.
7. Автор работ "Чтения о богочеловечестве". "Оправдание добра". "Три разговора":
а) В.С. Соловьев;
б) А.Ф. Лосев;
в) Н.А. Бердяев;
г) Н.Н. Федоров;
д) П.А. Флоренский.
8. Автор работ "Столп и утверждение истина", "Имена":
а) В.С. Соловьев
б) А.Ф. Лосев
в) Н.А. Бердяев
г) Н.Н. Федоров
д) П.А. Флоренский.
9. Русские философы-экзистенциалисты:
а) В.С. Соловьев
б) А.Ф. Лосев
в) Н.А. Бердяев
г) Н.Н. Федоров
д) Л.И Шестов.
10. становите соответствие:
а) Ф. Достоевский; А экзистенциализм;
б) Н. Бердяев; В персонализм;
в) Л. Шестов С феноменология;
г) С. Франк; D герменевтика.
д) И. Ильин;
е) А. Карсавин;
ж) Н. Лосский;
Основные идеи темы.
Философия Всеединства. Владимир Сергеевич Соловьев: аспекты Всеединства, учение о Софии,концепция цельного знания, оправдание Добра, идеи Богочеловечества, историософия, мысли о предназначении России, «Три разговора», «Повесть об Антихристе». Павел Александрович Флоренский: развитие концепции всеединства и учения о Софии, теодицея и антроподицея, философия языка и культурно-исторические воззрения, социальная философия имени. Сергей Николаевич Булгаков: эволюция взглядов «от марксизма к идеализму», учение о Душе мира и Софии, философия хозяйства, Философия имени (грамматика бытия).
Естественно-исторический материализм. Материалистическое учение Ивана Михайловича Сеченова о психических явлениях. Философские и социальные идеи, учение об ортобиозе Ильи Ильича Мечникова. Философско-методологические идеи, учение о целостном человеке, проблемы соотношения опыта и умозрения, практики и науки в трудах Ивана Петровича Павлова.
Русский экзистенциализм. Николай Александрович Бердяев: идеи «неохристианства», экзистенциальный метод познания и философствования, философская антропология и «парадоксальная этика», философия свободы и творчества, три типа свободы, проблема смысла истории и русская идея. Лев Шестов: экзистенциальный иррационализм и нигилизм. Творчество Н. Бердяева условно можно разбить на четыре периода: I – этический, II – религиозно-мистический, III - историософский и IV –персоналистический. Согласно Бердяеву, основной противоположностью, с которой мы должны начинать разработку мировоззрения, является противоположность между духом и природой, а не между психическим и физическим. Дух есть субъект, жизнь, свобода, огонь, творческая деятельность; природа – объект, вещь, необходимость, определенность, пассивная деятельность, неподвижность. Вся философия Бердяева, по его словам, антропологична, т.к. непосредственно обращена к проблемам духовности, свободы, творчества, смысла жизни и призвания человека, его смерти и бессмертия. Бердяев –представитель философии персонализма как одного из идеальных источников экзистенциональной философии ХХ века. Современники именовали его «русским Гегелем». Тема человека рассматривается Бердяевым с позиций христианского модернизма, когда в отличие от средневековья, христианство делает упор на активность природы человека, его возможность и способность обретать свое бессмертие путем преображения самого себя и окружающего мира. Человек, по Бердяеву, есть «микротеос» – малый Бог, соучастник божественного миротворения.Бердяев раскрывает фундаментальное свойство человека – творчество как призвание к активной деятельности в окружающим мире. Человек, по Бердяеву, призван осуществить «восьмой день творения», продолжить созидательную миссию Бога. Делая акцент на творческой свободе человека, Бердяев тем самым являлся одним из предшественников философии экзистенциализма. Бердяев известен также и как глубокий исследователь загадочной «русской души», национального самосознания русского народа. Русский философ внес большой вклад в изучение смысла, движущих сил и направленности человеческой истории. Личность Н. А. Бердяева является одной из самых ярких и вместе с тем самых трагических в истории русской философской мысли. Основные работы Николая Александровича Бердяева следующие: «Философия свободы», «Смысл творчества. Опыт определения человека», «Смысл истории», «Новое средневековье», «Философия неравенства» и др.
Философия «высшего синтеза». Алексей Федорович Лосев: идеи всеединства и диалектика, философия имени, числа и мифа, философия культура, исследования по истории философии.