Чем ближе к окончанию войны, тем больше задумывались политические лидеры «большой тройки» о принципах послевоенного устройства Европы, да и мира в целом. Каждый из них представлял интересы своей страны и упорно, настойчиво отстаивал их в спорах с партнерами.
В феврале 1945 г. в Ялте «большая тройка» собралась в том же составе, что и в Тегеране. Пожалуй, эта встреча стала кульминационной в развитии отношений между Сталиным,Рузвельтом и Черчиллем. Атмосфера грядущей победы как бы отодвигала на второй план разногласия и стремления каждой из сторон укрепить свое 1. Положение в послевоенном мире.
По многим вопросам удалось достичь реальных договоренностей. К ним относилось прежде всего согласование принципов безоговорочной капитуляции гитлеровской Германии: ликвидация таких ее институтов, как нацистская партия, репрессивный Аппарат гитлеровского режима, роспуск вооруженных сил Германии, установление контроля над германской военной промышленностью, наказание военных преступников.
2.В принятой «Декларации об освобожденной Европе» предусматривались проведение согласованной политики в освобожденных европейских странах, полнее уничтожение в них следов фашизма, поддержка демократических учреждении, помощь освобожденным народам.
3.В ходе конференции шли и неофициальные обмены мнениями о будущем Европы. Порой они были очень своеобразными Черчилль рассказывал в мемуарах, как он во время одного из заседаний передал Сталину записку со предложением:
1) влияние СССР в Румынии составит 90% (остальное Англии и другим); 2) в Болгарии — 90%; 3) в Югославии 50% 4) в Греции- 10% (90% - Англии и др.). Сталин поставил на записке знак согласия.
4.Важным достижением конференции стало решение создать международную Организацию Объединенных Нации. Для.принятая устава стороны согласились сосать 25 апреля 1945 г. конференцию в Сан-Франциско. 5. Окончательно был решен вопрос об участии Советского Союза в войне с Японией.
Рузвельт считал, что это необходимо для скорейшего окончания войны на Дальнем Востоке Именно поэтому он не возражал на предложение Сталина зафиксировать в специальном документе возвращение СССр Южного Сахалина, Курильских островов, а также восстановление права на Порт-Артур как на военно-морскую базу СССР, обеспечение преимущественных интересов Советского союза в порту Дайрен на территории Китая. Были согласованы и другие дальневосточные проблемы.
6.Шли и острые дискуссии.
-Не был до конца согласован вопрос о послевоенных зонах оккупации Германии,
- о репарациях в пользу победителей. Советская сторона предложила взимать репарации не деньгами, а натурой - единовременным изъятием оборудования предприятий, судов, подвижного состава железных дорог, а также товарными поставками в течение 10 лет. В этом вопросе Сталина поддерживал Рузвельт, подчеркивавший необходимость удовлетворить требования СССР. Черчилль, говоря о сложностях компенсации Советскому Союзу его огромных потерь, фактически тормозил решение данной проблемы. Но все же удалось договориться о создании репарационной комиссии.
-Сложными являлись дискуссии по польской пробле ме. И если вопрос о границах Польши с СССР был в принципе решен: граница должна проходить по «линии Керзона» с некоторыми отступлениями в пользу Польши, то относительно западной границы было сказано лишь в общей форме: «Польша должна получить существенное приращение на севере и на западе». Но с каким польским правительством иметь дело? В польском эмигрантском правительстве шли дискуссии об отношении к правительству, сформированному Польским Комитетом национального освобождения. Сталин заявил на конференции, что вооруженные отряды, подчиненные эмигрантскому правительству, нападают на солдат Красной Армии и что в случае продолжения таких действий к нападающим будут приняты репрессивные меры. В конце концов вопрос был отложен, а в декларации «О Польше» говорилось, что «действующее ныне в Польше Временное правительство должно быть... реорганизовано на более широкой демократической базе с включением демократических деятелей из самой Польши и поляков из-за границы». Обсуждались и другие вопросы.