В форме вещи – произведения дизайна, являющейся носителем эстетической ценности, профессионально выбранным языком средств и приемов композиции «кодируется» вся художественно значимая информация как об эстетических, так и внеэстетических ценностях данного объекта, актуальных для потребителя.
В художественном образе вещи отражаются обе тесно взаимосвязанные стороны ее сущности – социально-культурная (духовно ценностная) и утилитарно-техническая. Первая формирует у субъекта впечатление красоты образности вещи, вторая – красоты рациональности, целесообразности ее формы. Гармоничная организация формы позволяет достичь ее композиционной целостности и создать впечатление красоты строения формы.
Высокая культура воплощения проектного замысла в реальной вещи, отражающая мастерство, культуру производства, приобретает особую эстетическую ценность, формируя впечатление красоты выполнения объекта.
Именно проявление художественной функции дизайна в решении проектных художественно осмысленных задач формирования предметной среды и ее компонентов – вещей – позволяет достичь художественной и эстетической ценности продуктов дизайна, превращая прекрасно-полезные вещи в культурные образцы, формирующие материально-художественную культуру, оказывающую влияние на развитие духовной культуры общества.
Художественная ценность произведений дизайна обусловливает возможность проявления последней из рассматриваемых функций – гедонистической функции.
Гедонистическая функция дизайна – функция эстетического наслаждения – выражается в способности формы произведения дизайна (как носителя эстетической и художественной ценности) вызывать у воспринимающего ее субъекта положительные эмоции, чувство наслаждения красотой вещи (или набора, комплекта, предметной среды).
Положительное эстетическое отношение может иметь разную степень выражения эмоций: от просто «нравится» до восхищения и восторга. Эстетически наслаждаться вещью можно при достаточно высокой степени восхищения.
Степень эстетического удовлетворения (и тем более наслаждения) зависит не только от объективных, визуально воспринимаемых свойств формы вещи, но и от особенностей отношения субъекта к данному объекту, обусловленного конкретной жизненной ситуацией и тем значением, культурным смыслом, которое имеет данная вещь для субъекта.
Это отношение зависит от степени соответствия оцениваемого объекта эстетическому ценностному идеалу, как общепризнанному, так и индивидуальному, обусловленному эстетическим вкусом субъекта, его эстетическими предпочтениями и общим уровнем культуры.
Может быть не оценена по достоинству эстетически совершенная вещь из-за недостаточной развитости эстетического вкуса субъекта, непонимания им сущности смысла вещи, художественного замысла автора, непривычного для данного субъекта нового композиционно-стилевого решения.
И наоборот, возможно восхищение вещью художественно бездарной, безвкусной, пошлой, но привлекательной эстетически для данного субъекта в силу совпадения его представлений о красоте подобных вещей с «модностью», «красивостью», «шикарностью», «престижностью» оцениваемой вещи.
Однако субъектная обусловленность эстетической оценки вовсе не означает тотального субъективизма в эстетических отношениях потребителей к вещам. Специфическое, особенное для данного индивида эстетическое отношение включается, как правило, в систему эстетических отношений, свойственных микро- и макрогруппам общества, а также отношений, значимых для общества в целом. Индивидуальное взаимосвязано с общим, групповым ценностным отношением и испытывает на себе его влияние.
Эстетическое совершенство произведений дизайна способствует гармонии отношений людей с предметным миром и друг с другом, дает радость постижения красоты, повседневно окружающей человека в разных сферах его жизнедеятельности.