Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Назовите цели и функции дизайна.




 

Считается, что дизайн должен служить:

− обслуживанию любых запросов потребителей;

− обслуживанию любых нужд предпринимателей;

− ликвидации визуального хаоса форм посредством упорядочения, гармонизации предметного мира;

− обеспечению коммерческого успеха фирм-производителей товаров и предприятий торговли;

− развитию общества массового потребления;

− созданию непреходящих ценностей в сфере материально-художественной культуры и т. д

Целью дизайна как феномена современной культуры является содействие повышению качества жизни людей и совершенствованию социально-культурных отношений между ними путем формирования гармоничной предметной среды и ее компонентов во всех сферах жизнедеятельности людей для удовлетворения всего многообразия их материальных и духовных потребностей.

Цель дизайна, ее многоаспектность как специфической формы бытия культуры (способствующей взаимосвязи и взаимообогащению материальной и духовной ее сфер благодаря художественному осмыслению объектов разработки в процессе их художественного моделирования) обусловливает структуру общественно значимых функций дизайна. Эти функции осуществляются в процессе и результатах постановки и решения социально значимых задач дизайна.

В систему взаимосвязанных функций дизайна входят следующие функции:

Преобразовательная (конструктивно-морфологическая);

Познавательная (гносеологическая);

Ценностно-ориентационная (аксиологическая);

Общения (коммуникативная);

Социально-экономической эффективности;

Защиты окружающей среды (экологическая);

Адаптационная;

Воспитательная;

Художественная;

Гедонистическая (эстетического наслаждения).


Рассмотрим содержание каждой из них в порядке перечисления.

Преобразовательная (конструктивно-морфологическая) функция дизайна проявляется в преобразовании предметной среды и ее компонентов (вещей, устройств, сооружений) в разных сферах человеческой деятельности благодаря использованию в процессе проектирования методов дизайна, ориентированных на удовлетворение конкретных материальных и духовных потребностей людей и формирование предметной среды как постоянно развиваемого, обновляемого и совершенствуемого мира материально-художественной культуры.

Для эффективности решения конкретных предметных задач, реализующих преобразовательную функцию дизайна, в процессе художественного конструирования техническая конструкция – «техноформа», обусловленная функционально, технологически и экономически, творчески преобразуется в «дизайн-форму» как очеловеченную конструкцию. «Дизайн-форма» (или «антропоформа») – особая организованность формы промышленного изделия с учетом человеческого фактора. Это результат достижения органического единства требований производства и потребления конкретной вещи и отражения этого единства в ее морфологической структуре и композиционно-стилевом решении.

Познавательная (гносеологическая) функция дизайна обусловливает возможность познания потребителями объективных свойств изделий (их комплектов, комплексов, среды) благодаря информативности формы, отражения в форме объектов, создаваемых по проектам дизайнеров, различных сторон их сущности, имеющих, с одной стороны, функционально-потребительское значение, а с другой – социально-культурное.

Речь идет о визуальной информативности формы, позволяющей благодаря выразительности объемно-пространственной структуры, пластического, цветофактурного и цветографического решения формы в целом и ее композиционных элементов способствовать познанию потребителем всех сторон сущности вещи: ее назначения, материала, способа изготовления, устройства, способа использования, обращения с ней, степени приспособленности к человеку в определенной ситуации и среде функционирования объекта.

Визуальная информативность формы способствует также выявлению социально-культурного смысла вещи, ориентированного на ценностные идеалы определенных групп потребителей и отражающего тенденции развития стиля.

Аксиологическая (ценностно-ориентационная) функция дизайна обусловливает отражение в форме вещей, создаваемых по проектам дизайнеров, их значения для субъекта ценностного отношения. Дизайн-форма вещей отражает как общезначимые ценностные идеалы, обусловленные общественным сознанием в его развитии, так и групповые, и индивидуальные ценностные идеалы, установки и предпочтения. Собственные субъективные ценностные идеалы дизайнера также проявляются в его произведениях, наслаиваясь на моделируемые им ценностные идеалы потребителей.

Аксиологическая функция дизайна реализуется благодаря знаковости формы и ее коммуникативности – способности передачи в форме как в знаке, коде, символе определенной ценностно-ориентирующей информации.

Ценности разного социально-культурного масштаба проявляются в стилевых характеристиках вещей и предметной среды, в той или иной степени связанных с модными стандартами и объектами, отражающими актуальные ценности моды.

Коммуникативная функция дизайна, а точнее функция общения, состоит в способности мира вещей, предметной среды инициировать человеческое общение в процессе использования и зрительного восприятия вещей, и выражения отношения к ним, а также к среде в целом.

Это обусловлено знаково-коммуникативной сущностью вещей и их социальным символизмом, способностью быть носителями определенной утилитарной и эстетической информации и передавать эту информацию, «закодированную» художественно-образными средствами в дизайн-форме объектов.

Функция социально-экономической эффективности дизайна проявляется в решении ряда его социально-значимых задач:

− повышения социальной обоснованности и экономической эффективности производства и сбыта промышленных изделий (их реализации в сфере торговли);

− повышения эффективности потребления (эксплуатации) изделий;

− оптимизации структуры и состава ассортимента и обеспечения высокого уровня потребительских свойств промышленных изделий.

В целях обеспечения рентабельности, прибыльности промышленных и торговых предприятий в дизайн-проектировании серийной продукции машинного производства учитываются требования унификации, стандартизации, экономичности (минимизации затрат материалов, энергии, труда, эффективности использования технологического оборудования), возможности рациональной специализации и кооперации производства, а также активно предлагаются принципы использования модульных систем (как основы композиции комплексных дизайн-разработок), комбинаторики, комбинаторного агрегатирования.

Система контроля качества разрабатываемой, осваиваемой производством и выпускаемой промышленной продукции должна включать методически обоснованную практику анализа и оценки уровня потребительских свойств многих видов промышленных изделий (в первую очередь бытового назначения), осуществляемую при участии экспертов-дизайнеров. Такая практика ориентирована в том числе на повышение эффективности потребления (эксплуатации) оцениваемых изделий, а не только на повышение эффективности производства.

В проявлении функции социально-экономической эффективности дизайна большую роль играет также решение задач оптимизации структуры и состава ассортимента определенных групп, видов и типов продукции разных предприятий, тесно связанных с задачами достижения высокого уровня потребительских свойств изделий.

Эта функция дизайна, актуальная как для общества в целом, так и для сфер производства и сбыта продукции, может реализовываться на основе разработанной и давно апробированной отечественными дизайнерами методики формирования ассортимента промышленных изделий на базе проектно-типологического подхода к его разработке средствами дизайн-проектирования, взаимосвязанного с принципами дизайн-маркетинга.

Экологическая функция дизайна проявляется в решении социально актуальных задач защиты окружающей природной среды и самих людей от последствий ее загрязнения отходами техногенной цивилизации, игнорирующей нередко требования экологии во имя получения сверхприбыли владельцами промышленных предприятий (за счет сокращения расходов на природоохранные мероприятия).

Востребованность дизайна в этой области общественной практики может быть реализована при существовании определенной государственной политики, подкрепленной соответствующим законодательством, и понимании целесообразности привлечения дизайнеров к разработке экологических программ, системных объектов с экологически замкнутой средой, комплектов и отдельных изделий, требующих учета экологических факторов при их производстве, сбыте и потреблении.

Внимание дизайнеров (с позиций учета экологических требований) должно быть направлено на свойства конструкционных и отделочных материалов, используемых для создания по их проектам изделий разных видов и их упаковки, тары; на свойства разных материалов, используемых при эксплуатации изделий и характер процесса производства продукции.

Экологически важной для дизайна является также проблема утилизации отходов не только производства, но и торговли и потребления всевозможной продукции, засоряющей окружающую среду. Дизайн-программы, связанные с решением проблем утилизации отходов, разнообразной тары, упаковки, использования «вторсырья», могут иметь важное социально-экономическое и экологическое значение.

Адаптационная функция дизайна проявляется в связи с решением задач приспособления человека (групп людей) к изделиям (их комплексам), предметной среде путем создания очеловеченных вещей и очеловеченной среды жизнедеятельности людей. Изделия и среда благодаря дизайну (с учетом требований эргономики, социальной психологии, эстетики) становятся «пригнанными» к человеку, приспособленными к его психологии, физиологии, антропометрическим данным, социально-культурным запросам и предпочтениям.

Адаптационная функция дизайна реализует принцип гармонизации предметной среды, понимаемой не только как формально-эстетическое единство всех элементов этой среды в соответствии с определенными эстетическими идеалами, но и как содержательно-эстетическое единство, базирующееся на принципе соответствия предметной среды и ее компонентов мере человека.

В сложном социально-культурном процессе взаимной адаптации людей и предметной среды (дизайн стремится приспособить предметное окружение к социально дифференцированному человеку, и человек добровольно или вынужденно адаптируется к тому или иному предметному окружению) целесообразно оставлять людям определенную степень свободы выбора и возможности самоорганизации ими среды своей жизнедеятельности в соответствии со своими ценностными установками и предпочтениями.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-25; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 852 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2357 - | 2221 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.