Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Проблема достоверности знаний в Новое время

Тема 4 Философия Возрождения и Нового времени.

Вопросы:

1. Основные принципы философии Возрождения

2. Проблема достоверности знаний в Новое время

 

Основные принципы философии Возрождения

Эпоха Возрождения началась в XIV веке в Италии и в XV-XVI веках прокатилась по всей Европе. Мировоззрение Возрождения (Ренессанса) основано на идеи возрождения античной культуры, освобождения всех сфер культуры от влияния религии (секуляризация). Возрождение начинается с деятельности гумманистов, первыми и которых были А. Данте и Ф. Петрарка (отец гуманизма). Гуманизм Ренессанса – это идейно-политическое движение, направленное на критику схоластического мировоззрения, трактующее человека как существо свободное, прекрасное в своей целостности, творческое, достойное земного счастья. Его предназначение – активная деятельность, созидание. Гуманизм определяет отношение к человеку, как к абсолютной ценности, признает неотъемлемое право человека на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей. Все в мире оцениваются с точки зрения блага человека. Благо человека – высший принцип. Человек – мера всех вещей.Возникает и новое понимание Бога – пантеизм (учение о тождестве природы и Бога). Природа=Бог. Натуралистический пантеизм (Николай Кузанкий, Д. Бруно), утверждал, что Бог – это внутренний мировой порядок. Следовательно, к миру нужно относиться, как к Богу, которого мы стремимся познать. Д. Бруно: «Бог есть бесконечное в бесконечном, он находится во всем и повсюду, не вне и над… Природа есть Бог в вещах». Благодаря пантеизму, основным объектом изучения признается природа, которая рассматривается как стабильная, организованная законами реальность. Причем, природа впервые понимается как бесконечность. В религии в этот период формируется протестантизм. Его важная идея состоит в том, что Богу угодно полное и рациональное использование способностей каждого человека. Служение Богу – это и достижение успехов в земных делах. На этой основе формируется новая ориентация рационального познания: познание должно быть практически ориентированным и полезным. А в античности знание – это игра разума, чистая наука, не имеющая никакого отношения к практической жизни.

Проблема достоверности знаний в Новое время

В Новое время в связи бурным развитием науки возникает потребность познания главного источника познания, что и привело к возникновению двух гносеологических направлений: эмпиризма и рационализма. Эмпиризм считал главным источником познания опыт (эксперемент). Представители: Ф. Бэкон – основоположник, Д. Локк, Т. Гоббс. Ф. Бэкон: «Знание и могущество человека совпадают. Человек умеет и может столько, сколько знает и понимает». Необходимо не столько выяснять отдаленные причины событий (традиционная задача метафизики), сколько дать их точное описание, выявить закономерности. В науке Бэкон видел мощный инструмент прогрессивных социальных изменений. Именно Ф. Бэкону принадлежит фраза «Знание — сила», ставшая лозунгом Нового времени. Ф. Бэкон: наука должна исследовать природу, поскольку именно она выступает источником жизнедеятельности человека и средством для господства человека над силами природы. Истинное знание, по Бэкону, достигается с помощью познания причин. Конечными причинами занимается не наука, а теология. Формальные причины познаются индуктивным методом, который опирается на анализ, расчленение, анатомирование природы. Бэкон, который понимал истину дочь времени, а не авторитета, основной задачой философии считал познание природу из самой природы, дабы избежать субъективных искажений действительности. Большая заслуга Бэкона заключается и в том, что он исследовал заблуждения, характерные познавательному процессу, которых он образно называет идолами (призраками). Идолы представляют собой предрассудки, с которыми человек настолько сжился, что не замечает их. Он выделяет четыре типа идолов — идолы рода, пещеры, рынка и театра. Первые два - врожденные, связанны с естественными свойствами разума, а последние два – приобретенные (в ходе индивидуального развития). Идолы рода проистекают из природной ограниченности человеческого разума и чувств. Идолы пещеры связаны с индивидуальными особенностями каждого человека (каждый человек видит только то, что ему позволяет его индивидуальность), которые определяются специфификой развития и воспитания. Идолы рынка возникают в результате общения людей, их взаимосвязи. Особую роль в формировании идолов рынка играет неправильное использование слов. Идолы театра возникают из-за слепой веры в авторитеты, прежде всего, из-за абсолютного доверия в флософские учения, что мешает непредвзятому восприятию реальности. Достижение истинного знания предполагает преодоление этих идолов, что возможно только с помощью опыта и индукции. Для того чтобы реально изучать природу, надо, согласно Бэкону, руководствоваться индуктивным методом и идти от частного к общему. Рационализм утверждает, что главный источник познания – разум. Нет в наших знаниях ничего, кроме нашего разума. Представители: Р. Декарт – основоположник, Б. Спиноза, Л. Лейбниц.Философия Декарта представляет собой новый, цельный и рационально обоснованный образ мира. Его философия вносит основополагающие изменения в развитие философского мышления, формирует новую ориентацию в философии. Первая и исходная определённость всякой философии, по Декарту, является определённость мышления. Абсолютное начало познания – сомнение Это радикальное сомнение. То есть сомнение не цель, а средство. Первичную достоверность Бэкон находит в эмпирическом познании. Для Декарта чувственная очевидность как принцип достоверности познания неприемлема. Нельзя также основывать достоверность познания на «авторитетах». По Декарту достоверность исходной предпосылкой и поэтому сама не может опираться на другие предпосылки. Первичная достоверность и есть мыслящее «Я». Из понимания первичной достоверности как не зависящее ни от чего мыслящее Я вытекает существенные характеристики его понятия субстанции. Декартово мыслящее Я не нуждается ни в чём, кроме самого себя, не нуждается «ни в каком месте и не зависит ни от какой материальной вещи». Признавая независимость существования мышления (духа) и протяженности (материи) Декарт развивал дуализм (учение о двух равноправных началах мира). Он признаёт как материальный принцип – не зависящее от сознания существование материи, так и духовный принцип – не зависящее от материи и материального мира. Хотя Декарт подчёркивает, что они существуют независимо друг от друга, но они не являются субстанциями в полном смысле этого слова. То есть он их называет условно субъстанциями, поскольку они для своего существования нуждаются еще в Боге – действительной субстанции. Бог есть субстанция, поскольку он существует «сам из себя» и сам является своей причиной. А всё остальное нуждается для своего существования в «присутствии Бога». В понимании Бога он был деисто. Деизм – учение о том, что Бог однажды соотворив мир, наделив его движением и законами, в дальнейшем не вмещивается в дела мира. Миру предоставлена самостоятельность. Метафизика Декарта (картезианство) отвергает традиционную метафизическую дилемму: что первично, бытие или сознание? Существует две субстанции – телесная и духовная – независимо друг от друга. Они соединены только в человеке, в шишковидной железе. Эти субстанции гармоничны и согласованы, благодаря изначальному становлению Бога. Главное свойство духовной субстанции – мышление, а телесной – протяженность. Он сформулировал 4 правила для разума, которых придерживается сам и которые на основе своего опыта полагает важнейшими. Первое правило: считать истинными только те знания, которые не подвергаемы сомнению. Второе правило: разделить каждый из вопросов, которые следует изучить, на столько частей, сколько необходимо, чтобы эти вопросы лучше разрешить. Третье правило: располагать идеи в последовательности, начиная с предметов наипростейших и легче познаваемых, продвигаться медленно, как бы со ступени на ступень, к знанию наиболее сложных, предполагая порядок даже среди тех, которые естественно не следуют друг за другом. Четвертое правило: составить такие полные расчёты, перечень, чтобы быть уверенным в том, что ты ничего не обошёл. Первое из правил Декарта является концентрированным выражением его методологического скептицизма. Оно имеет ярко выраженный гносеологический характер. Требование: не принимать никогда любую вещь за истинную, если ты её не познал как истинную с очевидностью, – опирается на условия «достоверности» и «очевидности» познания. Это правило также можно считать главной предпосылкой для использования следующих правил. Если условия первого правила не удовлетворяются, остальные правила не могут гарантировать разуму, что он придёт к истинному познанию. В отличие от Ф. Бэкона, который считал индукцию основным методом получения истинных (и практически полезных) знаний, Декарт таким методом считает дедукцию.

Контрольные вопросы:

1. В чем проявился гуманизм философии Возрождения?

2. В чем суть пантеизма?

3. Вселенная глазами мыслителей Возрождения: Н. Кузанский, Н. Коперник, Дж. Бруно.

4. В чем состоит рационализм философии Нового времени?

5. Что нового внес Фрэнсис Бэкон в философию?

6. Почему Р.Декарт считается главным философом Нового времени?

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Классическая античная философия | Thorn; обеспечение разумного срока судопроизводства.
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1761 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Так просто быть добрым - нужно только представить себя на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © Марлен Дитрих
==> читать все изречения...

2497 - | 2245 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.