НАТЮРМОРТ В ИТАЛЬЯНСКОМ ИСКУССТВЕ 17 века (ЭРМИТАЖ)
Мальтезе (Франческо Фьеравино; Мальтезе Мальтезе
Франческо Нолетти), Римская школа Н-т с дыней Н-т со шлемом
Н-т с восточным ковром
Мунари (Монари), Кристофоро (?) Болонская школа, Микеланджело дель Кампидольо Микеланджело дель Кампидольо
Н-т с книгами Н-т с посудой (Микеле Паче), Римская школа Н-т с виноградом Попугай на дынях
Н-т с дыней
Рекко Элена,(?) Неаполитанская школа Руопполо, Джузеппе Строцци, Бернардо
Н-т с рыбами Н-т с рыбой и крабами Н-т с рыбой и раковиной Неаполитанская школа (Иль Каппуччино, Иль Прете
Натюрморт Дженовезе), круг
Женщина с овощами
В XVII–XVIII веках в итальянском искусстве произошло обособление местных живописных школ. В таком жанре, как натюрморт, сложились определенные темы, сформировались свои методы и приемы. Художники писали композиции с букетами цветов, фруктами и овощами, мясными и овощными лавками, кухнями, битой дичью, морскими дарами. Создавались натюрморты с роскошными восточными коврами, изящными фарфоровыми вазами, картины с атрибутами профессий ученого, музыканта, где главное место занимали книги, глобусы, колбы и реторты, нотные тетради, музыкальные инструменты и т. п.
Мальтезе (Франческо Фьеравино; Франческо Нолетти), ок. 1611-1654
Натюрморт с восточным ковром Здание: Новый Эрмитаж Залы: 237
О жизни Франческо Фьеравино не сохранилось почти никаких сведений. Судя по прозвищу "Мальтезе", он родился на острове Мальта. Его картины, натюрморты с фруктами и музыкальными инструментами, очень редки. В собрании Эрмитажа хранятся два полотна работы Мальтезе, составляющие пару. "Натюрморт с восточным ковром" по композиции прост. Почти все поле картины занимает изображение роскошного желто-красно-синего ковра из Исфахана. Над ним узкой полосой протянулся темный занавес, собранный в складки. На ковре поставлено плоское блюдо со сластями. Картина принадлежит по типу к обычным постановочным натюрмортам, но виртуозное мастерство художника превращает ее в шедевр. Крупные складки ковра изображены так, что угадываются его толщина и тяжесть. Выпуклые блестящие мазки почти осязаемо передают поверхность плотного шерстяного ворса. Не прибегая к большому количеству предметов и сложной композиции, мастер сумел создать впечатление великолепия и роскоши.
Автор: Мальтезе (Франческо Фьеравино; Франческо Нолетти), ок. 1611-1654
Школа: Римская
Название: Натюрморт с восточным ковром
Место создания: Италия
Материал: холст
Техника: масло
Размеры: 97x132 см
Инвентарный номер:
ГЭ-2314
Комментарий: Парная к картине "Натюрморт с дыней" (ГЭ-2772)
Натюрморт с дыней Здание: Новый Эрмитаж Залы: 234
Автор: Мальтезе (Франческо Фьеравино; Франческо Нолетти), ок. 1611-1654
Школа: Римская
Название: Натюрморт с дыней
Место создания: Италия
Материал: холст
Техника: масло
Размеры: 89х132 см
Инвентарный номер: ГЭ-2772
Комментарий:
Парная к картине "Натюрморт с восточным ковром" (ГЭ-2314)
Натюрморт со шлемом Не представлен в экспозиции
Художник: Мальтезе (Франческо Фьеравино; Франческо Нолетти), круг, ок. 1611-1654
Школа: Римская
Название: Натюрморт со шлемом
Место создания: Италия
Материал: холст
Техника: масло
Размеры: 71х89 см
Поступление: Поступил в 1931 г. Передан Всесоюзным объединением "Антиквариат". Происходит из собрания Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
Инвентарный номер: ГЭ-7180
2) Мунари (Монари), Кристофоро (?) Болонская школа
Натюрморт с книгами Не представлен в экспозиции
Италия, 1680-е гг.
Автор: Мунари (Монари), Кристофоро (?). 1667-1720
Школа: Болонская
Название: Натюрморт с книгами
Место создания: Италия
Время создания: 1680-е гг.
Материал: холст
Техника: масло
Размеры: 73,5х99,5 см
Поступление: Поступил в 1920 г. Передан из дворца Марли в Петергофе
Инвентарный номер: ГЭ-1378
Комментарий: Парная к картине "Натюрморт с посудой" (ГЭ-1381)
Натюрморт с посудой Не представлен в экспозиции
Италия, 1680-е гг.
Автор: Мунари (Монари), Кристофоро (?). 1667-1720
Школа: Болонская
Название: Натюрморт с посудой
Место создания: Италия
Время создания: 1680-е гг.
Материал: холст
Техника: масло
Размеры: 73,5х96 см
Поступление: Поступил в 1921 г. Передан из дворца Марли в Петергофе
Инвентарный номер: ГЭ-1381
Комментарий: Парная к картине "Натюрморт с книгами" (ГЭ-1378)
Полотна, похожие на произведения голландцев, создавал итальянский мастер Якопо Кименти, прозванный Эмполи (1551–1640). Он специализировался в жанре натюрморта, показывающего разнообразную снедь. На его картине «Натюрморт» (ГММИ, Москва) зритель видит разнообразные овощи и фрукты, булочку, битую птицу, флягу с вином, глиняный кувшин и другие предметы, представленные на темном фоне.
Широкое распространение научных знаний в конце XVII — начале XVIII века вдохновляло итальянских живописцев на создание натюрмортов с атрибутами науки. Младший соотечественник Кименти, художник Кристофоро Монари (Мунари, 1667–1720), написал полотно «Натюрморт с письменными принадлежностями», ныне хранящееся в собрании Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. На картине изображена тесная группа предметов, расположенных на столе. Здесь книги, перья в чернильнице, перочинный нож, сложенное письмо, керамический сосуд и другие вещи, рассказывающие об интересах и занятиях их хозяина.
К. Монари (Мунари). «Натюрморт с письменными принадлежностями», ГМИИ, Москва
Сформировавшиеся в Италии разновидности натюрмортного жанра вскоре были восприняты живописными школами Испании, Франции, Германии. Воздействие итальянского натюрморта ощущается и в некоторых произведениях мастеров Голландии и Фландрии.