Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Мир хозяйства в общественном сознании докапиталистических эпох




Лекция 1. Экономические темы в античном наследии

Восточное и Античное общество

Империя. Иерархия кастовая

• Земля и свободные люди – главное богатство

• Экспансия: захват новых земель и людей

• Основа общества – община, а не рабский труд

• Жесткая централизация всей жизни

• Слияние светской и религиозной власти

• Традиционализм в управлении

• Централизованное регулирование рынка

Полис. Городская община. Общество граждан

• Права граждан, их защита – дело каждого гражданина

• Богатство – хозяйство гражданина. Право на землю – только у гражданина

• Ограничение площади и населения оптимальными размерами

• Экспансия – мультипликация полиса

• Рабский труд – базис хозяйства гражданина

• Хозяйство – самообеспеченное, но с привлечением рынка

• Полис – ориентация на внешнюю торговлю

Противоречия полиса

• Идеальный гражданин: этика, политика, хозяйство

• Гражданин принимает обязательства, но отстаивает права, свои интересы: как он их понимает?

• Противоречие: права гражданина и единство полисной системы

• Разрешение: справедливость, закон

Идеальное хозяйство. Ойкономия

• Ксенофонт (430 – 356 д.н.э.) – греческий писатель, публицист, военный историк. Афинский аристократ, ученик Сократа, служил в армии за границей, занимался хозяйством.

• Основное экономической сочинение «Домострой» – часть «Сократических сочинений». Диалог о способах ведения домашнего хозяйства

«Домострой»

• Диалог: истина рождается в столкновении мнений. Заранее доказанного вывода нет.

• Два идеальных хозяина: Критобул и Исхомах. Протагонист: Сократ

• Ведение хозяйства – наука, так как нужно понимать законы и правила ведения хозяйства и получать выгоду от того, что имеешь.

• Богатство – субъективно, так как соизмеряется с потребностями человека и возможностями использования имущества. Флейта: использовать самому (прямая полезность), или продать (косвенная). НО! Продавать надо уметь: получить нужное в обмен. Часть богатства: знания и умения, друзья и враги

• Залог богатства: правильная организация и управление хозяйством: все – на своих местах, жена – воспитана для правильного употребления имущества, рабы – поощряются хорошим обращением

• Виды деятельности: лучше всего – сельское хозяйство, потом ремесло, хуже всех - торговля

Иерархия деятельности

• Сельское хозяйство: упражнения для тела и духа, необходимость знания и умения для управления имением, привязанность к земле, патриотизм, готовность к военному делу. Справедливость! Земля воздает по труду, нельзя хитрить и лениться.

• Ремесло: необходимое разделение работ, НО! Без движения. В духоте и однообразии действий. Нет привязанности к земле, родине. Изнеженность и слабость тела и духа. Эгоизм, обособленность.

• Торговля. Есть возможность спекуляции, обмана. Цель – нажива, выгода. Пример: земля скупается и улучшается путем обработки, построек. Потом продается по более высокой цене. Хорошо ли это? Труд сам хорош, но цель – выгода- не хороша.

Аристотель – первые экономические теории

• Аристотель – 384 – 322 гг. д.н.э. – греческий философ, политический деятель, основатель европейской науки, ученик Платона

• Часть «Этики» к Никомаху (сыну) и начало «Политики». Попытки обобщения всех экономических положений античности.

• Формальная логика – основа научного знания. Силлогизм как проверка внутренней логичности вывода

Экономика и хрематистика

• Ведение хозяйства для удовлетворения потребностей и развития человека – естественная деятельность.

• Умение пользоваться благами как цель экономики

• Экономика: земледелие, рыболовство, охота, скотоводство, мелкая торговля и даже разбой

• Хрематистика: накопление богатства в виде денег – неестественная деятельность. Искусство наживать деньги.

• Бессмысленная с точки зрения потребления деятельность. Царь Мидас – умереть на золоте

• Хрематистика: оптовая (монопольная) торговля, ростовщичество, труд только за вознаграждение (наем)

• Деньги – не богатство, а средство его получения. Накопление денег само по себе не имеет ни цели, ни предела

Обмен и деньги

• Обмен и деньги – часть деятельности человека, они должны подчиняться принципу справедливости: равенство распределения и равенство обмена

• Добродетель заключается в соблюдении середины. Излишек или недостаток формирует пороки, т.к. нарушается справедливость

• Владение имуществом: середина – щедрость. Недостаток – скупость, избыток – расточительность

• В обмене важно: добровольность, уравновешенность (середина), справедливость (воздаяние по заслугам)

• Как совместить с равенством? Естественно – нельзя. Либо услуги равны (т.е. одинаковы), тогда обмен невозможен, либо обмен возможен, но услуги неравны

• Деньги – это продукт договора между людьми, возникли постепенно для уравнивания обмена, искусственное средство соизмерения услуг (затрат и потребностей)

• Запас – отложенное потребление

• Функции денег: соизмерение, посредник в обмене, сбережение

• Процент – противоестественен, из обмена он произойти не может





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 341 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Своим успехом я обязана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © Флоренс Найтингейл
==> читать все изречения...

2396 - | 2210 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.