При б е з а ф ф и к с н ы х (о п е р а ц и о н н ы х) способах словообразования не используются какие-либо аффиксы. Для выражения словообразовательного значения используются такие средства, как: порядок следования частей производного слова, изменение парадигмы словоизменения, единое ударении (при образовании производного слова на базе словосочетания). К безаффиксным способам (на синхронном уровне) относятся чистое сложение, сращение, аббревиация, субстантивация.
Ч и с т о е с л о ж е н и е – способ словообразования, при котором новые слова образуются в результате объединения двух слов или основы слова и целого слова. Опорным словом в таких сложных словах является последний компонент, который, как правило, равен целому слову и указывает на принадлежность слова к определённой части речи, а также на род, число, падеж, склонение и другие грамматические признаки: нефтемагистраль, морозостойкий, водонепроницаемый. Этот способ используется в словообразовании существительных и прилагательных. Начальный компонент (компоненты) может находиться с основным как в равноправных отношениях (отношения сочинения), так и в неравноправных (отношения подчинения): диван-кровать, плащ-палатка, водонепроницаемый, засухоустойчивый.
Показателем цельнооформленности сложного слова является закреплённый порядок следования частей, единое ударение (чаще всего на последней части), а также отсутствие изменяемости первой части при склонении (светло-зелёного, пойти без плащ-палатки).
С точки зрения синхронного изучения способов образования слов существует только один вид лексико-синтаксического словообразования – с р а щ е н и е. Это способ образования новых слов (имён прилагательных) посредством слияния в одно целое компонентов словосочетания с сохранением порядка слов и без изменения их морфемного состава. В качестве зависимого слова, как правило, выступает наречие, которое в сложном слове занимает препозицию: вечно зелёный → вечнозелёный, мало употребительный → малоупотребительный, сильно действующий → сильнодействующий, быстро растворимый → быстрорастворимый.
А б б р е в и а ц и я(лат. abbreviare ‘сокращать’) – способ образования новых слов посредством сокращения, усечения и слияния начальных букв (звуков) всех слов исходного словосочетания или их отдельных частей и целого слова(МГУ, ЦУМ, ЦСК, МИД, КамАЗ, филфак, медсестра, теракт).При помощи аббревиации образуются только имена существительные. Аббревиация не использовалась вустной речи вплоть до событий 1917 г. (на письме нечастыми были употребления типа «Е.И.В.» – «Его Императорское Величество»). В советском «новоязе» 20-х – 30-х гг. начали широко использоваться нововведения типа местком, Моссовет, ревтрибунал, ЧК, ЦК, ВЦИК и др. Сегодня аббревиация считается одним из продуктивных способов образования новых слов.
Сложносокращённое слово (существительное), образованное путём сокращения мотивирующей единицы, называется а б б р е в и а т у р о й (итал. abbreviatura, от лат. abbreviare ‘сокращать’). Аббревиатуры могут быть:
а) и н и ц и а л ь н ы м и (образуются сложением начальных звуков (звуковой тип) или названий начальных букв (буквенный тип): СПИД /спид/ – синдром приобретённого иммунного дефицита, ООН /оон/ – Организация Объединённых Наций, МГУ /эм-гэ-у/ – Московский государственный университет, ФРГ /эф-эр-гэ/ – Федеративная Республика Германия, ОРТ /о-эр-тэ/ – Общественное российское телевидение;
б) с л о г о в ы м и (образуются в результате сочетания начальных частей производящих основ): спецкор – специальный корреспондент, профком – профсоюзный комитет, универсам – универсальный магазин, филфак – филологический факультет. Слоговые аббревиатуры могут быть образованы сложением начала первого слова с началом и концом (или только концом) второго слова: военкомат – военный комиссариат, мопед – мотоцикл-велосипед, эсминец – эскадренный миноносец;
в) с м е ш а н н ы м и (образуются в результате сочетания начальных частей слова, а также начальных звуков или названий букв): гороно – городской отдел народного образования, завуч – заведующий учебной частью, БелАЗ – Белорусский автомобильный завод, самбо – самозащита без оружия;
г) с л о г о-с л о в н ы м и (образуются в результате сочетания начальных слогов и целых слов или их форм): сберкасса – сберегательная касса, запчасти – запасные части, подлодка – подводная лодка, завкафедрой – заведующий кафедрой.
Аббревиатуры необходимо отличать от графически сокращённых слов и сочетаний (рус. – русский, мн. – многие, и др. – и другие), а также усечённых форм (зам. – заместитель, зав. – заведующий, маг. – магнитофон).
В рамках синхронного словообразования изучается такая разновидность конверсии, как субстантивация.
С у б с т а н т и в а ц и я (лат. substantivum ‘существительное’) – способ образования имён существительных путём перехода в их разряд других частей речи без каких-либо словообразовательных аффиксов. Субстантивы, образованные от других частей речи, изменяют лексическое значение, грамматические свойства (например, категории рода, числа, падежа, одушевлённости и неодушевлённости у таких слов становятся самостоятельными, независимыми) и синтаксические функции. Но при этом сохраняется тип словоизменения, который свойствен исходной части речи. Выделяют с о б с т в е н н о я з ы к о в у ю с у б с т а н т и в а ц и ю (полную и неполную) и к о н т е к с т у а л ь н у ю.
Для собственно языковой субстантивации характерна определённая закреплённость в языке и словаре, контекстуальная наблюдается в конкретном контексте. При п о л н о й субстантивации возможность слова употребляться в роли прилагательного (причастия) утрачена, и в словарях такие слова фиксируются только как существительные (пирожное, портной, приданое, дневальный). Прин е п о л н о й субстантивации прилагательное (причастие), послужившее базой для образования существительного, активно употребляется языке(военный врач, выстроить военных у входа; взрослый юноша, слушаться взрослых).
Чаще всего субстантивируются прилагательные и причастия.
Семантические группы субстантивированных прилагательных разнообразны. Они обозначают: а) людей по их характерным признакам, свойствам (взрослый, старший, учёный, звеньевой, управляющий); б) различные помещения (душевая, проходная, профессорская, парикмахерская, столовая); в) официальные бумаги, документы, платежи (накладная, отпускные, суточные, премиальные); г) блюда, кушанья, лекарства (мороженое, заливное, горячее, снотворное, наружное); д) отвлечённые понятия (будущее, старое, отжившее, минувшее); е) различные единицы классификации растительного и животного мира (бобовые, цитрусовые, сумчатые, иглокожие, пернатые). Кроме того, в современной литературе выделяются семантические группы субстантивированных слов, которые не фиксируются в словаре. К ним относятся: а) топонимические наименования (Дубовое, Волжский, Поселковое, Благое); б) русские фамилии (Коровин, Черных, Сидоров)[2]; в) клички животных (Вороной, Каурый, Буланый).
Субстантивация причастий происходит реже и продуктивна лишь в рамках определённого контекста: Гуляющие медленно шли по улице (Д. Донцова); Идущие не обращали внимания на посторонние звуки (Б. Акунин).
Нерегулярная контекстуальная субстантивация наблюдается при переходе в разряд имён существительных местоимений, числительных, наречий, служебных частей речи: утвердить свое «я», сердечное «ты», получить заслуженное «пять», трое в лодке, подали на второе гуляш, наше «вчера» отошло, в ответ приятное «да», громкое «ура».
[1] Этот термин имеет и более широкое значение: название процесса образования более сложных единиц языка из менее сложных, создания вторичных языковых единиц, в том числе и предложения. Для характеристики словообразовательных процессов деривация была введена в 30-е годы XX века Е. Куриловичем.
[2] Филиппова, Л.С. Современный русский язык. Морфемика. Словообразование: учеб. пособие / Л.С. Филиппова. – М.: Флинта: Наука, 2009. – С. 175 –177.