Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава II. Сочинения композиторов-романтиков в методике преподавания музыки в школе




Анализ программ по музыке

Обратившись к музыкальным программам, я обратила внимание на то, что музыке романтизма (как важнейшего направления и стиля в музыке) почти не посвящают специальных тем или отдельных уроков. Нет и таких тем, которые знакомили бы школьников с творчеством какого-либо композитора-романтика.

Для полноты картины я исследовала несколько программ и сделала заключение, что в программах произведения романтиков либо рассеяны, либо включаются в содержание совершенно самых разных тем.

Лишь в программе Алиева есть небольшой раздел, посвященный эпохе романтизма (VI класс, 2 четверть). Здесь предполагается слушание музыки ярких представителей романтизма – от Шуберта до Листа. В остальных случаях отдельные сочинения композиторов-романтиков включаются в рамки других учебных тем. А где, собственно текст по этой программе? Мы же все обсудили!

Чтобы лучше разобраться, в каком порядке, что проходят в школах, я обратилась и к современным программам и хочу представить «урок современности»: Что это за урок? Кто его так назвал? Почему современности? Чья это разработка? Какова доля вашего участия? Ничего не ясно!

7 класс. «Классицизм и романтизм в музыке»

Цель урока: продолжить знакомство с музыкальными стилями, в частности «классицизмом» и «романтизмом»

Задачи:

– познакомить учащихся с основными чертами художественного направления «романтизм», воздействовать на чувства и эмоции детей через восприятие музыкальных образов вальсов Ф.Шопена;

– изучить стилевые особенности, выявить характерные черты музыкальных стилей – классицизм, романтизм;

– развитие музыкального мышления, путём сравнения двух указанных музыкальных стилей; развитие навыков исследовательской художественно-эстетической деятельности при прослушивании произведения;

– воспитать и привить интерес к музыке разных стилей.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Приветствие.

Учитель: Мы с вами раскрыли много музыкальных секретов, но нам сегодня предстоит раскрыть еще один. В конце урока вы ответите мне на следующие вопросы:

Уже знали Новое узнали вопрос
     
     
     

 

 

Повторим ранее изученный материал. Соедините термин с определением

 

  Полифония Исполнение без музыкального сопровождения  
  A capella Род музыки, сопровождающий строевые движения людей  
  Марш Многоголосие  
  Монофония Вид музыкального образа  
  Исторический танец Менуэт  
  Эпический Одноголосие  
  Танец Светская инструментальная музыка  
  Романс Светская вокальная музыка  
  Прелюдия Вид искусства, в котором образ создается посредством ритмичных движений человеческого тела  
  Ноктюрн Развитие в музыке, в котором составляется план сначала, по которому исполняется песня  
  Исполнительское что? Светская инструментальная музыка лирического содержания  

 

Для чего присутствует последний столбик в таблице?

Учитель: Мы знаем что «музыка – это сама жизнь». Частички человеческой жизни благодаря мастерству великих композиторов превращаются в музыкальные образы. Это может быть добрый, ласковый образ колыбельной песни, образ мужественной борьбы, образ, воплощающий тревогу.

В конце урока ответите на вопросы: какие? Нужны формулировки, если уже замахиваетесь.

Предлагаю послушать музыкальный фрагмент и обменяться впечатлениями.

Звучит фрагмент: Увертюра “Эгмонт”.

– Что вы можете сказать об услышанной музыке? Сравним его с музыкой И.Баха «Фуга». С какой фугой конкретно?

Ответы: – произведение строгое, героическое…..

А второе сочинение отличается своим музыкальным языком, формой и содержанием.

Вы правы. Эти произведения различны и по исполнению, строению, музыкальному языку. Потому что они разные по СТИЛЮ.

Произведения эти написаны знакомым нам композитором – И.С. Бахом и другим немецким композитором – Л.Бетховеном.

Актуализация темы.

Сегодня на уроке мы поговорим о стилях музыки.

А где вы встречались с понятием СТИЛЬ?

Ответы: в одежде, например.

– А какие стили одежды вы знаете?

Ответы:– Классический, романтический, спортивный…

– Так вот, эти стили существуют не только в одежде, но и в искусстве, архитектуре.

3. Определение понятия «Стиль».

Попытаемся разобраться в музыкальном стиле.

1. Совокупность приёмов и признаков, характеризующих искусство определённого времени и направления или индивидуальная манера художника, композитора в отношении идейного содержания и художественной формы.

2. Совокупность приёмов использования средств языка, характерная для какого – либо писателя или литературного произведения, направления, жанра.

3. Манера вести себя, говорить, одеваться. Может с этого начать, а потом переходить к более сложным вариантам? Язык 1 и 2 объяснений стиля сложен для школьников, скажите проще.

События «Эгмонта» относятся к XVI веку, когда народ Нидерландов восстал против своих поработителей — испанцев. Борьбу народа возглавил граф Эгмонт, смелый и мужественный человек. Эгмонт гибнет, но народ завершает начатое им дело. Восстание закончилось победой в 1576 году. А к чему эти сведения? Где логика?

Что можно сказать о музыкальном языке, форме, строении произведения?

Ответы:

– настроение героическое, характер целеустремлённый, веришь, что цель достигнута. Яркий финал – подтверждение этому. Не финал, а кода? Ведь увертюра одночастная!

Учитель: Форма произведения крупная как это понять? Никакая она не крупная с точки зрения классификации музыкальных форм, в произведении строгие пропорции, всё подчинено одной цели, динамика яркая. Всё это характерно для классического стиля в музыке.

5. Определение понятия «Классицизм.

Классицизм (образцовый) – стиль и направление в искусстве XVII – начала XIX в. Упорядоченность, гармония, внутреннее единство целого и его частей, строгие пропорции – все эти качества отличают творения видных представителей классицизма.

Классики переосмыслили и заставили зазвучать по – новому все музыкальные жанры и формы. Произведениям присуща целеустремлённость: в них отчётливо различаются конечная цель музыкального движения, его итог. Все части произведения находятся в строгом равновесии.

Все эти черты мы услышали в музыке Бетховена.

Что за перескок? К чему цитата Сухомлинского? Нужно же как-то пояснять, что вы намереваетесь делать далее.

Известный советский педагог В.А.Сухомлинский писал:

«В мире есть не только нужное и полезное, но и красивое. Перед человеком открылась радость жизни, потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и перепевы серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе, шуршание снежинок и стон метели, ласковое плескание волны и торжественную тишину ночи, услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».

Послушайте стихотворение английского поэта Джона Китса и скажите, что вы чувствуете?

О, как люблю я в ясный летний час

Когда заката золото струится

И облаков сребристых вереница

Обласкана зефирами, – хоть раз

Уйти от тягот, что терзают нас,

На миг от неотступных дум забыться

И с просветленною душой укрыться

В заглохшей чаще, радующей глаз.

Джон Китс – поэт–романтик, яркий представитель эпохи романтизма, художественного направления в европейской и американской культуре конца XVIII – первой половины XIX века.

«Романтизм» – слово французское. Оно ведет происхождение от испанского слова «романсе» (так называли в средние века испанский романс, а затем и рыцарский роман), и от английского «романтик» (романтический), означавшего «странное», «живописное», «фантастическое».

Новый стиль в искусстве пришел на смену старому. Романтизм сменил классицизм и коснулся всех видов искусства.

Это направление имело свои, совершенно новые черты, которые ярко проявились не только в творчестве романтиков, но даже и в их образе жизни.

Поэты, художники, композиторы собираются вместе плохо сказано, читают свои новые литературные произведения, обсуждают все новости искусства, участвуют в художественных дискуссиях, музицируют. Такое творческое общение между людьми разных искусств приводит к обновлению форм и выразительных средств музыкального искусства

Большой интерес у композиторов того времени вызывают такие жанры, как песня, песня без слов, ноктюрн, баллада.

Разнообразнее и ярче стали краски звучания оркестра, раскрылись возможности таких инструментов, как фортепиано и скрипка.

Многие композиторы создают виртуозную музыку, и по сей день представляющую трудность для исполнения. Не стоит соединять в одном предложении две мысли, продолжение придает негативный оттенок виртуозности.

В своих произведениях, пронизанных яркой эмоциональностью и лиризмом, романтики стремятся передать все богатство внутреннего мира человека.

Композиторы-романтики – Паганини, Берлиоз, Шуман, Мендельсон, Лист, Верди, Брамс и многие другие. Конечно же, к романтикам причисляют Фридерика Шопена, польского композитора, с музыкой которого нам предстоит сегодня встретиться.

Здесь в зале сам Шопен,

И сладок песен плен

И чутко ловит слух

Музыки длинный звук.

Рояль, как белый дух,

Мелодия плывет,

То радость в сердце льет,

То светится печалью.

Мелодия плывет…

Шопен – необыкновенный композитор. У него нет ни симфоний, ни опер, ни балетов. Почти все его сочинения написаны только для фортепиано, но в звучании этого инструмента мы слышим такие яркие мелодии, такое богатство чувств и звуков, что они действуют на нас не меньше, чем симфонические произведения. Попробуем это испытать.

(звучит «Вальс №7» си-минор)

У: – Какая частица жизни заключена в этом произведении? Плохо сформулирован вопрос, вы сами-то можете на него ответить?

– Каково его построение?

У: Произведение строится не обычно. Разве это необычное построение? Для вальса оно абсолютно типично! В центре – светлый, мажорный эпизод. До и после него – одна и та же мелодия вальса, т.е. можно представить музыкальную форму в виде такой схемы: А B А. Всего частей – 3, но это пример двухчастной формы с повторением 1 части. Это для школьников непосильно, да и не совсем верно объяснено! Однако, после звучания каждой из трех частей, следует небольшое добавление, так называемое «послесловие». Оно очень быстрое, изящное, полетное. Оно объединяет все части в единое целое. Создаётся впечатление, что вальс представляет единый музыкальный образ, поворачивающийся к нам своими разными гранями. Какой это образ?

Д: – Лирический – то печальный, то светлый, но при этом нежный и полётный.

У: – Кого можно представить, слушая это произведение?

Д: – Человека-мечтателя, человека-романтика. А почему романтика? Вы ведь ничего не обсуждали относительно людей эпохи романтизма, их личностных качествах. Как же можно в таком случае о них спрашивать?

У: – Это мужской или женский образ?

Д: – Скорее, женский.

У: Интересно то, что биографы Шопена склонны считать, что каждый из его вальсов – это либо жанровая зарисовка, дети знают что это такое? либо чей-то портрет. Многие считают, что именно этот вальс – портрет польской девушки Марии Водзиньской. Композитор был влюблен в нее. Она прекрасно знала литературу, владела несколькими иностранными языками, писала стихи, хорошо пела.

Исследуя этот фрагмент, можно сказать, что немногие учителя все же представляют эту прекрасную музыкальную эпоху в полной мере, используя так же представителей романтизма из других областей искусства. Можно с уверенность сказать, что есть педагоги, внушающие чувство прекрасного. О чем вы хотели сказать?

 

 

Заключение

 

Формально-художественные предпосылки романтизма сложились в стилевых течениях рококо и сентиментализма, однако решающий сдвиг в сознании произошел под влиянием Французской революции. Особенный интерес вызвала попытка решения проблемы свободы и глубокое разочарование – неудачный финал этой попытки.

«Идея свободного человека» пронизывает, центрирует культуру романтизма. Во всех различных течениях русской мысли главным является утверждение того, что «человек в своей индивидуальности является нравственной ценностью высшей иерархической ступени» /Бердяев/. Неверно оформлена ссылка!

Писатели, художники, музыканты оказались свидетелями грандиозных исторических событий, революционных потрясений, неузнаваемо преобразивших жизнь. Многие из них восторженно приветствовали изменения, восхищались провозглашением идей Свободы, Равенства и Братства.

Но время шло, и они замечали, что новый общественный порядок далек от того общества, наступление которого предвещали философы XVIII века. Наступила пора разочарования.

В философии и искусстве начала века зазвучали трагические ноты сомнения в возможности преобразования мира на принципах Разума. Попытки уйти от действительности и в то же время осмыслить ее вызвали появление новой мировоззренческой системы.

Где выводы из анализа программ? Дополнить!

Мне бы хотелось обратиться к заслугам романтизма. Романтизм продвинул продвижение нового времени от классицизма и сентиментализма. Композиторы-романтики сосредотачиваются на внутренней жизни человека, усиливается стремление к подробному отображению эмоциональных состояний людей, красоты окружающего мира.

 

 

Список литературы

 

Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу. – М., 1988. – сколько страниц? Не указано издательство!

Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. Полн. собр. соч. Т. 6. – М.,1955. – сколько страниц? Не указано издательство!

Недопустимо мало источников! Где программы? Интернет-сайты, книги?

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 851 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

2200 - | 2091 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.