Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема: Предпосылки развития философско-психологической мысли XVII - XVIII столетий

Темы семинара

Вопросы, рассматриваемые на семинаре

1.Источники развития отечественных психологических знаний в период русского Средневековья.

2. Охарактеризуйте основные тенденции психологической мысли в рассматриваемый период.

3. Психологические проблем,ы рассматриваемые в произведениях Нила Сорского и Артемия Троицкого.

4. Содержание и смысл учения нестяжателей.

5. Охарактеризуйте вклад М. Грека в развитие русской психологической мысли.

6. Роль сборников «Пчела», «Толковая Палея», «Диоптра» в распространении философско-психологического знания на Руси.

Тема: Предпосылки развития философско-психологической мысли XVII - XVIII столетий

1. Общие тенденции развития философско-психологической мысли на Руси в период Средневековья.

2. Психологические проблемы в трудах Нила Сорского и Артемия Троицкого.

3. М.Грек и его вклад в развитие философско-психологической мысли на Руси.

4. Психологические идеи в сборниках литературно-художественной и философской направленности «Пчела», «Толковая Палея», «Диоптра».

Развитие психологических знаний на Руси, так же, как и в других странах, совершалось в недрах философии, а она, в свою очередь, базировалась на двух источниках: на традициях античности и национальной культуры.

У славян были оживлённые связи с Византией и Грецией, поэтому античные представления о душе и теле были известны грамотным людям на Руси.

XVI столетие считают вершиной развития русской средневековой культуры в области зодчества, иконописи, музыки, литературы, и науки того времени. Для философской мысли того времени свойственно стремление к глубокому и всестороннему познанию мира и человека.

В это время были написаны произведения сугубо психологического содержания («Устав» Нила Сорского, главы из произведений Максима Грека) [6,10, 11].

Это связано с тем, что к концу XV века интерес к вопросам психической жизни человека настолько усилился, что возникла потребность в специальных сочинениях на психологические темы. Первые опыты в создании отечественной литературы по вопросам психологии связаны с именем Нила Сорского (в миру Николай Майков), крупного церковно-политического и литературного деятеля последней четверти XV и начала XVI века (около 1433 — 1508). Это духовный отец «нестяжателей», названных так потому, что они выступали против права монастырей владеть населенными землями и считали нестяжательство, т.е. бескорыстие, главным монашеским обетом. Им противостояли «иосифляне», названные так по имени основателя этого движения Иосифа Волоцкого, защищавшие идею неприкосновенности монастырского землевладения.

В XV-XVI веке Нилом Сорским положено начало разработке проблемы страсти, той проблемы психологии личности, которая вплоть до половины XIX столетия входила у нас в число основных психологических проблем и интересовала Ломоносова, Радищева и других русских мыслителей и психологов. Вслед за Иоанном Лествичником Нил Сорский выделяет следующие стадии в развитии страстей: восприятие («прилог»), фиксация («сочетание»), адаптация («сложение»), утверждение («пленение») и, наконец, доминация — «страсть» в её подлинном значении. Усилием воли и переменой внешнего образа жизни человек должен преодолевать свои страсти на ранних стадиях их развития[28]. Не исключено, что идеи Нила Сорского оказали влияние на Ухтомского при разработке идеи доминанты.

Нил Сорский предлагает частные приемы предотвращения развития страстей. Нил убежденно советует одному из своих друзей, находящемуся с ним впереписке: «…переложи помысл на ину некую вещь»,другому советует: «тюри что-либо рукаделиа, сим бо лукавые помыслы отгоняются» (т.е. займись физическим трудом). Пройдут столетия, и мы встретим подобные «советы» под названием «сублимация» у Фрейда и других психоаналитиков [ 28,30,31]

Мы с полным правом можем назвать Нила Сорского «отечественным психологом XV века». Для того, чтобы оценить по достоинству вклад Сорского в психологию, надо осознать, что его концепция была создана почти 500 лет назад, в эпоху, когда Запад еще не имел ни Бэкона, ни Декарта, ни Локка, выступивших на историческую сцену целым столетием и даже двумя столетиями позже.

Огромное значение на развитие философско-психологической мысли на Руси оказали идеи «нестяжателей».

"Нестяжательство" — это идеологическое течение, оформившееся в рамках русской православной церкви во второй половине XV — начале XVI в. Названия "нестяжатели" его сторонники получили за то, что проповедовали бескорыстие (нестяжание) и, в частности, призывали монастыри отказаться от владения каким-либо имуществом, в том числе земельными угодьями, селами, и превратиться в школы чисто духовной жизни. Проповедь нестяжания, хотя и была одной из главных в данном учении, не выражала его глубинного смысла. Идея бескорыстной жизни, т.е. жизни, освобожденной от стремления к материальному богатству, вырастала у заволжских старцев из другой идеи, психологическая суть которой заключалась в том, что главное в человеческой жизни совершается не во внешнем по отношению к человеку мире, а внутри самого человека. Настоящая, соответствующая природе человека жизнь - это жизнь его духа. Надлежащее устройство своей внутренней, духовной жизни требует от человека, помимо прочего, достижения определенной степени свободы от внешнего мира, в том числе и от различных мирских благ. При этом нет необходимости стремиться к полному освобождению от внешнего мира — отшельничество в их представлении есть такая же крайность, как жизнь в материальной роскоши. Важно, чтобы внешний мир не мешал внутреннему самоусовершенствованию человеческой натуры [31].

Интересной личностью в бурное царствование Ивана Грозного был также Артемий Троицкий. Последователь учения Нила Сорского, он по настоянию царя был поставлен в 1551 г. игуменом Троице-Сергиева монастыря. Взгляды Артемия на познание, человека, мир близки античной философской традиции.

Процесс познания он считал бесконечным. Артемий выделял в человеке три начала: плотское («преестество»), душевное («естество»), и духовное («вышеестество»). И хотя он подчеркивал примат духовного, встречаются в его произведениях и натуралистические идеи. [31].

Психологическая мысль в XV в. на общем фоне подъема народного самосознания, прогрессировавших феодальных отношений, расцвета культуры значительно продвинулась в понимании мира и человека. Свойства физических и психических процессов формулируются как подчиненные общему правилу; складывается убеждение в единообразии процессов природы; оформляется идея причинной зависимости этих явлений; опыт и наблюдение осмысливаются как средства познания действительности.

Большой вклад в развитие философско-психологической мысли на Руси внёс Максим Грек.

Преподобный Максим Грек (Михаил Триволис) – знаменитый православный богослов, переводчик, писатель. Родился он около 1470 г. в Греции (г. Арта), юность провел в Италии, Франции, там и учился. После получения образования в странах западной Европы Максим удалился на святую гору Афон. Здесь он принимает монашеский постриг.

По приглашению русского Великого князя Василия III Максим Грек отправился в Москву для перевода и исправления богослужебных книг и текстов Русской церкви. Поэтому в историю духовной жизни России преподобный Максим Грек вошел как «писатель, переводчик, просветитель» [22].

Мировоззрение Максима Грека органически вписывается в парадигму русского национального менталитета, для которого, по мысли В.С. Соловьёва, в высшей степени характерны «миролюбие и кротость, любовь к идеальному» [37].

Bсю свою жизнь Максим Грек неустанно призывал московских государей жить в совершенном соответствии с евангельскими заповедями, быть кроткими, милосердными, справедливыми. Подобные идеи мы встречаем ещё в «Поучении» Владимира Мономаха (IX век).

По его мысли, одной из важнейших задач государя является борьба с собственными страстями, главные из которых суть сластолюбие, славолюбие и сребролюбие. В том случае, если государь не только не укрощает эти страсти, но и добровольно им покоряется, страдает не только он сам, а и все его подданные, за которых он несет ответственность перед Богом.

Кроме того, правитель обязательно должен прислушиваться к советам своего окружения, составленного из людей мудрых и дальновидных. Только таким образом государь может стать истинным самодержцем и осуществит свое предназначение на земле: сохранит истинную веру, Православие, и спасет души своих подданных.

Максим Грек традиционно выделял в человеке три начала: плотское, душевное и духовное. Ум - "кормчий души", и он должен играть роль главенствующую по отношению к душе и телу. Но ум сам нуждается в просвещении, которое неотделимо от нравственного совершенствования. Нравственные усилия позволяют "мысль от плоти обуздати". Такой результат связан не только с моральным, но и с познавательным опытом: чтобы постичь истину, надо жить в ней. Необходимо просвещение не только ума, но и сердца. Если сердце "суетно", то никакое постижение истины (а следовательно, и спасение) невозможно. Сердце в данном случае - традиционный символ цельности духовной жизни. У Максима Грека, как это принято в христианской традиции, достичь чистоты сердца и ума позволяет любовь, которая "превыше всего", любовь к Богу и ближнему. В истории философии он высоко ценил Сократа, Платона и Аристотеля. Из христианских мыслителей выделял Августина и Иоанна Дамаскина. В своих воззрениях на государственную власть Максим Грек был сторонником гармонического единства власти светской и духовной. Его идеал - просвещенный властитель, глубоко осознающий свою ответственность перед Богом и народом, признающий религиозно-нравственный авторитет церкви [ 10, 35].

М. Грек выражал гуманистические идеи о равенстве людей независимо от расовой или конфессиональной принадлежности благодаря присутствию в каждом человеческом индивиде образа Божия. Человек выражает собой космическую гармонию, он есть микрокосм, соединяющий в себе силы ума и сердца. Учение о микрокосме, унаследованное из античной«философии, тесным образом связанo со свободой воли человека. Быть человеком значит быть Я, являющимся субъектом своей воли и действия. Поэтому тема свободы воли человека, поднятая М. Греком, является ключевой в его произведениях. (К.В.Коновалов, 2011) Воля человека, может свободно ориентироваться как на добро, так на и зло. Самое интересное наблюдение, сделанное Максимом, то, что воля может осуществляться бессознательно, не проникая в сферу сознания, и невозможно избежать всех помыслов, приходящих в сознание извне. Человек понимается холистически. Он есть единство души и тела[там же].

В период русского Средневековья издавались несколько сборников, такие, как «Толковая Палея», «Пчела», «Диоптра» и другие. По мнению большинства исследователей, Толковая Палея возникла не позднее XIII в. на русской почве. Автором Палеи был человек обширных знаний. Его интересовали процессы возрастного развития человека, идея взаимного соответствия конституции тела и характера, проблема бессмертия души, проблема локализации души, высказывались другие присущие тому времени взгляды на природу человека. Одним из основных свойств человеческой души автор Палеи считает «самовластье», т.е. свободу воли.

«Пчела» – один из философских сборников эпохи русского Средневековья, автор которого неизвестен. Особое внимание автор (или авторы) уделяют проблемам психологии — ряд статей специально посвящен этим вопросам: «Слово о души», «Слово о мудрости», «Слово о памяти», «Слово о съне» (первая теория сна), «Слово о вольнем и невольней», «Слово о ярости и о гневе» и т.п

В «Пчеле» обсуждаются сугубо психологические вопросы: автора интересует моральная оценка поведения человека, которая должна производиться, по мнению автора, не только по объективным результатам, а с учётом того, каковы мотивы, лежащие в их основе. Ценными в нравственном отношении поступками являются только те, которые совершаются человеком по своей воле, а не по принуждению или из страха. Необходимо руководствоваться в своем поведении не мимолетными желаниями, а сознанием долга.

Некоторые проблемы психологической науки, которые актуальны и сегодня, решаются автором с реалистических позиций. Так, высказывается мысль о том, что развитие ума обусловлено сочетаньем двух условий — природных данных, действующих с объективной закономерностью, и целенаправленной человеческой деятельности. Ярким выражением реалистического подхода составителя «Пчелы» является утверждение, что человеческие о тношения познаются только в определенных жизненных обстоятельствах. []

«Диоптра» в отличие от рассмотренных выше произведений, написана не в форме цельного трактата и не в форме сборника отдельных изречений, а в форме диалога, ведущегося между «душой» и «плотью», в котором раскрывается своеобразная философско-антропологическая концепция человека. Автором этого литературно-публицистического памятника считают Филлипа Пустынника. Автор рассуждает о происхождении души и ссылается на три точки зрения, существующие в то время в западноевропейской литературе. Его интересуют вопросы о вместилище души, об индивидуальных и типологических различиях, о возрастном развитии человека.

Особое значение Филлип Пустынник придает моральным качествам, которым даёт свою классифицикацию. Поднимая вопрос о «добре» и «зле», Пустынник по-своему интерпретирует вопрос о борьбе мотивов, о наличии у человека свободной воли [6, 32].

Сборники «Пчела», «Толковая Палея», «Диоптра» являлись, как большинство трудов научной мысли того времени, произведениями синкретического характера, т.е. они были литературно-художественными произведениями и одновременно научными трудами. Эти стилевые особенности способствовал распространению научного знания среди грамотных людей того времени и вносили вклад в развитие просвещения на Руси.

Таким образом, русская психологическая мысль развивалась одновременно с западноевропейской мыслью, в чём-то опережая её; русским мыслителям были известны труды их коллег в Греции, Германии и Франции. В литературно-философских трудах того времени мы видим почти весь спектр проблем, присутствующих позднее в психологии XIX-XX веков.

Вместе с тем у русских мыслителей были свои излюбленные темы, такие, как проблема справедливости, и ответственности, которые должны быть присущи всем людям, но особенно тем, кто облечён властью; идея самосовершенствования (борьбы со страстью); проблема Богопознания как аспект теории познания и др. Они выдвигают идеи, ставше впоследствии предметом обсуждения и в западной Европе (теория сна, психология властителя, идея телесной конституции и её связи с психикой). Уже в те отдалённые времена наметились две тенденции во взглядах на душу человека: натуралистический и философско-религиозный, что явилось началом формирования двух основный направлений в философии и психологии.

 

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Государственная дума Российской империи IV созыва — представительный законодательный орган Российской империи. Председатель думы М. В. Родзянко. Основана 15 ноября 1912 года. | Контактные адреса и телефоны
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 546 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт
==> читать все изречения...

2159 - | 2048 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.