Можно выделить следующие кульминационные моменты в эволюции отношения человека к природе: 1) непосредственное единство человека с природой и становление трудовой деятельности (изготовление из природных тел орудий как первый способ целенаправленного преобразования окружающей среды; 2) переход к охоте в процессе совершенствования создаваемых для этого орудий и развития общественных форм жизни; 3) переход в результате неолитической революции к скотоводческо-земледельческому хозяйству (выращивание сельскохозяйственных культур и одомашнивание животных); 4) переход в результате промышленной революции к главенству индустриального производства и развитие техники как эффективного способа преобразования природы; 5) переход к главенству производства информации и гармонизации взаимоотношений человека и природы в постиндустриальном обществе в процессе создания экологической цивилизации. На этой основе можно выделить пять типов общества.
I. Общество непосредственного единства с природой
Точку зрения, в соответствии с которой первобытный человек находился с окружающей его природной средой в состоянии непосредственного и тесного единства, подтверждают современные исследователи. По мнению Б.Ф. Поршнева, «экологический анализ показывает нам колоссальную связанность палеоантропа со всем окружающим животным миром... Наидревнейшие слои языка свидетельствуют о некой тесной связи перволюдей с окружающим животным миром, какую нынешний человек не может себе и представить,... если не усматривать предвзято в доисторическом прошлом обязательно войну нашего предка со всем животным миром, то откроется широчайшее поле для реконструкции его необычайно тесной и бескровной связи с этим миром. Это, а не версия об охоте, важнейшая сторона процесса, который приведет его к порогу очеловечения... палеантроп занял совсем особое место в мире животных... был абсолютно безопасен для всех зверей и птиц, ибо он никого не убивал. Но зато он как бы отразил в себе этот многоликий и многоголосый мир»[1]. К палеоантропам Поршнев относил неандертальцев.
Итак, первобытный человек — не суперхищник с дубиной наперевес, идущий на охоту, а скорее Маугли. Взаимоотношения первобытного человека с окружающим миром были гораздо сложнее, насыщеннее и многограннее. Это было более или менее гармоничное взаимодействие на основе подчинения человека силам природы. Причем этот период мог продолжаться гораздо дольше каждого последующего, поскольку от первого человека - Человека Умелого - находки последних лет отделяют нас все больше и больше. Характерными чертами этого общества можно считать: 1) непосредственное единство – человек не выделяет себя из природы и не рефлектирует над своим отношением к ней; 2) всесвязанность – тесное духовное единство с природой; 3) анимизм – одухотворенность природы.
II. Охотничье-собирательское общество
Чем ближе к порогу собственно человеческой истории, тем больше данных о важной роли охоты в жизни первобытного общества. По мнению М.И. Будыко, экономической основой жизни человеческого общества в верхнем палеолите (40-15 тыс. лет назад) была охота на крупных животных. Став охотником, человек вступил на путь разрыва с природой. Однако в этом типе общества человек продолжал целостно воспринимать мир, а себя — как часть природы. Ощущение мистической всесвязанности подкреплялось представлением о сопричастности между землей и общественной группой, жившей на данной территории. Поэтому первобытный человек заботился о поддержании земли, природы и сохранении того, что для нас является непреложным порядком природы.
На мистической сопричастности, слитности человека с определенными явлениями природы, и его возможности влиять на них основывалась магия. Вероятно, магические обряды были продолжением способности первобытного человека к подражанию (которым так славятся обезьяны) и посредством этого к внушению как способу добиваться нужных результатов от других животных (недаром существует термин «имитативная магия»).
Связывал человека с природой и тотемизм (тотем означает веру в происхождение данной группы людей от какого-то определенного животного или растения). Среди первобытных верований, наряду с тотемизмом, можно выделить фетишизм — веру в сверхестественную силу природных или искусственных предметов; анимизм — веру в наличие души у животных; обожествление предков и т.п.
Для мифологического единства человека и природы часто характерны персонификация всей природы в виде единого божества с дополняющей его иерархией богов и представление о вечном воспроизводстве (возвращении) этого единства.
А на уровне реального взаимодействия древнего человека с природой его ждал первый экологический кризис. Используя метод математического моделирования, М.И. Будыко пришел к выводу, что «окончание культуры палеолита в Европе, возможно, было в известной мере результатом неразрешимого противоречия между созданной человеком верхнего палеолита техникой массовой охоты на крупных животных... и ограниченностью природных ресурсов для этой охоты, которые через некоторый период времени оказались исчерпанными»[2]. Ряд исследователей считает в какой-то степени антропогенно обусловленным исчезновение мамонтов и других крупных млекопитающих. Главная причина данного экокризиса, который был назван кризисом консументов, в более высокой скорости эволюции человека по сравнению со скоростью эволюции преследуемых им животных.
III. Земледельческо-скотоводческое общество
Одомашнивание животных, переход от охоты к сельскому хозяйству (выращивание растений и животных) и оседлому образу жизни (строительство свайных жилищ) получило название неолитической революции (неолит — новокаменный век: 10-6 тыс. лет назад). Хозяйство из присваивающего превратилось в производящее.
С появлением первых сельскохозяйственных культур можно говорить и о первых цивилизациях, возникших на Востоке и сменивших эпоху варварства. Развитие земледелия и скотоводства привело к глубокому преобразованию ландшафта. Ирригационно-мелиоративные работы уже тогда давали возможность резко повысить урожайность полей, но они же, когда проводились неправильно, вели к региональным экологическим кризисам и гибели цивилизаций. Именно ошибки в ирригационном строительстве были, как считают некоторые современные историки, причинами упадка и гибели Вавилонского государства.
Мифология, которая возникла в земледельческо-скотоводческом обществе, отражает типы цивилизаций. Ближневосточная и древнегреческая цивилизации, более рациональные, чем дальневосточная, создали экофобную мифологию, из которой позже возникла экофобная культура Запада.
В этом обществе начался второй экологический кризис, связанный с вырубкой лесов и разрушением ландшафтов – кризис продуцентов. Подсечное земледелие в результате пожаров разоряло огромные территории. Таким образом, развитие цивилизаций способствовало нарастанию экологического неблагополучия.
IV. Индустриальное общество
Становление и развитие человеческого общества сопровождалось локальными и региональными экологическими кризисами антропогенного происхождения. Таковые имели место в истории многих культур. Даже образование пустынь, в частности, Сахары, связывают с человеческой деятельностью. Площадь орошаемых земель в Средней Азии в древности превышала современную, но орошение велось неправильно и привело ко вторичному засолению почв и засыпанию их подвижными песками. Гибель цивилизации майя, по мнению некоторых ученых, частично обусловлена слишком интенсивной обработкой нестойких почв тропического пояса.
Во всех этих случаях, как и в целом ряде других, противоречие между человеком и природой нарастало главным образом в сельскохозяйственной сфере. Новым фактором обострения экологического положения стало развитие капиталистического способа производства и индустриализации, которые были осуществлены в процессе промышленной революции XVII-XVIII вв. По существу, в последние четыре века человечество сначала в лице западной цивилизации, а затем и глобально развернуло крупномасштабную войну с природой. Результатом ее стал глобальный экологический кризис, который соединяет все предшествующие кризисы и добавляет новый – кризис редуцентов, связанный с ростом загрязнений.
Четыре выше описанных типа обществ отражают разную степень взаимодействия человека с окружающей средой и разный уровень общественного производства. В обществе непосредственного единства человека с природой первый вид человека - Человек Умелый – был, как и остальные виды животных, незаметным и равноправным членом природного сообщества. На второй стадии, в охотничье-собирательском обществе, Человек Прямоходящий, а позже Человек Неандертальский изобрели более интенсивные способы получения пищи, но они оставались в тех же рамках, что и другие природные виды: хищники ведь тоже охотники, а травоядные – собиратели. На третьей стадии, в земледельческо-скотоводческом обществе, Человек Разумный создает принципиально новый тип добычи пищи – собственное ее производство. Традиционные формы единства человека и природы разрушились, и начался процесс создания «второй природы». В недрах сельскохозяйственного общества зарождались предпосылки будущей индустриальной цивилизации (ремесленная деятельность, выплавка металлов и т.п.). Революционное изменение орудий труда в процессе промышленной революции XVII-XVIII вв (использование дополнительной энергии, сначала пара, затем сжигания нефти и газа) привело к четвертому типу общества – индустриальному, которое в настоящее время перестраивается в пятый тип – постиндустриальное, которое можно трактовать как информационное общество(на основе происходящей информационной революции) или как общество устойчивого развития (если человечество сможет гармонизировать свои отношения с природой).
[1] Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. М., 1974. С. 353, 360.
[2] Будыко М.И. Глобальная экология. М., 1977. С. 252.