Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Нравственной сути философии




Следующий этап развития греческой философии связан с учением софистов и Сократа.

Становление и укрепление демократического общества привело к важным изменениям интеллектуального климата в Афинах. Для успешного ведения дел, отстаивания своих интересов в самих различных ситуациях образованным афинянам потребовалась совершенно иная философия. Уже в рамках натурфилософии первый шаг на пути к ее разложению сделал Анаксагор, противопоставив «человека» (личность) – «космосу».

В этот период происходит переход от чувственно-материального космоса к рассмотрению проблемы человека и сознания. Философия изменяет не просто методы исследования, но и сам свой статус. Из мудреца–созерцателя философ превращается в служащего, который за определенную плату помогает своему ученику овладеть искусством полемики, доказательства, риторики. Решение этих новых для греческой философии задач и взяли на себя философы особого типа, которых стали называть софистами (учителями мудрости). Оценка софистики в истории философии весьма неоднозначна.

Очень часто софистами называют беспринципных полемистов, способных в корыстных целях отстаивать то, что в данный момент представляется им выгодным, а затем, подчиняясь изменившейся ситуации, менять свое мнение на совершенно противоположное. И это действительно имело место, особенно у софистов второго поколения.

Однако в целом софисты сыграли большую роль в становлении техники философской дискуссии, в развитии искусства логической аргументации, т.е. в том, что было принято в Элладе называть диалектикой.

Исходный принцип софистов сформулирован Протагором: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют».

Основу мировоззрения первых софистов составляла, по-видимому, упрощенная трактовка учения Гераклита, прежде всего, идея всеобщей изменчивости. Поэтому софисты утверждали, что всякое человеческое знание только относительно. У каждого своя истина, а отсюда вытекает релятивизм, условность норм права, морали, законов. В частности, Горгий считал, что если все истины относительны, то невозможны и абсолютные, от века данные, нормы нравственности. Поэтому любые представления о добре и зле созданы людьми, а, следовательно, искусственны и могут быть подвергнуты сомнению и пересмотру. Все это стало основой всеотрицающего скепсиса софистов: нет ничего устойчивого и истинного, доказать можно все, что угодно, сколько людей, столько и мнений.

Софистика нанесла сокрушительный удар по натурфилософии, показала как силу человеческого сознания, так и невозможность построения мыслью единого Космоса. Все есть только борьба мнений, дающих знание об единичных фактах, но не об общем (негативная диалектика).

С Сократа начинается положительное построение диалектики идеи и материи. Содержание знаний не только субъективно, но включает в себя и объективное знание о единичных фактах, и обобщающие понятия.

В центре внимания Сократа – человек, но человек рассматривается Сократом только как нравственное существо. Поэтому философия Сократа – рационалистическая этика: поиск этических определений посредством диалога. Если центральными элементами натурфилософских построений были вода, огонь, атомы и т.п., то у Сократа – идея блага. Природа Сократа не интересовала. Он говорил, что местности и деревья не могут его ничему научить, в отличие от людей в городе. Основной частью его учения является формула мудрости: «Познай самого себя». Методом достижения знания для Сократа является диалектика понятий, искусство раскрывать противоречия во взглядах собеседника путем столкновения противоположных точек зрения. Диалектический метод Сократа состоит из двух частей — «иронии» и «майевтики». Ирония — приведение собеседника в противоречие с самим собой. Майевтика (повивальное искусство) помогает рождению нового понятия, познанию «всеобщего» как основы «истинной морали». Человек на начальном этапе познания находится в области представления и чувственных ощущений, это является необходимым шагом, но не достаточным для достижения истинного знания. Необходимо ещё преодолеть частные представления и найти общие понятия, которые и содержат истинные знания, выражают неизменную сущность множества предметов. Достижение общего вместе с тем является изучением частного, так как оно подчинено общему. Именно с Сократа человечество начало уверенно осваивать не только мир конкретных явлений и событий, но и мир родового общего. Для Сократа смысл человеческой жизни заключается в философствовании, в постоянном самопознании, которое должно служить нравственному самосовершенствованию. Нравственность связана с разумом. Знание – есть основа добродетели.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 469 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт
==> читать все изречения...

2217 - | 2091 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.