Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Мышления. Античная натурфилософия




Тема III.

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Учебный материал

3.1.1. Космоцентрический характер античного мышления. Античная натурфилософия 3.1.2. Софисты и Сократ: проблема метода и нравственной сути философия 3.1.3. Философия Платона и Аристотеля 3.1.4. Основные проблемы и школы эллинистической философии

 

Древнегреческая философия охватывает более чем тысячелетие в своем развитии: от Фалеса Милетского (625 – 547 гг. до н.э.), который считался одним из семи мудрецов Древнего мира, до 529 г. н.э., когда римский император Юстиниан издал декрет о закрытии философских школ в Афинах.

Всю историю античной философии можно разделить на три периода.

Первый период (VII-V вв. до н.э.) – натурфилософский или ранняя классика. К этому периоду относятся: Милетская школа, Пифагорейская школа, Гераклит, Элейская школа, Эмпедокл и Анаксагор, атомистическая школа (Левкипп и Демокрит).

Второй период (сер.V в. до н.э. и конец 1V в. до н.э.) связан с именами софистов и Сократа (средняя классика), Платона (зрелая классика) и Аристотеля (поздняя классика). Это время построения первых философских систем.

Третий период (конец IV в. до н.э. – VI в. н.э.) – эллинистический период в развитии античной философии, включающий и римскую философию. Он связан с возникновением и развитием следующих школ: перипатетики, скептицизм, стоицизм, эпикуреизм, неоплатонизм.

 

Космоцентрический характер античного

мышления. Античная натурфилософия

Нитью Ариадны для всего тысячелетнего пути развития античной философии, объединяющим началом для всех философских построений стало учение о Космосе как едином универсуме природы, человека и богов. Космос для древнего грека – это чувственно воспринимаемый мир, который охватывает Землю, человека, животных, растения, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, конечен, является причиной самого себя.

Космоцентрический характер древнегреческой философии обусловлен попыткой осознать мыслью, разумом мир в целом. Здесь можно согласиться с А.Ф.Лосевым, что такой характер мышления древних греков является логическим развитием основного принципа жизнедеятельности античного общества – принципа рабовладения. Последний предполагает синтез раба как вещи, способной производить работу, но без личного намерения, и рабовладельца, как формообразующей идеи, как интеллекта, целесообразно направляющего деятельность рабов. Соответственно и в области мышления мы встречаемся с материей, которая лишена всякой инициативы и является только потенцией жизни, и с формообразующей идеей, представляемой как активное творческое начало, своеобразный план работы, деятельности материи.

Но раб и рабовладелец не существуют один без другого, образуют нечто целое, а именно полис, государство. В античном мышлении это находит отражение в представлениях о целостном единстве идеи и материи, предельным состоянием которого и является чувственно-материальный Космос. Космос есть цельно-диалектическое единство всех вещей и всех идей, физической материи и ее оформления (формы), без которой чувственно-материальный Космос тоже не мог бы существовать.

Такой космоцентрический характер античного мышления определил основной проблемой философии диалектику материи и идеи (материю признавали не только материалисты, но и идеалисты, тоже и с идеей; разница была только в расстановке ударения в определении взаимодействия материи и идеи).

В первый и второй периоды классической античной философии (VII – IV вв. до н.э.) Космос выступает для древнегреческих философов как объект мышления. В этот период ядром философии стало учение о субстанции как первооснове и первопричине всего в Космосе, из которой все возникает и в которую все превращается.

Если чувственно-материальный Космос был:

1) материей физических элементов и

2) их оформлением,

то философские направления классики как раз и возникли из разного понимания роли материи и идеи в Космосе.

Представители ранней классики – первые греческие философы – были натурфилософами: природу, Космос в целом они сделали предметом своего изучения. Человек рассматривался как неотъемлемая часть Космоса, полностью подчиняющаяся законам последнего.

Милетская школа представлена именами Фалеса (625-547 гг. до н.э.), Анаксимандра (610-546 гг. до н.э.), Анаксимена (585-524 гг. до н.э.). В основе философии милетцев лежало учение о физических элементах Космоса.

Фалес считается одним из 7 мудрецов Древней Греции и является основателем Милетской школы. Он признавал первоосновой всего многообразия мира Воду. Ученик Фалеса Анаксимандр первоосновой всего сущего выдвигает Апейрон — некое беспредельное абстрактное первовещество. Апейрон активен, находится в постоянном движении, благодаря чему одни вещи рождаются, другие умирают. Единый Апейрон выделяет противоположности: холод и тепло. Мир возникает благодаря борьбе тепла и холода.

Анаксимен первоосновой считал Воздух. Сгущаясь, воздух превращается в ветер, позже – в облако, делается водой, затем землей, камнями, другими предметами, вещами.

В противовес наивно-материалистическим взглядам представителей Милетской школы Пифагор (580-500 гг. до н.э.) разработал учение о форме (числе) как первооснове всего существующего. Пифагор и его последователи обратили внимание на количественную сторону бытия вещей. Субстанциональность числа управляет материальной, духовной и нравственной сферами. Абстракция количества оторвана от материальных вещей. На этой основе возник пифагорейский математический символизм и полная суеверий мистика чисел. Предельный элемент деления всего – единица. Единица – своеобразный атом, она полуматериальна, полуидеальна и чувственно не ощущаема.

В ранней классике возникали и такие учения, которые пытались совместить, синтезировать материю и форму в бытии Космоса. Материя – это множественность чувственно-воспринимаемых вещественно-конкретных элементов, форма – устойчивое, вносимое в материю единство, в связи с этим возникают два направления, в которых объединение формы и материи представлялось в виде господства то множественности, то единства.

Элейская школа (Ксенофан, Парменид, Зенон – конец VI – нач. V в. до н.э.) всю множественность подчиняет единству. Она вычленяют понятие бытия как такового.

Парменид пытается решить две важнейшие философские проблемы: о соотношении бытия и небытия; о соотношении мышления и бытия. Он стремится доказать, что бытие и небытие — нетождественны: «Бытие есть, а небытия нет». В вопросе о соотношении мышления и бытия он утверждает, что «одно и то же мысль о предмете и предмет мысли», иначе говоря: мышление и бытие это одно и тоже. Поэтому бытие едино и неделимо как мысль о нем.

Зенон стремился доказать тезисы своего учителя. Для этого им был сформулирован ряд апорий («а» - отрицание, «порос» – путь; греч.) или парадоксов: «Ахиллес и Черепаха», «Дихотомия» и др., в которых на конкретных примерах утверждается приоритет единого, неделимого и непрерывного по отношению к множественному, делимому и прерывному в осмыслении мира.

Атомистическая школа (Левкипп, Демокрит - V в. до н.э.) в своем учении основывалась на примате множественности над единством. Согласно их учению, первоосновой мира является атом - мельчайшая далее неделимая частичка вещества. Атом вечен, однокачественен, тождественен самому себе.

Атомы различаются по форме, по величине, по порядку, по положению. Мир вечен и неуничтожим. Атомы существуют в пустоте. Пустота (небытие) разъединяет атомы (бытие). Сплетение атомов образует вещи, тела. Атомы парят в пустоте, как пылинки в луче света.

Завершает натурфилософское осмысление бытия стихийная, созерцательная диалектика Гераклита, где противоположность материи и формы трактуется то как нечто раздельное, то как нечто единое. Гераклит дал первичную формулировку закона единства и борьбы противоположностей («Война есть царь всего»). Он обратил внимание на всеобщность движения и изменения. Борьба противоположностей – источник движения.

Гераклит видел начало сущего в огне. Весь мир для него – огонь, «мерами загорающийся и мерами потухающий».

Он писал: «Все обменивается на огонь, и огонь – на все, подобно тому, как золото на товары, а товары на золото». Он учил, что «все течет». Мир подобен реке и «в одну и ту же реку невозможно войти дважды».

 

3.1.2. Софисты и Сократ: проблема метода и





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 706 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Чтобы получился студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без мяса и развести водой 1:10 © Неизвестно
==> читать все изречения...

2455 - | 2337 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.