Тема2.Античная психология
Развитие психологических знаний в рамках учения о душе.
1. Основные положения материалистического учения о душе в античной психологии.
2. Учение о душе в античном материализме.
3. Учение о познании.
4. Проблема чувств.
5. Проблема воли и характера.
Представления о душе существовали уже в древнейшие времена и предшествовали первым научным взглядам на её природу. Они возникали в системе первобытных верований людей, в мифологии, поэзии, сказках, а также в религии. Эти донаучные и вненаучные представления очень своеобразны, отличаются от знаний о душе, которые развиваются в науке и философии по способу их получения, по форме их воплощения, по своему назначению. Душа рассматривается как нечто сверхъестественное, как зверёк в животном, человек внутри человека. (Деятельность человека объясняется присутствием души и наоборот. Меры дикарей, чтобы душа не покинула тело).
В отличие от этого уже самые первые научные представления о душе направлены на объяснение души и её функций. Они возникли в древней философии и составили учение о душе. Учение о душе является первой формой знаний, в системе которых начали развиваться психологические представления: «психология как наука должна была начинаться с идеи души», - писал Л.С.Выготский. Это первая научная гипотеза древнего человека, которому мы сейчас обязаны существованием нашей науки.
Философия возникла в эпоху смены первобытнообщинного строя классовым рабовладельческим обществом как на Востоке – в Древней Индии, Китае, так и на западе – Древней Греции, Древнем Риме.
Исследования показали, что древнеиндийская философия явилась источником философской мысли всего Востока.
Определяющее влияние на последующее развитие европейской культуры оказала философия древней Греции.
В античности сложились классические формы философии, в которых гармонично сочетались мировоззренческие этические и антологические и гносиологические аспекты, они были связаны с науками и направлены на познание мира, утверждали роль опыта и разума. Психологические представления западноевропейской мысли берут своё начало от античности.
Итак, античная психология возникла и развивалась в условиях античного рабовладельческого общества как отражение запросов социальной практики и в тесной связи с наукой своего времени.
Античную психологию питал гуманизм греческой культуры с её идеей полноты жизни как гармонии телесной и духовной сторон, культом живого, здорового прекрасного тела, любви к земной жизни.
Её отличают тонкий интеллектуализм, высокое отношение к разуму.
Основные положения материалистического учения о душе.
Материалистическое учение о душе сложилось и развивалось как часть материалистической философии. В VI веке до н.э. явилась первой формой древнегреческой философии.
Вершиной материализма был атомический материализм, родоначальником которого являлся Демокрит и его учитель Левкит (V в. до н.э.).
Период подъёма, восходящего развития рабовладельческого строя.
В эллинистический период учения Демокрита было развито Эпикуром (IVв. – IIIв. до н.э.) и его школа «Сад». Последователем Эпикура в Риме в I веке до н.э. был Лукреций.
Систему атомистическогоматериализма развивали стоики в III в. до н.э. основатели Хризипп и Зекон. (В первый материалистический период своего развития.) Основой воззрений этих философов был античный атомистический материализм.
Согласно этой теории всё существующее состоит из двух начал бытие (неделимые атомы) и небытие (пустота).
Атомы мельчайшие, неделимые, недоступные чувствам субстанции, различаются по форме, величине, подвижности. Все вещи из атомов.
Так называемые чувственные качества- цвет, вкус и т.п. – демокрит не приписывал атомам. Лишь в общем мнении существует цвет, эти качества возникают в человеческом восприятии и являются продуктом соединения атомов.
На противоречивый характер обращали внимание. “Сводя чувственные качества к формам атомов, он в то же время говорил, что одно и то же одним кажется горьким, другим сладким, третьим ещё иначе”.
Эпикур (последователь) считал, что и чувстыенные качества тоже существуют объективно. Приписывал атомам вес, чтобы тело двигалось в силу тяжестей. Эпикур внёс идею самопроизвольного отклонения атомов, благодаря чему реально их движение происходит по кривым. Разница в этих натурфилософиях. Эпикур указал на наличие в самой материи источника движения. Новые моменты внесли стоики. Они разработали учение о стадиях эволюции мира.
На первоначальной стадии существуют только тончайшие частицы – атомы огня.
Вселенная представляет сплошной разум. Потом начинается движение к отяжелению. Образование мира стоики рассматривали как превращение первоначального огня в парообразную массу, из которой затем образуются сначала неживая природа, затем растения, животные, и, наконец, человек.
Через некоторое время начинается обратный процесс, когда всё возвращается к началу, снова превращается в огненный пар. Мировой цикл завершается. Потом новое образование мира и опять всё будет уничтожено.
Жизнь мира состоит из мировых циклов, которые бесконечно повторяются.
Таким образом, над миром властвуют два начала: закономерность возникновения и уничтожения, и рок или судьба как их проявление в единичной человеческой жизни.
На основе физических представлений разрабатывалось психологическое учение о душе, познании, чувствах, воле, а также ставились и решались практические вопросы в области человеческого поведения.