Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Отведение некоторых сомнений приверженцев нововведений




 

В последнее время участились сомнения, сеемые противниками истины, которые изо всех сил стараются выставить саляфию как некое течение. Среди этих сомнений – распространение записи слов шейха Ибн ‘Усаймина, который сказал: “Если в умме увеличивается число партий, то нельзя вступать ни в одну из них. Есть различные течения еще с давних времен, как хариджиты, му’тазилиты, джахмиты, шииты-рафидиты. Затем позже появились ихуаны, саляфиты, таблиги и тому подобное. Нет сомнений в том, что для всех мусульман является обязательным, чтобы их мазхабом был мазхаб саляфов и чтобы они не вступали в какую-либо партию, именующую себя саляфия. Есть разница: существует путь саляфов и есть партия, именуемая себя «саляфия». А что является необходимым? Следование за саляфами. Нет сомнения, что братья-саляфиты ближе к истине, чем другие, однако их проблема в том, что они, как и другие течения, обвиняют в заблуждении. Они обвиняют в нововведении и в нечестии. Мы не порицаем эти вещи, если они правомочны, однако мы порицаем такой подход и путь”.

Также распространилась запись слов шейха аль-Фаузана, где он говорит: “Что касается выражений «я саляфит» или «я асарит», то нет на это основания!”

Следует знать, что понятия мухкам (ясное) и муташабих (неясное) имеют отношение и к словам ученых. В подобных случаях необходимо возвращать их неясные слова к ясным и недвусмысленным. На самом деле нет ничего удивительного в словах шейха Ибн ‘Усаймина и шейха аль-Фаузана, ибо они говорят не о самом понятии и термине «саляфия», а о создании партии и секты под названием «саляфия», как те, кто говорит: «Саляфиты в этом городе только я и ты».(Прим.23)

Ведь многие из тех, кто в наши дни именует себя саляфитами, далеки от этого термина, точно так же, как и многие из тех, кто именует себя суннитами и приписывает себя к ахлю-Сунна уаль-джама’а, не имеют к этому никакого отношения. Также к этому можно отнести и применение названия «аль-джама’а» различными партиями и течениями в наши дни, которые на самом же деле далеки от значения этого слова. Также и название «хизбу-Ллах» (партия Аллаха) у шиитов, которые на самом деле не имеют никакого отношения к партии Аллаха.(Прим.24)

В действительности же, на то, чему следуют люди, указывают их слова и дела. Ведь если было бы достаточно одних лишь словесных заявлений, то можно было бы посчитать слова отца всех неверных – фараона, правдивыми: «Я указываю вам только на то, что сам считаю нужным. И я веду вас только правильным путем» (Гъафир 40: 29).

Также и имам аз-Забиди ошибочно заявлял: “Когда применяется термин ахлю-Сунна уаль-джама’а, то речь идет об аш’аритах и матуридитах”. См. “Итхафу-ссада аль-муттакъин” 2/6.

Истину сказал шейх Сыддикъ Хасан Хан: “Приверженцы Сунны (ахлю-Сунна) и истины – это те, кто следует тому, на чем были пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники, следуя этому без каких-либо нововведений и добавлений в религию, или же каких-либо упразднений. Однако каждая группа заявляет о том, что она следуют этому, но как было сказано: «Все связывают себя с (красавицей) Лейлой, а Лейла не знает из них никого!» На самом же деле критерием истинности этого (причисление себя к ахлю-Сунна) являются дела, а не простое заявление!” См. “Къасд ас-сабиль иля заммиль-калям” 35.

Поэтому имам аль-Барбахари сказал: Не дозволено говорить человеку о ком-либо: «Такой-то является приверженцем Сунны!», до тех пор, пока он не узнает, что в нем собрались качества Сунны (Прим.25) !” См. “Шарху-Ссунна” 57.

Что же касается слов шейха Ибн ‘Усаймина, то он сам прекрасно разъясняет свои слова. Так, в другом месте он говорит: Саляфия – это следование манхаджу пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников, поскольку они саляфы, предшествовавшие нам. И следование им – это и есть саляфия! Однако некоторые, кто причисляет себя в наше время к саляфии, стали обвинять в заблуждении каждого, кто пошел им в противоречие, даже если истина с другими! Некоторые вообще превратились в партию (хизбия), наподобие других партий, причисляющих себя к Исламу. Это то, что необходимо порицать и не дозволено одобрять. Что касается тех, кто применяет слово «саляфия» для создания определенной партии, обвиняющей каждого в заблуждении, то эти люди на самом деле не имеют никакого отношения к саляфии!” См. “Ликъаат Бабуль-мафтух” № 1322.

Также и шейх Салих аль-Фаузан сказал: “Если название «саляфия» соответствует истине, то в ней нет никаких проблем. Что же касается простого голословного заявления, то нельзя себя причислять к саляфии, если человек не следует манхаджу саляфов! Например, аш’ариты говорят: «Мы – ахлю-Сунна уаль-джама’а», однако это не так, поскольку то, чему они следуют, не является манхаджем ахлю-Сунна уаль-джама’а. Так же обстоит и с му’тазилитами, которые называют себя единобожниками!” См. “аль-Аджуиба аль-муфида” 35.

Таким образом, становится понятно, что имели в виду в приведенных ранее высказываниях шейх Ибн ‘Усаймин и шейх аль-Фаузан. Ведь выше были приведены ясные и недвусмысленные слова множества признанных ученых, включая и их собственные, о том, что саляфия – это и есть ахлю-Сунна уаль-джама’а, и что она не имеет никакого отношения к существующим в Исламе течениям. И пример этому – слова самого же шейха Салиха аль-Фаузана, который сказал: “Саляфия не является одним из существующих в наши дни джама’атов”. Сл. “Тахзир миналь-бид’а”.

И более того, даже если бы мнение шейха Ибн ‘Усаймина и шейха аль-Фаузана на самом деле было таковым, каким захотели это выставить искажающие истину, то это не меняло бы сути, поскольку о том, что саляфия в своей основе не является неким течением, говорили великие имамы и задолго до шейха Ибн ‘Усаймина и шейха аль-Фаузана.

А что касается сторонников сомнений и лжи, то вместо того, чтобы выставлять этих ученых в глазах несведущих мусульман противоречащими самим себе, им следовало разъяснять то, что на самом деле имели в виду эти ученые. Однако они любыми способами пытаются выставить саляфию заблудшим течением. Это есть истинный признак приверженцев нововведений, которые следуют за неясными и отклоненными словами ученых и принимают только то, что соответствует их страстям. Уаки’ ибн аль-Джаррах говорил: “Приверженцы нововведений не записывают ничего, кроме того, что соответствует их страстям”. См. “Заммуль-калям” 388.

Также среди сеемых сомнений относительно термина «саляфия» слова доктора ‘Аида аль-Къарни, который во время одной из своих лекций сказал: “Знайте, что никому из людей не дозволено обязывать умму следованием какому-либо мазхабу. А что касается того, кто скажет, что человек обязан быть ханбалитом, шафиитом, маликитом или ханафитом, то ему следует каяться, а если он не покается, то его следует казнить. Также если кто-либо обяжет кого-либо из людей быть ихуаном, или саляфитом, или таблигом, то ему следует каяться, а иначе его следует казнить!”

Он, вероятно опирался на слова шейхуль-Ислама Ибн Таймии, сказавшего: “ Тому, кто считает, что из всех имамов является обязательным следовать лишь за одним, необходимо каяться, а иначе, его следует казнить”. См. “Маджму’уль-фатауа” 2/250.

Однако он не остановился там, где остановился шейхуль-Ислам и включил в свои слова “саляфию”. Но ведь если убрать в сторону сам термин “саляфия” и оставить то, что под ним подразумевается, получается, что обязывающий следованию пути пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников является заблудшим и заслуживает смертной казни! Воистину, это весьма странное заявление.

Когда шейху аль-Альбани поставили запись слов аль-Къарни, он сказал: “Не думаю я, что ученый (‘алим) может произнести такое! А что касается того, кто не является ученым, то он может сказать и такое, и даже больше этого!” Сл. кассету “ад-Дурар аль-Альбания” сторона «А».

Истину сказал шейх, да смилуется над ним Аллах, ведь тот, кто не является ученым, может сказать еще и не такое!

Но справедливости ради следует упомянуть, что доктор ‘Аид аль-Къарни впоследствии отказался от этих слов. Он говорил: “Я сказал на кассете «Фирр миналь-хизбия фирарак миналь-асад»: “Если кто-либо обяжет кого-либо из людей быть ихуаном, или саляфитом, или таблигом, то ему следует каяться, а иначе его следует казнить”. Эти слова являются ошибкой от меня, и я прошу прощение за это у Аллаха. Я имел в виду, что поступающий таким образом, узаконивает в шариате что-то новое. Но как бы то ни было, эти слова с любой стороны являются заблуждением. И я убежден в том, что мазхаб саляфов – это и есть истинный мазхаб, которому обязан следовать каждый!” См. “аль-Мугъалятат”.

Кстати эти же слова ‘Аида аль-Къарни приводит в книге «аль-Аджуиба аль-муфида ‘ан асиля аль-манахидж аль-джадида» шейх Джамаль ибн Фурайхан аль-Хариси, который собрал в ней фатауа шейха Салиха аль-Фаузана относительно манхаджа. Эти слова аль-Къарни он приводит в сноске под ответом шейха аль-Фаузана на вопрос о дозволенности использования термина саляфия. См. “аль-Аджуиба аль-муфида” 37.

Шейх аль-Фаузан читал примечания к этой книге и одобрил ее, как он сам об этом говорит в предисловии к третьему изданию данной книги. И в этом также прекрасное опровержение тем приверженцам своих страстей, которые опираются только на некоторые слова шейха аль-Фаузана, где он сказал, что именование себя саляфитом и асаритом не имеет основы, и пренебрегают ясными и недвусмысленными его же словами, где он говорит о законности данного термина!

 

Заключение

 

На основании всего изложенного становится ясно, что слова тех, кто говорит: «Зачем нужны эти названия, достаточно названия “мусульманин”», не соответствуют словам ученых ахлю-Сунна и являются лишь мнением несведущих людей.

Также мы видим, что термин саляфия не является в религии чем-то новым, как пытаются представить это враги правильного манхаджа, которые называют саляфитов джамитами или мадхалитами (Прим.26), как об этом говорилось в самом начале. На несостоятельность этих утверждений указывают слова множества имамов нашей общины, как предшествующих, так и современных. Никто не отрицает термин «саляфия», кроме сторонников различных заблудших течений и джама’атов, как это говорили шейх аль-Альбани и шейх Мукъбиль. Они отрицают этот термин, чтобы обойти его значение, иначе говоря, не следовать пути саляфов в понимании религии. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Признаком приверженцев нововведений, является отказ от следования за саляфами”. См. “Маджму’уль-фатауа” 4/155.

Люди, заявляющие о том, что не нужны никакие термины, кроме термина мусульманин, в действительности, желают стереть грань и разницу между многочисленными течениями в Исламе. Тем самым они желают смешать приверженцев нововведений и приверженцев Сунны! Имам аль-Фудайль ибн ‘Ийяд говорил: «Души подобны воинам! Те из них, которые познают друг друга, объединяются, а те из них, которые не узнают друг друга, расходятся». аль-Бухари. И не может быть такого, чтобы приверженец Сунны содействовал приверженцу нововведений, кроме как это будет проявлением лицемерия”. См. “Шарх усуль аль-и’тикъад” 1/138.

Приписывать себя к саляфии – то же самое, что приписать себя к Исламу, правильному вероубеждению и манхаджу. Нет никаких сомнений в том, что саляфитский призыв является истинным, и что причисление себя к нему является дозволенным, поскольку это призыв к тому, чему следовали пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники до того, как произошел раскол и распространились нововведения в исламской общине. См. “Кун саляфиян ‘аля аль-джадда” 35.

Однако не все, причисляющие себя к ахлю-Сунна или к саляфии, являются таковыми, как это уже было сказано. Среди людей можно встретить и таких, кто говорит, что он саляфит или суннит, а в своих суждениях опирается не на саляфов, а на свою страсть. Шейх ‘Абдуль-‘Азиз ар-Раджихи говорил: “Некоторые люди говорят: «Я из саляфии» или «я саляфит», однако он не является саляфитом, а только голословно об этом заявляет!” Сл. “аль-Уасыя аль-кубра”.

Нет сомнения в том, что саляфия – это истина, но на то, кто является истинным саляфитом, а кто лишь приписывает себя к ним, указывают слова и дела людей. Необходимо следовать мазхабу саляфов, а не только приписывать себя к ним или именоваться этим. Так, например, человек может и не знать о термине саляфия, но, тем не менее, следовать пути саляфов, и в то же время человек может знать о саляфии и даже именовать себя саляфитом или суннитом, но противоречить прямому пути и следовать не пути саляфов, а идеологиям различных джама’атов и течений.

Шейх Ахмад ан-Наджми на вопрос о термине «саляфит» ответил: “Именование себя саляфитом или асаритом приемлемо и дозволено для того, кто в своем манхадже, вероубеждении и делах следует за саляфами. Однако если кто-то именует себя этим с целью обмануть и устроить козни для саляфитов, тот лицемер! И если кто-то именует себя так, но дела его неполноценны и далекие от того, на чем были саляфы, то такой человек делает это напоказ. Тот же, кто именует себя саляфитом и по мере своих сил следует прямо по манхаджу саляфов, тот и является тем, чье имя соответствует этому названию и внешне и внутренне!” См. “аль-Фатауа аль-джалия” 32.

Хотелось бы завершить данную работу прекрасными словами имама этого столетия – шейха аль-Альбани, который сказал: “Тот, кто претендует на саляфию, чем являются Коран и Сунна, пусть следует по пути саляфов, а иначе это простое заявление, не имеющее в действительности отношения к названию… Саляфитский призыв (ад-да’уату-ссаляфия) во всем его проявлении воюет с различными течениями (хизбия) и причина этого весьма ясна. Да’уату-ссаляфия причисляет себя только к одному непогрешимому человеку, а это – посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)! Что же касается прочих партий, то они причисляют себя к различным людям, не являющимися непогрешимыми, даже если они являются праведными и их считают учеными, однако их последователи не являются таковыми. И наконец, мы видим и слышим: «Такой-то саляфит», «Саляфитский джама’ат», однако они не совершают деяния в соответствии с призывом саляфии, чем являются Коран и Сунна в понимании саляфов! И по этой причине они вышли из призыва саляфии, доказательством чему является следующий аят, которым я хочу завершить свои слова: «А того, кто воспротивится посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжем в огне Ада. Как же скверно это место пребывания!» (ан-Ниса 4: 115)”.

См. “Фатауа аль-‘уляма аль-акабир” 97-98.

 

И в заключении мы воздаем хвалу Аллаху – Господу миров!

Мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи,

всем его сподвижникам и тем, кто последовал их пути!

Примечания

1. Попытка истолковать имена и атрибуты Всевышнего Аллаха, а также отрицание того, на что очевидно и ясно указывают аяты и хадисы, как например рука, ступня, голень, речь, слух, глаза, вознесение на Трон, привели к возникновению множества сект в Исламе. Одни уподобили эти атрибуты Всевышнего Аллаха атрибутам Его творений, а другие, пытаясь, по их мнению, очистить Аллаха от уподобления Его творениям, стали полностью отрицать эти качества.

Джахмиты называли ахлю-Сунна «уподобляющими» (мушаббиха) из-за того, что они не отрицали качества Аллаха. В то же время сами джахмиты, полагая, что, отрицая качества Всевышнего Аллаха, они Его возвеличивают, стали поклоняться «пустоте». По этой причине имам Ибн аль-Мубарак сказал: “Каждый народ знает, чему он поклоняется, кроме джахмитов”. аль-Бухари в “Халькъу аф’алиль-‘ибад” 72.

Суфьян ибн ‘Уяйна сказал: “Толкование того, чем описал себя Аллах в Коране, заключается в том, чтобы читать это и не говорить: «как?»” ад-Даракъутни в “ас-Сыфат” 61.

Имам Абу ‘Убайд сказал о хадисах, в которых сказано о таких качествах Всевышнего, как рука, пальцы, голень, ступня, смех, удивление и т.д.: “Мы не застали ни одного имама, который бы толковал эти хадисы, и мы тоже их не толкуем!” аль-Байхакъи в книге “аль-Асма уа-ссыфат” 760.

Необходимо верить во все имена и атрибуты Аллаха, которыми Он охарактеризовал Себя Сам в Коране, либо в Сунне через Своего посланника (мир ему и благословение Аллаха), без всякого уподобления их качествам творений (ташбих), без образного представления (такйиф), без обессмысливания и отрицания (та’тыль) и без изменения их смысла (тахриф). Это и есть путь ахлю-Сунна уаль-джама’а в данном вопросе.

 

2. Это и есть призыв саляфии – понимание Корана и Сунны в соответствии с пониманием саляфов этой общины. Многие мусульмане заявляют о том, что они следуют Корану и Сунне, однако они забывают об этом важном условии, что необходимо понимать Коран и Сунну именно так, как понимали это саляфы, а не так, как понимает или хочет понимать каждый. Этого требует Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха). Всевышний Аллах сказал: «А того, кто воспротивится посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжем в огне Ада. Как же скверно это место пребывания!» (ан-Ниса 4: 115).

Всевышний Аллах также сказал: «И следуй по пути тех, кто обратился ко Мне» (Лукман 31: 15).

Шейх Ибн аль-Къайим говорил: “Каждый сподвижник пророка (мир ему и благословение Аллаха) был обратившимся к Аллаху, и поэтому необходимо следовать их пути, поскольку Аллах повел их по прямому пути”. См. “И’лямуль-мууаккъи’ин” 4/120.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Поистине, тот из вас, кто проживет долго, увидит множество разногласий, и поэтому вам следует придерживаться моей Сунны и сунны праведных халифов, ведомых прямым путем. Держитесь за это “коренными зубами” и избегайте новшеств, ибо каждое нововведение есть заблуждение!» Абу Дауд 4607, ат-Тирмизи 2676, Ибн Маджах 42. Достоверность хадиса подтвердили имам ат-Тирмизи, аль-Баззар, аль-Хаким, хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр, ад-Дыя аль-Макъдиси, шейх аль-Альбани.

Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Разделится моя община на семьдесят три течения. Семьдесят две группы в Огне, а одна в Раю». Сподвижники спросили: “Кто же они?!” На что он ответил: «Это те, кто следует тому, чему следую я и мои сподвижники». Ахмад 4/102, Абу Дауд 2/503, ат-Тирмизи 3/367, Ибн Маджах 2/479. Достоверность хадиса подтвердили шейхуль-Ислам Ибн Таймия, хафиз аль-‘Иракъи и шейх аль-Альбани.

Также в истории о дискуссии Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах) с хариджитами, сообщается, что Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал им: “Я пришел к вам от сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха) – мухаджиров и ансаров, и сына его дяди (‘Али). Коран был ниспослан им, и они лучше вас знают его значение, а среди вас нет ни одного из них!” Ахмад 1/621, аль-Хаким 2/150. Хафиз Ибн Касир и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность.

Все это указывает на важность следования Корану и Сунне в понимании праведных предшественников. Каждый мусульманин обязан понимать Ислам так, как понимали его они, и не основываться на своем мнении, так как понимание Ислама «на свой лад» привело к возникновению многочисленных сект!

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, после вас наступят долгие дни терпения, и те, кто в подобных обстоятельствах станет придерживаться того же, на чем были вы, получит награду, равную награде пятидесяти из вас». Сподвижники спросили: “О пророк Аллаха, может быть, пятидесяти из них?” Он сказал: «Нет, именно из вас!» Ибн Наср в “ас-Сунна” 33, ат-Табарани в “аль-Кабир” 289. Шейх аль-Альбани называл хадис достоверным. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 494.

 

3. Здесь и в других местах под словом “мазхаб” подразумевается “путь”.

 

4. Манхадж – это весь образ жизни мусульманина. К нему относится вероубеждение (‘акъида), фикъх, нрав, взаимоотношение с людьми. Также под манхаджем подразумевается путь, методика для воплощения велений Аллаха на земле. См. “Ма’алим филь-манхадж ат-таифатиль-мансура” 3-4.

Слово манхадж упоминается в Коране и Сунне. Так, Всевышний Аллах сказал: «Каждому из вас (пророков) Мы установили шариат и манхадж» (аль-Маида 5: 48).

В толковании этого аята Ибн ‘Аббас сказал: “Т.е. Сунна и путь”. ‘Абдур-Раззакъ 1/187, ат-Табари 6/175.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «И будет среди вас пророчество, которое будет продолжаться столько, сколько пожелает Аллах, а затем Аллах завершит его тогда, когда пожелает завершить. Затем будет правление халифата в соответствии с манхаджем пророческого пути столько, сколько пожелает Аллах, а затем Аллах завершит его тогда, когда пожелает завершить». Ахмад, аль-Баззар, ат-Табарани. Достоверность хадиса подтвердили хафиз аль-‘Иракъи и шейх аль-Альбани. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 5.

Всевышний Аллах пригрозил тем, кто будет противоречить манхаджу Его пророка (мир ему и благословение Аллаха), сказав: «Пусть же остерегаются те, которые противоречат его велению, чтобы их не постигло искушение или не постигло их мучительное наказание» (ан-Нур 24: 63).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 266 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2212 - | 2047 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.