Программа вступительного экзамена по философии
Для поступающих в аспирантуру СПбГУ
на специальности нефилософских отраслей науки
Краткое содержание основных разделов:
Тема 1. Философия как первая форма теоретического знания.
Понятие мировоззрения. Мифология, религия и философия как основные исторические типы мировоззрения и их характерные особенности. Проблема происхождения философии. Переход от мифа к логосу.
Предмет философии. Специфика философского знания. Структура философского знания и его функции. Плюрализм философского знания и его предпосылки. Язык философии. Место и роль философии в культуре. Философия как форма знания и как умение жить.
Тема 2. Исторические типы философствования.
Античная философия. Космоцентризм, как характерная черта античного философствования. Основные концепции античной натурфилософии. Элейская школа античной философии. Антропологический поворот в античной философии (софисты и Сократ). Проблема бытия и познания в философии Платона. Аристотелевское учение о бытии и познании. Античная философия эпохи эллинизма (эпикурейцы, стоики, скептики).
Европейская философия средних веков. Теоцентризм, креационизм, провиденциализм, ревеляционизм. Учение о человеке в философии средних веков. Этапы средневековой христианской философии и их специфика.
Философия Возрождения. Поворот от теоцентризма к антропоцентризму. Гуманизм философии Возрождения.
Философия Нового времени. "Знание - сила" как ведущий тезис утверждающегося разума. Проблема научного метода и критика схоластики. Рационализм, его традиции и основные представители. Эмпиризм, его традиции и основные представители. Обоснование рационализма в философии Декарта. Принцип cogito. Проблема заблуждения и правила метода в философии Декарта.
Классическая немецкая философия. Трансцендентальная философия Канта: структура познания и априоризм. Априорные формы чувственности и рассудка. Мир феноменальный и ноуменальный, вещь сама по себе и явление. Кант о возможностях и границах применимости разума. Этическое учение Канта. Система объективного идеализма и диалектический метод Г.В.Ф. Гегеля. Гегель о тождестве мышления и бытия.
Философия XIX-XX вв. Основные положения марксистской онтологии и теории познания. Идеалистическое и материалистическое понимание истории (Гегель и Маркс). Иррационализм Шопенгауэра. Философия Ницше: нигилизм и переоценка ценностей. Экзистенциализм: его основные представители, понятия и проблемы.
История русской философии. Особенности, основные черты, периоды существования и развития русской философии. Проблема взаимоотношений России и Европы на примере концепций славянофилов и западников. Модели В. Соловьева и Н. Данилевского.
Тема 3. Учение о бытии в европейской философии.
Бытие как предмет онтологии. Онтологическое (метафизическое) и физическое понимание бытия. Бытие и сущее. Проблема единства и множественности. Учение о материи в истории европейской философии. Разум и бытие.
Движение и развитие; прогресс и регресс. Проблема социального прогресса, его факторы и критерии. Пространство и время. Субстанциональная и реляционная концепции. Принцип детерминизма и проблема причинности.
Экзистенциально-антропологический поворот в онтологии: "Фундаментальная онтология М. Хайдеггера".
Тема 5. Сознание и познание.
Сущность сознания и его структура. Сознание и бессознательное (Фрейд и Юнг).
Познание как предмет философского анализа. Многообразие форм познания и знания. Научные, преднаучные и вненаучные формы знания. Знание и мнение, вера и заблуждение. Обыденное познание и здравый смысл.
Проблема познаваемости мира. Понятия субъекта и объекта в гносеологии. Основные гносеологические концепции. Познание как "отражение" и как "конструирование" действительности. Основные формы чувственного познания. Основные формы рационального познания. Связь чувственного и рационального познания. Познание и деятельность, Знание, понимание, умение. Мышление и язык. Основные функции языка. Общественное сознание и его основные формы.
Проблема истины. Основные концепции и критерии истины.
Тема 4. Человек и его природа.
Предмет и задачи философской антропологии. Проблема человека в истории европейской философии. Понятия "индивид", "личность", "индивидуальность". Понятие свободы. Тема свободы в философии Бердяева. Свобода и ответственность личности в обществе. Отчуждение как социально-философская проблема. Ценности человеческого бытия (труд, творчество, любовь, игра).
Тема 6. Культура и история.
Понятия культуры. Культура и природа. Культура и цивилизация. Многообразие подходов и их специфика. Культура элитарная и массовая. Феномен "восстания масс" и его социально-антропологические последствия. Противоречия между материальной и духовной сферами. Кризис современной культуры.
Философия истории, ее предмет и основные проблемы. Природа исторической реальности. Идея универсальной истории и концепция локальных культур.
Глобальные проблемы современной цивилизации и перспективы человечества.
Этика и нравственное сознание. Эстетика и художественное сознание.
Основная литература:
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., МГУ, 2007.
2. Липский Б.И. Марков Б.В. Философия. М., «Юрайт», 2011.
3. Миронов В.В., Иванов А.В. Онтология и теория познания. М., 2005.
4. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х томах. СПб., 1994-2003.
5. Философия / Под ред. Э.Ф. Караваева и Ю.М. Шилкова. СПбГУ, 2004
6. Скирбек Г., Гилье Н. История философии. М., 2000
Дополнительная литература:
1. Делёз Ж. Гваттари Ф. Что такое философия? СПб, 1998.
2. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. /Из ранних произведений. М., 1990.
3. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М., 1992.
4. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М., 1992.
5. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии (XI – XX вв.). СПБ., 2001.
6. Прист С. Теории сознания. М., 2000.
7. Проблема человека в западной философии. М., 1988.
8 Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.
9 Каган М.С. Философия культуры. СПБ. 1996.
10 Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс //Избранные труды. М., 1997.
11 Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991.
12 Философия культуры. СПБ, 1998.
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ЭКЗАМЕНУ В АСПИРАНТУРУ ПО ФИЛОСОФИИ.
- Предмет философии в ее истории.
- Специфика философского знания.
- Структура философского знания и его функции.
- Плюрализм философского знания и его предпосылки.
- Понятие мировоззрения. Исторические типы мировоззрения и их характерные особенности.
- Мифология как первичная форма мировоззрения.
- Проблема происхождения философии. Переход от мифологического мышления к рациональному.
- Основные концепции античной натурфилософии.
- Антропологический поворот в античной философии (софисты и Сократ).
- Проблемы бытия и познания в философии Платона.
- Проблемы бытия и познания в философии Аристотеля.
- Античная философия эпохи эллинизма (эпикурейцы, стоики, скептики).
- Характерные черты и этапы средневековой христианской философии.
- Особенности философии эпохи Возрождения.
- Традиция рационализма в философии Нового времени.
- Обоснование рационализма в философии Декарта. Принцип cogito.
- Традиции эмпиризма в философии Нового времени.
- Трансцендентальная философия Канта: структура познания и априоризм.
- Этическое учение Канта.
- Система объективного идеализма и диалектический метод Гегеля.
- Идеалистическое и материалистическое понимание истории (Гегель, Маркс).
- Иррационализм Шопенгауэра. Мир как представление и воля.
- Философия Ницше: нигилизм и проблема переоценки ценностей.
- Проблема человеческого существования в экзистенциализме.
- Особенности развития и характерные черты русской философии.
- Диалог славянофилов и западников в русской философии и культуре XIX века.
- Тема свободы в философии Бердяева.
- Бытие как проблема онтологии.
- Учение о материи в истории философии.
- Движение и развитие; прогресс и регресс.
- Пространство и время. Субстанциональная и реляционная концепции.
- Принцип детерминизма и проблема причинности.
- Сущность сознания и его структура.
- Сознание и бессознательное (Фрейд и Юнг).
- Понятие субъекта и объекта в гносеологии. Основные гносеологические концепции.
- Познание как «отражение» и как «конструирование» действительности.
- Основные формы чувственного познания.
- Основные формы рационального познания.
- Мышление и язык. Основные функции языка.
- Познание и деятельность. Знание, понимание, умение.
- Проблема истины. Основные концепции и критерии.
- Проблема человека в истории европейской философии.
- Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность».
- Понятие свободы. Свобода и ответственность личности в обществе.
- Ценности человеческого бытия (труд, творчество, любовь, игра)
- Понятие культуры. Культура и природа. Культура и цивилизация.
- Культура элитарная и массовая. Феномен «восстания масс».
- Отчуждение как социально-философская проблема.
- Философия истории, ее предмет и основные проблемы.
- Проблема социального прогресса, его факторы и критерии.
- Общественное сознание и его основные формы
- Этика и нравственное сознание
- Эстетика и художественное сознание
- Глобализация как тенденция развития современной цивилизации и ее проблемы
Структура вступительного экзамена:
Вступительный экзамен в аспирантуру СПбГУ проводится в устной форме.
Вступительный экзамен включает два вопроса.
Каждый вопрос оценивается отдельно.
Каждый вопрос предполагает развернутый ответ по теоретической проблеме: изложение содержания вопроса во всех его аспектах, с указанием на проблемный характер вопроса в целом и каждой его части; формулирование и оценивание имеющихся в литературе точек зрения по данному вопросу.
В качестве одного из вопросов может быть предложен анализ одного из первоисточников, указанных в программе вступительного экзамена в аспирантуру СПбГУ.
При ответе на вопрос следует дать полный, правильный ответ, полно и правильно указать и определить все признаки, основания, элементы, стадии развития явления, процесса, события, процедуры, задачи и их возможные последствия, полно и правильно использовать фамилии авторов и названия их работ, избегая неточностей и ошибок.
При ответе на вопрос кроме знания теоретического материала оценивается логика рассуждений, лежащих в основе сделанных выводов.
Неточность понимается как использование специального термина в ограничительном или расширительном смысле, как описание содержания признака вместо его наименования, как избыточное указание на признаки, не относящиеся к характеризуемому объекту.
Грубая ошибка понимается как неправильное использование специальных терминов, как неправильное указание признаков характеризуемого объекта, как неправильное описание их содержания, как несоответствие аргументации заданию, фактологические ошибки.
Критерии оценки и требования к ответу поступающего в аспирантуру:
Знание и понимание теоретического материала:
- в своем ответе поступающий определяет рассматриваемые понятия четко и полно, приводя соответствующие примеры;
- в своем ответе поступающий должен использовать понятия в строгом соответствии теме;
- в своем ответе поступающий обязан правильно указывать фамилии авторов и названия их работ.
Анализ и оценка информации:
- поступающий грамотно применяет категориальный анализ;
- поступающий умело использует приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений;
- поступающий способен объяснить альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему и прийти к сбалансированному заключению;
- поступающий демонстрирует диапазон используемого информационного пространства
Построение суждений:
- поступающий демонстрирует ясность и четкость изложения;
- поступающий демонстрирует логику структурирования доказательств;
- поступающий сопровождает выдвинутые тезисы грамотной аргументацией;
-
Во время проведения вступительного экзамена поступающий в аспирантуру не может пользоваться какими-либо дополнительными материалами.
Во время проведения вступительного экзамена запрещаются:
· разговоры,
· вставания с мест,
· пересаживания,
· обмен любыми материалами и предметами,
· пользование мобильными телефонами или иными средствами связи, любыми электронно-вычислительным устройствами,
· хождение по пункту проведения вступительного экзамена без сопровождения.