Одно из наиболее распространенных определений, которые часто слышат в повседневном разговоре, идентифицирует девиантность как изменение или отклонение от среднего числа. Это статистическое определение подчеркивает поведение, которое отличается от средне-принятого; оно цитирует редкие или нечастые явления. Это определение предполагает, что то, что делает большинство людей, определяет правильный способ действовать.
Однако, эта теория сталкивается с непосредственными трудностями, если она классифицирует любое меньшинство как неотъемлемо ненормативное. Статистическое определение клеит ярлыки девиантного поведения на тех, кто ничего никогда не крал или нарушал закон, никогда не курил травку, никогда не пробовал алкогольные напитки, и никогда не имел добрачные сексуальные отношения (Стремительное движение, 1975: 3–4). Статистически выявленная закономерность в поведении не выявляет значение отклонения. Скорее определение должно означать некоторое различие или отклонение от стандарта поведения – что «должно», или «не должно» быть, а не, «что есть».
Другое альтернативное определение отклонения полагается на ценности. Ценности представляют долгосрочные, желаемые факторы – такие как здоровье, справедливость и социальное равенство. Ценности общества представляют общую ориентацию для поведения, не предписывая определенное поведение. Ценности – важные части абсолютистского определения отклонения.
Некоторые исследователи рассматривают социальные правила как «абсолютные, ясные и очевидные для всех членов общества во всех ситуациях» (Скотт и Дуглас, 1972: 4; см. также Хокинса и Тидемена, 1975: 20–41). Эта абсолютистская концепция отклонения предполагает, что все договариваются об очевидных, основных правилах общества, приводя к генеральному соглашению, что отклонение следует из нарушения ранее определенных стандартов для приемлемого поведения. Это положение считает определение само собой разумеющимся, как будто все всегда соглашаются, что определенные нарушения правил представляют неправильные действия, а другие – нет. Это предполагает, что все знают, как действовать согласно универсально проводимым ценностям; нарушения этих ценностей и составляет собой отклонение.
История и существующая практика в некоторых обществах сегодня показывают ситуации, характеризуемые почти всеобщим принятием некоторого ряда главных ценностей, возможно пришедшие из Католической церкви или Корана. Среди других обществ обучение Будды, Библии, или других религиозных лидеров или священных документов изложило постоянные предписания для поведения. Западные общества часто находили общие, универсальные стандарты в моральных ценностях среднего класса или в личных уклонах некоторых писателей, сельские, традиционные, и религиозные фоны которых принудили их рассматривать много форм поведения, связанного с городской жизнью и индустриальным обществом как нравственно разрушительные (Ranulf, 1964). Все еще другая версия абсолютистского определения утверждает, что концепции того, что является ненормативным, берет начало от предпочтений и интересов элитных сегментов общества (Schwendinger и Schwendinger, 1977).
Абсолютистская концепция отклонения, однако, игнорирует много аспектов общественной жизни:
Сторонник абсолютизма утверждает, что, независимо от времени и социального контекста, определенные стандарты свободные от культуры, такие как то, как люди развивают свой врожденный потенциал или как тесно они приближаются к выполнению самых высоких человеческих ценностей, позволяют обнаружить отклонение. Таким образом самоубийство или алкоголизм разрушают или препятствуют возможности развития личноси её полного человеческого потенциала, и поэтому всегда являются ненормативными…. Сторонник абсолютизма полагает, что он знает, каково поведение, кем люди должны быть, и что составляет полное и соответствующее развитие. (Lofland, 1969: 23–24)
Последнее альтернативное определение девиантности называют реактивистской концепцией. Реактивистская концепция определяет отклонение как поведение или условие, названное девиантным другими. Как один сторонник реактивистской концепции выражается: «Ассоциальный человек – тот, к кому была успешно применена эта наклейка; ненормативное поведение – поведение, которое так маркируют люди» (Беккер, 1973: 9). Таким образом реактивистское определение идентифицирует действия как инакомыслящего только согласно социальным реакциям на эти действия, определенные через ярлыки, примененные обществом или агентами общественного контроля. Как только поведение приобретает девиантную окраску, очень легко этот ярлык переносится и на человека также. Реактивистская концепция девиантности получила сильное влияние, и повод для ее популярности легко объясним. Реактивистская концепция пытается сконцентрироваться именно на социальной идентичности отклонения – взаимодействия между инакомыслящим и обществом (в действительности, его представителями в лице агентов общественного контроля, таких как полиция) – и последствий тех общественных отношений. Реактивисты отклоняют понятие, что девиантное поведение следует из некоторой врождебности действия, скорее они утверждают, что это суждение зависит исключительно от реакций социальной аудитории действия.
Критики реактивистского определения признают важность взаимодействий между инакомыслящими и агентами общественного контроля, но они утверждают, что такие взаимодействия не определяют термин. Чтобы понять нелогичный основу этой точки зрения, вообразите человека, совершающего кражу и скрывающегося от полиции; потому что он уклоняется от обнаружения, он не получает реакцию общества и таким образом избегает классификации как личности, чье поведение носит девиантный характер. Кроме того, даже те действия, которые что-то в действиях должно побудить других реагировать против этих действий в первую очередь. Такое качество (как врожденная неправомерность действий или нарушение такими действиями установленного стандарта поведений) – действительно определяет отклонение.
В кратце: Стенография значений девиантности. | |
Статистическое определение: Общие условия определяют что является нормальным или недевиантным; то, что входит в рамки статистического меньшинства представляет собой девиантность. Абсолютистское определение: Девиантность происходит в результате оценочного суждения, основанного на абсолютных стандартах. Определенные действия и условия квалифицируются как отклоняющиеся от нормы, потому что они всегда определяются как девиантные (с оглядкой на традиции или обычаи). | Реактивистское определение: Девиантность это то, против чего настроено общество (или чему вешают ярлык отклонения от нормы) То что не вызывает никакой реакции ускользает от идентификации, как отклонения от нормы.Нормативное определение: Ярлык девиантности зависит от понятия какой-либо группы о действиях и условиях, которые должны и не должны произойти. Эта ситуационная концепция может меняться в различных ситуациях. |