Для эффективногоуправления пятью правами важно уметь контролировать деятельность соответствующих чакр, в которых каждая из пран преобладает. Чакры — это устойчивые лнптонные образования, играющие важнейшую роль в распределении н сохранении 5 пран. Они как бы нанизаны на полую вертикальную астральную трубку, называемую Мерудандой. Справа и слева находятся 2 полых астральных трубки, расположенмых параллельно Мерудан-де. Правая называется Пингала нади, а левая - Ида нади. По них осуществляется циркуляция жизненной энергии от медулярной чакры к Муладхара-чакре.Тогда как Меруданда проходит через центр чакры, Ида и Пингала нади касаются каждой из основных чакр по периферии. У чакр имеется различное число лепестков, в зависимости от расположения и функции каждой чакры. Чакры называют еще лотосами в связи с их способностью раскрывать или прикрывать свои лепестки, хотя слово чакра в переводе с санскрита означает колесо. Когда благодаря особым медитационным упражнениям чакры начинают вращаться, они аккумулируют энергию, специфичную для данной чакры. Роль лепестков основных чакр следующая: они способствуют наполнению чакры энергией и способствуют ее вращению. Каждый лепесток имеет свою собственную мантру, и если долго повторять мантры лепестков чакры, имеет место 2 эффекта:
1) Каждый лепесток от повторения мантры получает специфическую энергию.
При долгом повторении мантр лепестков чакры, если одновременно
визуализировать образ чакры, получается медитационный образ как бы на колесе написаного повторяющегося текста; ученик многократно повторяет мантры, мысленно вращаясь по колесу. С како-го момента колесо начинает вращаться навстречу читающему мантры, то есть против часовой стрелки, а медиирующему ученику кажется, будто его внутренний взгляд уже не бегает вокруг чакры, а остается на одном месте (аналогичный эффект - невозможность иногда из окна вагона выяснить, какой же поезд при перемещении вагонов в окне движется: свой или встречный?).
Тибетская йога, основывающаяся на принципах Махаяны, считает, что лепестки чакр — это энергетические трубки или пади, через которые различные виды энергии поступают в чакру, а также движутся обратно из чакры. В таком случае действие энергии, выходящей из нади и вращающей чакру, аналогично действию пара, выходящего из сопл паровой турбины и заставляющего турбину вращаться.
Следует иметь в виду, что 7 чакр — это основные чакры. В древних санскритских текстах указывается значительно большее количество чакр, согласно их специальным предназначениям. Так, Вишванадха в «Сатчакра нивритти» описывает 20 чакр. Это - Адхара, Куландина, Ваджра, Свадхистана, Раудра, Карала, Чахвара, Видьяпрада, Тримукха, Тринада, Каладанах, Укара, Каладвара, Карашчака, Дирака, Аканда лалита, Манипурака, Накула, Кула бхадана бхадана, Махотсаха.
Для того, чтобы активизировать деятельность чакр и генерировать в ней нужный вид энергии, необходимо овладеть техникой медитации над чакрой и овладеть специальными видами дыхания, а также с помощью особой пранаямы увеличить проходимость Сушумны и разрушить грандхи (особые замки), препятствующие прохождению энергии вверх по Сушумне.
Перед тем, как предложить специальные дыхательные упражпения, советуем запомнить следующие принципы дыхатолыюй техники и виды дыхания:
1) Сила дыхания, согласно древним текстам, в частности- «Хатха-прадипика» Сватмарамы, должна измеряться числом поперечных пальцев, условно размещенных после ноздрей, после которых дыхание неощутимо.
2) Следует различать 2 вида дыхания: верхнее и нижнее. При верхнем дыхании легкие при вдохе сначала заполняются в верхней части, дальше - к средней и в конце — в нижней части. Вдох в первых 2-х фазах осуществляется за счет реберных мынщ, а в конце - за счет движения диафрагмы вниз и вперед, к брюшной стенке. При выдохе ноздух также вначале, за счет движений реберных мышц, выходит из верхней и средней части легких, а в конце пыдоха из нижней части легких за счет обратного дппжсмня диафрагмы.
При нижнем дыхании легкие заполняются наоборот — вначале в нижнем чаети за чсет движения вниз и вперед наружу диафрагмы, а дальше идет заполнение средней и верхнем части легких за счет движения ребер. Выдох при нижнем дыхании также иачинается с опорожнения нижней части легких, а потом - средней и верхней с помощью соответствующих мышц.
Проводя медитацию над определенной чакрой, важно дышать с преобладанием силы дыхания в определенной ноздре. Для дыхания с преобладанием желаемой ноздри можно пользоваться регулярной биологической сменой преобладающей ноздри каждые 2 часа. Для выяснения преобладающей ноздри надо выдохнуть на ладонь при ее расстоянии от ноздрей в 5—10 см. Со стороны преобладающей ноздри будет ощущаться более теплый воздух и более выраженное его движение.
Для развития способности к произвольному управлению движением воздуха в каждой отдельной ноздре необходимо овладеть дыхательным упражнением, называемым «Анулема вилома пранаяма.» (альтернативное дыхание), при котором регулярно смениваются ноздри. Соотношение вдоха, задержки дыхания и выдоха должно быть в пропорции 1:4:2. Практически это упражнение исполняется следующим образом: ученик садится в какой-нибудь медитационной позе (при которой непременное условие -вертикальное положение тела; при этом голова, шея и туловище находятся на одной вертикальной линии. Ноги могут быть скрещенными по-турецки, может быть йогов-ская поза «лотоса» или «полулотоса». Удобна «коленная поза» Ваджрасама, при которой ученит сидит на собственных пятках, слегка раздвинутых в стороны. Можно также сидеть ровно на стуле, слегка упираясь спиной в спинку стула.
Дальше нужно большим пальцем правой руки закрыть правую ноздрю и на счет 4, повторяемый в такт ударам пульса, совершить вдох левой ноздрей посредством нижнего дыхания. Потом безымянным пальцем и мизинцем правой руки следует закрыть левую ноздрю и задержать дыхание на 16 ударов пульса, а далее открыть правую ноздрю, отняв большой палец, и выдохнуть ею на 8 ударов пульса. Той же ноздрей сразу же после выдоха осуществить вдох на счет 4. Дальше опять закрыть обе ноздри и здержать дыхание на счет 16, потом открыть левую ноздрю и выдохнуть ею на счет 8. Это — один раунд. При исполнении упражнения достаточно сделать 8—10 раундов. Длинное упражнение рекомендуется выполнять 4 раза в день: утром вскоре после подъема, в полдень за 1 час до обеда, около 18 часов вечера и перед отходом ко сну. Если его добросовестно исполнять 3—4 недели, то без труда удается увеличить продолжительность вдоха, задержки и выдоха соответственно на 2,16 и 4 удара пульса. Таким образом, дальнейшая пропорция составляет 6:24:12. Через 3-4 недели пропорцию можно опять пересмотреть в сторону увеличения и исполнять уже соотношение 8:32:16. Так как эта пранаяма носит прогрессирующий характер, ее можно без опасений довести до соотношения 16: 64: 32. При очень добросовестном выполнении пранаямы для овладения этой процедурой нужно 7—8 месяцев. Действие длиной пранаямы не ограничивается овладением произвольной сменой ведущей дышущей ноздри. Упражнение также очищает нади или тонкие астральные каналы, что чрезвычайно благотворно влияет на весь организм и оказывает омолаживающий эффект.
Единственное дыхательное упражнение, разрушающее грандхи, это — Бхастрика (кузнечные меха). Техника исполпеппя упражнения следующая: необходимо сесть в любой медитационной позе и потом быстро вдыхать и выдыхать, с большею силой делая выдох, приводя диафрагму и все дыхательные мышцы в быстрое движение. От дыхания должен происходить шум, который также ощущается и горле и в голове. Производить быстрое дыхание с преобладанием выталкиваний воздуха в количестве 10 выталкиваний. После десятого выдоха сделать как можно более глубокий вдох и подольше задержать дыхание, после чего выдохнуть через правую ноздрю.
Во время задержки следует применить подбородочный замок Джаландхара бандха (плотно прижать подбородок к грудной кости) и анальный замок Мула бандха, напряжение мышц промежности и ануса и максимальное поднятие его вверх мышечным усилием. Исполнение 2-х замков объединяет Прану с Апаной и способствует подъему по Сушумне изначальной творческой могущественной так называемой «змеиной силы» Кундалини шакти, которая в обычных условиях дремлет в Муладхара-чакре, свернувшись в 3,5 кольца, отчего и начинается «змеиной силой».Еще лучше во время Кумбхака или задержки дыхания сделать трайя бандха или тройной замок, при исполнении которого, к двум вышеописанным добавляют также Уддияна бандха (брюшной замок, при котором втягивается живот и максимально поднимается диафрагма). Все 3 замка исполняются одновременно. Вышеописанная техника из 10 дыхательных движений, задержки дыхания и выдоха составляет 1 раунд. После его исполнения необходимо немного, 3—5 минут, подышать нормально, после чего повторить снова. Вначале исполнять 3 раунда. Со временем можно увеличивать число дыхательных движений от 10 до 30, а число раундов — от 3 до 8. Правильно исполненная бхастрика разбивает три замка или грандхи: 1) Брахма грандхи в Муладхара, 2) Вишну грандхи в Манипура и 3) Рудра грандхи в Аджна-чакре. Эти 3 грандхи или замка находятся в трех местах Сушумны и являются блоками, которые препятствуют свободным движениям пранического тока в Сушумне. С помощью Бхастрика эти три замка разбиваются, и Кундалини вместе с пранами может постепенно подняться по направлению к Сахасрара-чакре.
Для овладения контролем над чакрами необходимо уметь визуализировать образы чакр и уметь правильно медитировать над ними.
Медитация - - это непрерывное удерживание сознания и мыслительного процесса на объекте размышления или на образе созерцания. Для развития способности визуализации образов и объектов важно регулярно делать медитационные упражнения, имеющие цель прбуждения и расытия Аджна-чакры или 3-го глаза.Такие упражнения развивают способность ясновидения, а также способность к быстрой визуализации объектов, огражденных преградой. Таким образом, можно развить способность видеть различные внутренние органы, закрытые кожей и мышцами для зрительного анализатора. Очень важно развитие способности видения или визуализации астральных частей тела и центров человека, в том числе — и чакр.
Отличное легко доступное упражнение — медитация над пламенем свечи. Даже простое рассматривание пламени всегда очищает Аджна-чакру. Техника медитации следующая: установите зажженную свечу приблизительно в 1 метре от себя, расположитесь в любой медитационной позе. Свеча должна быть на уровне глаз. Фиксируйте свой пристальный взгляд на пламени и удерживайте его там устойчиво в течение 5 минут. Все время старайтесь взгляд и внимание полностью зафиксировать на пламени. По истечении 5 минут закройте глаза и положите свои ладони на них. Удерживайте образ пламени. Когда он становится ясным и устойчивым, попытайтесь удалять его. Очень медленно передвигайте его в направлении от себя до тех пор, пока он не сделается светлой точкой. Это следует делать очень медленно, что способствует развитию вашего контроля над образом и вашей способности к визуализации. Дальше передвигайте образ пламени назад к себе; при этом оно должно постепенно увеличиваться в размерах и в яркости. Продолжайте передвигать его по направлению к себе, пока оно не сделается настолько большим и настолько ярким, пока полностью не поглотит вас. Вы сольетесь с ним, и ваше сознание наполнится светом большой интенсивности. В этом единении прекращаются взаимоотношения субъекта-объекта. Тут нет больше вас, визуализирующего пламя. Ваша личность теперь неотделима от этого пламени, вы становитесь пламенем. Теперь вы и пламя - одно, н в этом единстве нет «вас» и нет «пламени». Есть просто бытие. Постарайтесь удержать это состояние единства в течение оставшихся минут занятия. Вначале вы, возможно, будете способны удерживать это состояние в течение лишь короткого периода, но даже несколько секунд будут чрезвычайно значительным опытом. Благодаря регулярной практике, это состояние единства будет возникать все чаще и продолжительной.
По истечении 5 минут данной низуализационной практики откройте глаза. Медитацию можно продолжать от 10 до 30 минут.
В Раджа-йоге практикуется специальное упражнение, цель которого – раскрыть третий глаз, развить способность яркой визуализации и ясновидения. Это упражнение называется «Кхечара мудра» или «стрельба из лука». Техника ее исполнения следующая: ученик должен, медитируя, созерцать какой-нибудь объект. Чаще всего в качестве объекта медитации рекомспуетсн созерцать санскритский слог «ОМ», написанный золотой краской на голубом фоне. Созерцать его, как и пламя свечи, нужно 5 минут, а далее, закрыв глаза, визуализировать этот слог. Если образ теряет четкость, периодически открывать глаза, всматриваться и изображение и, закрыв глаза, снова воспроизводить перед внутренним взором образ слога «ОМ». Упражнение имеет в своем составе две автоматически следующих одна за другой ступени концентрации:
1) концентрацию или Дхарану, т. е. задержание принципа мышления на объекте. Эта ступень всегда характеризуется непрерывным дыханием (удлинение вдоха с паузой на вдохе) и перенесением образа объекта медитации на середину междубровья. Этот этап практики называется «натягиванием лука». Для овладения данной техникой требуется 2—3 месяца.
2) собственно медитацию или Дхьяну, т. е. созерцание объекта в середине междубровья. Дхьяна всегда сопровождается незаметным дыханием (удлинением выдоха и паузой после выдоха). Внимание постепенно из междубровья переносится на центр третьего глаза в середине головы (на середину линии, соединяющей центр ушей, местонахождение эпифиза), где появляется давление при медитации. Это называется «спуском стрелы».
Указанные две ступени, как уже указывалось, сменяются автоматически; поэтому при каждом прерывании медитации («полета стрелы») новыми мыслями («порывами ветра») при возвращении обратно к медитации следует возвращаться к той же стадии, на которой перед этим вы медитировали. Например, нельзя переходить на первую ступень с непрерывным дыханием, если перед этим вы практиковали вторую ступень с незаметным дыханием. Или же нельзч сочетать первую ступень с незаметным дыханием, а вторую – с непрерывным. Также нельзя концентрацию направлять на третий глаз, а медитацию – прямо на середину междубровья.
После овладения двумя ступенями, вы можете применить данную технику технику практически. Например, вам дают портрет кого-нибудь родственника и просят рассказать об его характере и продиагностировать у него внутренние органы. Выдолжны сделать Тратака (устремить пристальный взгляд) на портрете в течение нескольких минут, пока не появится чувство сильного духовного контакта. Дальше закройте глаза и сконцентрируйтесь на желании задержать перед внутренним взором внутренний образ и это чувство. Затем, когда этот объект вместе с указанным чувством движутся вовнутрь головы, не следует при этом удерживать насильно объект в середине междубровья. Пусть движется в центр головы. Дыхание должно быть непрерывным. Когда вы почувствовали, что объект приблизился к середине головы, созерцайте объект в третьем глазу, хотя взор по-прежнему направлен в середину междубровья. Дыхание должно быть незаметным. После этого вы получите всю информацию в виде четких выразительных образов.
Прежде чем перейти к подробному описанию каждой основной чакры и к медитации над ними, нужно сказать о чакрах следующее:
каждая чакра имеет два цвета: обычный, естественный цвет при спокойном состоянии чакры и цвет чакры, который ученик визуализирует на определенной чакре при медитации над ней с целью пробуждения ее рабочего состояния и генерирования определенного вида энергии.
А. В. Игнатенко установил, что при спокойном состоянии чакр их цвета следующие: Муладхара имеет красный цвет, Свадхистхана — оранжевый, Манипура -- желтый, Анахата — зеленый, Вишуддха — голубой, Аджна — синий и Сахасрара-чакра — фиолетовый цвет. Эти же цвета усиливаются при одновременном раскрытии всех чакр в момент вхождения человека в сверхсознательное состояние Самадхи. Аналогичные результаты имели место у индийских исследователей. Так, в IV-й главе книги Ш. Юктешвара «Святая наука» (Ранчи, Викор, ИНДИЯ, 1963) в 6-м разделс сказано:
«Удаляя свое Я из БХУВАР-ЛОКА - сферы тонкого материального творения, он (т. е. человек) входит в СВАР-ЛОКА - источник всякой материи — тончайшей, тонкой и грубой. Он воспринимает светящиеся астральные формы вокруг его Одухотворенного Атома Сердца, Престола Духа, снабженного пятью видами электричества и двумя полюсами - Ума и Интеллекта. Они имеют семь различных цветовых отенков, подобно радуге».
А. В. Игнатенко удалось установить, что чакры имеют форму усеченного конуса, расположенного верхушкой на Меруданде. Это подтверждает ту мысль, что чакры, по-видимому, являются энергетическими визиологическими воронками в в астральном теле, от которых специфическая энергия переходит в соответствующие органы.
Ниже мы вкратце даем описание каждой из основных чакр и типы дыхания и медитаций для каждой чакры. Напоминаем, что визуализируемый необходимый цвет чакры рекомендуется для приведения ее в активное состояние.
Муладхара-чакра. Расположена в конце Меруданды, что в физическом теле соответствует концу позвоночного столба и кобчика, где расположено крестцовое сплетение. Ее принцип приддхиви таттва (твердое или кристаллическое состояние вещества, условно называемое «землей»); он выражается Биджа мамра (мантрой или секретным символом) Лам. Эту мантру Лам при медитации над чакрой следует регулярно повторять в такт ударам пульса. Нужно представлять вкус сахаристый, визуализировать квадрат золотого цвета, в центре которого находится треугольник, а в нем, как молния, сияет Кундалини-шакти. Дыхание должно быть нисходящее или верхнее лунное (т. е. производимое левой ноздрей), на 12 пальцев. Чакра имеет 4-угольную форму из-за 4-х лепестков, представляемых 4-мя слогами: Сам, Шам, Сам, Вам (эти слоги также являются мантрами лепестков). Медитация над чакрой укрепляет тело, способствует прочности, устойчивости. Из энергий преобладает Апана прана. Из оболочек тела контролирует грубую физическую оболочку Стхула.
Свадхистхана-чакра. Расположена в нижней части позвоночника на уровне проекции половых органон в физическом теле (простаты у мужчин и матки у женщин). В этом месте находится нижнее подчревное сплетение по сторонам и нижнее прямокишечное сплетение посредине. Ее принцип апас (вода или жидкое состояние вещества. Слог-семья или Биджа мамра – Вам. Вкус вяжущий. Дыхание лунное нижнее или восходящее, на 16 пальцев. Следует созерцать яркий белый полумесяц в центре чакры (основание внизу и рога направлены вверх). Чакра имеет 6 лепестков: Вам, Бхам, Нам, Ям, Рам, Лам. Медитация над чакрой лечит воспаление, обеспечивает пластичность, пассивность, материальные блага. Из энергий преобладает Апана прана. Контролирует эфирную оболочку или эфирного двойника физического тела Линга шарира.
Манипура-чакра. Расположена на уровне пупка. Проецируется па место расположения солнечного сплетения. Ее принцип теджас (огонь или состояние плазмы), который вмещает в себя 5 элементов физической вселенной или агнитаттва. Слог-семя — Рам. Вкус — острый. В центре чакры следует созерцать треугольник цвета рубина. Дыхание солнечное (т. е. правой ноздрей) восходящее или нижнее, на 4 пальца. Имеет 10 лепестков: До, Нда, На, Та, Тха, Дэ, Дхэ, Нэ, Па, Пха. Преобладающие энергии -Прана и Самана. Эта чакра является аккумулятором Праны, что можно использовать при целительной пранаяме. Медитация над чакрой благоприятствует временному возбуждению и напряжению сил. Чакра контролирует энергетическую оболочку Пранамайя коша, являющуюся составной частью астрального тела.
Анахата-чакра. Расположена на уровне сердца; ее проекцией является сердечное нервное сплетение. Чакра состоит из отчетливо выраженных 3-х частей: средней, правой и левой. Центральная часть чакры находится в центре грди. Правая и левая половины выполняют функции чакры как важного центра духовной эволюции. Средняя часть является астральным энергетическим центром, аналогично предыдущим чакрам. Ее принцип — ваю таттва (газообразное состояние вещества). Слог-семя — Ям. Вкус кислый. В центре чакры созерцают 2 треугольника, наложенных один на другой в форме шестиугольной звезды. Цвет —дыма. Дыхание солнечное верхнее (нисходящее), на 8 пальцев. Имеет 12 лепестков: Ка, Кха, Га, Гха, Гэ, Ча, Чха, Жа, Жха, Жэ, Та, Тха. Преобладающие энергии: Вьяна, Прана. Медитация над чакрой благоприятна для быстрого эффекта; следует медитировать на чувстве полета в пространстве. Чакра контролирует умственную оболочку Маномайя коша, являющуюся составной частью астрального тела.
Вишуддха-чакра. Расположена в шее на уровне горла; в месте ее проекции с астрального тела на физическое находится шейное нервное сплетение. Ее принцип — аказа таттва (эфир или волнообразное состояние материи, а также квантовые свойства вакуума). Биджа мамра — слог Хам. Форма спирали. Дыхание солнечное восходящее, по силе не чувствуется. Цвет - чистой морской волны. Имеет 16 лепестков, которые представлены 16 гласными: А, Аа, Э, Ээ, У, Уу, Рн. Рээ, Лрэ, Лрээ, Е, Яй, О, Ов, Ам, Ах. Основная энергия - Удана. Контроль над этой чакрой позволяет передавать энергию и информацию на различные расстояния. Чакра контролирует интуитивную или буддхическую оболочку Виджнанамайя коша, которая входит в состав причинного тела и реализовывает Карму человека.
Все вышеописанные чакры управляют пятью принципами материальной вселенной, а именно: приддхиви, апас, теджас, ваю и аказа. Поэтому если человек, управляя чакрами, научился управлять указанными пятью принципами, то он может управлять материальными процессами окружающего физического мира, используя один или несколько данных принципов, а также процессами внутри организма, как частного проявления общекосмических процессов.
Посредством контроля чакр можно также научиться генерировать 5 видов энергии и использовать их с определенной целью, например, для лечения определенных органов. Для генерирования Апана праны необходимо совершить медитацию над Муладхара-чакрой, сопровождая ее нужным видом дыхания и медитируя над золотым (желтым) цветом чакры. При этом автоматически в чакре накопляется Апана прана, которую можно использовать для лечения толстого кишечника, прямой кишки и моче-половых органов (лечебные техники будут указаны ниже в отдельной главе).
Для генерирования Праны следует медитировать над Манипура-чакрой. Цвет энергии и цвет чакры также совадает; этот цвет — рубиновый. Ее можно использовать для лечения дыхательной, сердечно-сосудистой системы. Этот вид энергии может быть использован вообще для лечения любой патологии и в любом месте организма, но все же применение специфических энергий значительно повышает эффективность целительства.
В той. же Манипура-чакре генерируется также Самана прана. Техника медитации при этом и тип дыхания тот же, по визуализировать чакру нужно цвета чистого молока и кристалла; в таком случае автоматически генерируется Самана прана, которая лечит органы пищеварительной системы.
Для генерирования Вьяна праны лучше медитировать па Лнахата-чакре с соответствующим типом дыхания. Ею лечат болезни сосудов и мышц.
И для генерирования Удана праны следует медитировать над Вишуддха-чакрой. В это время, накопляя Удана прану, визуализировать в чакре белый цвет. Дыхание крайне замедлено, так что почти не ощущается. После окончания упражнения (около 20—30 минут) можно передавать энергию на большие расстояния. При этом также медитировать на Вишуддха-чакре, но визуализировать ее в цвете мирской волны.
Аджна-чакра. Это высшая, духовная чакра. Расположена в центре мозга, проецируется на местонахождение шишковидной железы. Указанное у многих авторов местонахождение чакры в пространстве между бровями - это место направления внутреннего взора при медитации над чакрой, благодаря которой чакра раскрывается и приходит в активное состояние. Ее форма — круглая или, как указывают некоторые авторы, - напоминает закругленный пятиугольник. В центре чакры йоги созерцают особую утонченную психическую тройную энергию, которую иногда символически изображают в виде треугольника. В ней созерцают священный слог АУМ. Через эту чакру получают высшее интуитивное знание. Здесь йоги сознательно держат свои энергии или прана в момент смерти, вступая высшее бытие. Цвет чакры — снежно-белый. Некоторые авторы описывают у этой чакры 2 лепестка Хай и Кшаи, но это фактически наложенные на чакру лепестки медуллярной чакры, о которой будет сказано ниже. Каждый, кто медитировал на Анджа чакре, убеждался в чрезвычайном возрастании духовной силы, знания и силы воли, если медитация носила постоянный, регулярный характер. В этой чакре находится Сукшма Пракрити или изначальная сила всего, т. е. психическая энергия, которая, благодаря целенаправленной воле, контролирует все остальные энергии. Поэтому контроль над этой чакрой позволяет контролировать все остальные описанные выше чакры, а также все их энергии.
Из оболочек тела Аджна-чакра контролирует оболочку счастья Лнандамайя коша.
Задняя медуллярная чакра Бхарати ахама проецируется на дыхательный центр в продолговатом мозгу. Имеет, как указывалось ныше, 2 лепестка Хай и Кшаи. Цвет рубиновый (естественный цвет космической праны). Космическая ирама в организме трансформируется в основных ниженаходящихея чакрах в пять пран или энергий, о которых уже говорилось.
Аджна-чакра и медуллярная чакры обычно взаимодействуют вместе синхронно и согласованно, поэтому во многих источниках их изображают в виде одной чакры с двумя лепестками.
Если необходимо воздействовать на невоодушевленные объекты, энергию макрокосмоса следует брать волевым усилием и направлять ее на нужный объект, достигая цели. При овладении тайной медуллярной чакры, энергиями следует управлять осторожно и умело.
В книге Г. Гримма «Учение будды. Религия разума и медитации» описано, как ученики Шакьямуни, неумело управляя космической энергией, вызывали во время медитации на значительном расстоянии пожар в селении и бурю в океане, отчего утонул корабль. Поэтому желательно руководство учителя и достижение совершенства в управлении энергиями.
Самая высшая чакра Сахасрара или тысячелепестковый лотос проецируется, как и Аджна-чакра, в нераскрытом состоянии на эпифиз или шишковидную железу. Но в раскрытом состоянии сфера его активной деятельности в проекции аналогична всему головному мозгу при активизации всех его структур. Считается, что привести эту чакру в активое состояние неимоверно трудно. Из 4,5 миллиардов человек на нашей планете, возможо, лишь несколько человек достигли подобного состояния. Поэтому, считаю, нет необходимости подробно описывать чакру, достигнуть контроля над которою практически никому не удаеться. В санскритских источниках указывается, что человек, овладевший данной чакрой, преодолевает ограничения причинности и пространства-времени.
В настоящее время встречаются экстрасенсы, которые, постучав по макушке пациента, говорят, что они «раскрыли» у него Сахасрара-чакру. Это утверждение ошибочно и неверно. Хотя после такого воздействия диагностическая рамочка меняет свои показания, это говорит лишь об активизации точки акупунктуры Бай-хуэй, находящейся на макушке и объединяющей яньские меридианы.
Сахасрара-чакра контролирует наитончайшую, менее всего изученную оболочку тела — тело Нирваны или Дхармакайя, которое неотделимо от тончайшей субстанции всего Космоса или Вселенной.
Глава IV
ТРИ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА И ОБОЛОЧКИ,
ИЗ КОТОРЫХ ОНИ СОСТОЯТ
Тантра и Веданта выделяют 5 оболочек человека, образующих 3 тела: физические, астральное и причинное.
Согласно Веданте, вся вселенная эволюционирует и развивается, пребывая в движении, согласно законам эволюции. Движение во вселенной имеет 3 формы: пассивное, активное и, как самая сопершенная форма движения, уравновешенное, при котором противоположные тенденции движения идеально уравновешивают друг друга, создавая видимое спокойствие. Пассивный вид движения или гуна называется Тамас, активный - Раджас, и равновесие — Саттва.
В каждом из тел человека и в его оболочках имеет место преобладание той или иной гуны.
Физическое тело человека называется стхула или грубое, состоит из тканей, называемых деха, имеет несколько стадий существования: рождение, рост, изменение, увядание и смерть.
Физический план, в котором оно действует, называется бхулока. К этому плану относится вся видимая нами вселенная, включая звезды, туманности, квазары, пульсары и т. д.
Основные чакры, действующие в бхулока: Муладхара и Свадхистхана-чакра; поэтому медитация над этими чакрами укрепляет ткани и органы тела.
В буддистской и теософической классификации к физическому телу относится так называемый эфирный двойник Линга шарира. Это - электромагнитное, инфракрасное и т. п. излучение живых тканей, органов в процессе их жизнедеятельности. Поэтому после физической смерти, по мере отмирания тканей и органов, указанное излучение постепенно уменьшается в течение 3 суток, и эфирный двойник таким образом в дальнейшем исчезает.
Тогда как Муладхара-чакра действует непосредственно н физическое тело, Свадхистхана-чакра воздействует на эфирного двойника, усиливая или ослабляя насыщенность и интенсивность его энергетического потенциала.
Далее идут две оболочки астрального тела.
Первая оболочка называется энергетической оболочкой или Пранамайя коша. Данная оболочка повторяет очертания физического тела, но, будучи внутри физического тела в обычном состоянии бодрствования, полностью в нем не вмещается, а выступает за его пределы на 3—5 см; над головой она находится на высоте 5—35 см и даже выше, в зависимости от физиологического состояния индивидуума, его конституции и пр. Она всегда выступает за пределы волосистых покровов. При наличии патологии в определенном месте, она может утоньшаться и приближаться к коже или же, наоборот, делаться плотнее и выступать далее, чем в нормальном состоянии организма. Иногда, при очень тяжелой патологии, она может сильно смещаться в какую-то сторону, где сильно выступает за пределы физического тела, а с противоположной стороны, наоборот, совсем не определяется.
Она состоит из крупных лептонов, и в ее состав входят единичные легкие атомы. Ее деятельностью управляет Манипура-чакра, от которой она беспрерывно получает поток праны. Ее цвет белый или туманно-белый. Те места тела, где зарождается болезнь или имеют место выраженные болезненные проявления, имеют более темный цвет или мнее прозрачны.
Это главная оболочка, с которою работают экстрасенсы при лечении праной. При диагностике физических недугов патологию экстрасенсы выявляют благодаря исследованию этой оболочки в большинстве случаев.
Тогдагда как главная гуна физического тела и эфирного двойнинка — Тамас, главная гуна энергетической оболочки - Раджас.
Вторая оболочка астральйого тела — умственная оболочка Маномайя коша или ментальное тело, согласно буддистской классификации. Она имеет яйцевидную форму, выступает за пределы физического тела дальше, чем энергетическая оболочка. В среднем она находится на расстоянии 0,5—2 метров от границ физического тела, а иногда и больше. Ее размеры зависят от физического, эмоционального состояния человека, его умственного развития, сосредоточенности и т. д. Сосредоточенными волевыми усилиями можно сознательно влиять на ее размеры.
Ее представительная чакра — Анахата, а точнее - центральная часть чакры, отвечающая за физические процессы в организме и осуществляющая деятельность ваю таттвы.
Ее главная гуна - также Раджас. Маномайя коша состоит из лептонов среднего размера, электронов в виде облака и отдельных мелких атомов, лишенных электронной оболочки, чаще - протонов. Хотя данная материя умственной оболочки, определяющей эмоциональную природу человека и его логическое мышление, имеет свойства плазмы или, как говорит Веданта, является огненной материей, но это огненная материя грубого, низшего качества, и измерение, план, откуда она происходит и в котором действует, называется сварлока или астральный план (к этому плану относится также пранамайя коша). Следует отметить, что человеческий микрокосмос вмещает в себе все планы, имеющиеся в макрокосмосе, включая высший, и от человека зависит, в каком плане лучше ему действовать.
Маномайя коша имеет различные цветовые оттенки, в зависимости от эмоционального состояния человека (в разделе, посвященном диагностике, об этом будет сказано подробнее).
Пранамайя коша и Маномайя коша составляют астральное тело, о свойствах и особенностях которого будет сказано ниже.
Следующие оболочки относятся к наиболее тонкому причинному телу. Согласно ведантистской классификации, это — Виджнанамайя коша (оболочка знания или интеллектуальная оболочка; по буддистской классификации она называется пребывающим телом) и Анандамайя коша (оболочка счастья; буддисты называют ее буддхическим телом). В буддистской классификации, в отличие от Веданты, выделяется, помимо эфирного двойника (которого также нет в ведантистской классификации), еще одна оболочка причинного тела. Это т. н. тело Нирваны. Данная оболочка у обычных людей отсутствует; она развивается лишь у тех лиц, которые благодаря самоотречению и регулярной многолетней медитации достигли сверхсознательного состояния Нирвикальпа Самадхи или Нирваны.
Виджнанамайя коша состоит из особой, утонченной материи огненного свойства, главной особенностью которой является, с одной стороны, динамичность, подвижность, а с другой — устойчивость, как бы «нетленность» данной материи. Это связано с особыми свойствами мельчайших атомов, составляющих данную материю. Эти атомы (Йогананда в «Учении Йогоды Содружества Самореализации» называет их жизнетронами) имеют способность к произвольному движению, в зависимости от состояния указанной материи. Если ее структура повреждается или нарушается, они ее восстанавливают, приняв собственное решение Еще современная наука не установила природу этих атомов; однако некоторые данные Института ядерной физики г. Дубно позволяют предположить, что это — нейтринная материя (открытие массы покоя, разновидности нейтрино в зависимости от спина, взаимодействие с мелкими.атомами с возникновением ультрафиолетового излучения).
У животных такой оболочки как Виджнанамайя коша нет. У человека данное вместилище образовалось около 18 миллионов лет назад, во время перехода от животного состояния к человеческому. С тех пор оно значительно выросло вместе с физическим телом. В указанном вместилище хранится вся информация эволюции человека за миллионы лет. Поэтому оболочку знания называют еще «вместилищем дел», «телом кармы». Тогда как знания, получаемые Маномайя коша, являются продуктом логических операций и могут быть искаженными или ошибочными, то знания, получаемые посредством Виджнанамайя коша, являютсятся совершенными, истинными. Если, как указывалось выше, основная гуна Маномайя коша — Раджас, гуна страсти, то для двух последних постоянных оболочек, образующих причинное тело, основная гуна – это Саттва или чистая гуна.
Как все предыдущие оболочки, Виджнанамайя коша выступает за пределы физического тела, причем по-разному у разных людей, в зависимости от их степени духовной и интеллектуальной эволюции; разница в размерах этой оболочки может быть очень разной: от 1 метра до десятков и даже тысяч километров у лиц особовысокой духовной эволюции. Этим обьясняется чрезвычайно благотворное воздействие таких лиц в период их инкарнации и активной деятельности на все население страны, региона или даже земного шара. В Индии и в настоящее время жители какой-нибудь округи, особенно в сельской местности, очень любят, чтобы в их местности надолго поселился жить известный своей высокой духовностью садху или саньясин. Если он поселяется, вскоре все жители округи обращают внимание на уменьшение числа конфликтов между людьми, уменьшение заболеваемости и смертности. Этот пример показывает влияние развитой интеллектуальной оболочки всего лишь одной личности на тысячи и миллионы людей.
Очень мало изучена вторая облочка причинного тела Анандамайя коша. Известно, что период ее существования совпадает с продолжительностью существования интеллектуальной оболочки данного индивидуума. Установлено, что эта оболочка активно дейстует во время глубокого сна, устанавливая связь макрокосмоса и микрокосмоса, активизирует деятельность модуллярной чакры во время глубокого сна и способствует таким образом восстановлению сил во время сна. В бодрствующем состоянии эта оболочка активна во время глубокой медитации, при этом человек испытывает чувство блаженства, что обьясняет название оболочки. О составе вещества, из которого она состоит, ничего неизвестно.
Как указывалось, Виджнанамайя коша и Анандамайя коша входят в состав причинного тела.
Причинное тело носит такое название потому, что после гибели физического и астрального тел оно переносится в высшую, духовную поскость агни или магарлока, которая является основным местом деятельности причинного тела. А после исполнения законов кармы причинное тело или «семя жизни», как назвал его Шакьямуни Будда, возвращается в плоскость бхулока и, следуя строго кармическим предписаниям, внедряется в наиболее подходящий согласно карме эмбрион и формирует астральное тело, котрое, в свою очередь, влияет на форму и вид физического вместилища. И так вращается колесо жизни и смерти - колесо самсары.
Основные чакры плана магарлока — Вишуддха-чакра и особый, утонченный центр в Анахата-чакре (он очень хорошо развит у бхакти-йогов благодаря специальной духовной практике Садхане, а также развит у различных религиозных лиц, следующих по тропе преданности), которые управляют деятельностью Виджнанамайя коша, и Аджна-чакра, управляющая деятельностью Анандамайя коша.
Следует подчеркнуть, что астральное тело и причинное и живом человеке действуют вместе и согласованно как одно целое, подчиняясь распоряжениям высшего Я человека, составляющего его сущность.
После физической смерти происходит последовательная гибель оболочек человека, за исключением оболочек причинного тела.
Эфирный двойник постепенно разлагается в течение 3 суток, по мере разложения физического тела.
Оболочки астрального тела Пранамайя коша и Маномайя коша обычно разлагаются на 40-й день после физической смерти. В отдельных случаях, особенно после неожиданной насильственной смерти, Маномайя коша существует несколько лет, иногда и — десятилетий. Она в таких случаях продолжает действовать согласованно с Пранамайя коша, но последняя оболочка постепенно утрачивает свой энергетический потенциал. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что после гибели астрального тела, оно сразу полностью не растворяется в астральной материи, а образует так называемые астральные обломки или «скорлупы», которые крайне медленно, на протяжении десятков и даже сотен лет, разлагаются в астральном космосе. Мсдиумы, пытаясь во время спиритических сеансов контактировать с людьми, давно ушедшими из жизни в физическом мире, часто попадают на эти астральные «скорлупы», которые дают им ответы. Такие «скорлупы» легко распознаются сведущими лицами по стереотипным, часто лишенным смысла ответам.
Интересным свойством астрального тела является его способность целиком выходить за пределы физического тела, сохраняя с ним связь через тонкую энергетическую нить или шнур, который создается за счет Пранамайя коша. В физиологическом состоянии астральный выход нередко происходит спонтанно по время сна со сновидениями. При этом астральное тело витает над физическим на высоте около 0,5 м пли немного выше, соединяясь с ним шнуром. В таких случаях часто снится полет, способность к левитации, а также видится какое-то распростертое тело, напоминающее труп, что после пробуждения часто пугает несведущего индивидуума. На самом деле это образ собственного физического тела спящего, видимый со стороны.
Интересны опыты, связанные с сознательным управляемым астральным выходом.
Оккультисты и более примитивные сельские колдуны использовали для этой цели специальные мази, в состав которых входила белена, дурман и вытяжка из коробочек мака. После растирания всего тела этой мазью человек погружался в особое сноподобное состояние, при котором тело цепенело, теряло чувствительность, и вскоре он ощущал себя уже вне тела, в новой необычной, легкой телесной оболочке, в которой мог летать, куда пожелает.
В начале 20-го века французский психолог Г. Дюрвиль провел серию экспериментов с гипнабельными лицами, находящимися в сомнамбулическом трансе. Такие лица, выполняя приказ исследователя, совершали астральный выход в пределах помещения. Астральный двойник или, «призрак», как называет его Дюрвиль, выполнял определенные доступные ему приказы: колебал штору или по команде шевелил папиросной бумажкой, а также выполнял и другие задания.
Но все же указанные астральные выходы имели свои недостатки: или были небезразличны для здоровья и плохо управляемы или осуществлялись с помощью чужой воли.
В «Раджа-йоге» существует ряд специальных упражнений, в том числе и дыхательных, с помощью которых астральный выход осуществляется естественно и без ущерба для здоровья. При этом важно регулярно заниматься медитацией.
Прежде чем выполнять эти упражнения, необходимо проделывать дыхательное упражнение «Саману» пли «лунное очищение». Это упражнение исполняется точно так же, как указанная в III главе «Анулема вилома пранаяма» в пропорции 16:64:32. Однако если при обычной «Анулсма вилома пранаяма» отсчет ударов пульса ведется повторением слога «ОМ», а медитируют на какой-нибудь чакре, чаще - на Муладхаре, то при исполнении «Саману», придерживаясь все время пропорции 16: 64: 32, вначале, вдыхая левой ноздрей на счет 16 при восходящем дыхании (при этом упражнении все время восходящее дыхание) повторяют слог-семя Муладхара-чакры Лам. Во время кумбхаки (задержки дыхания на вдохе) повторяют Лам на счет 64, медитируя на Муладхара-чакре. Далее выдыхают правой ноздрей, повторяя Лам 32 раза. Далее вдыхают правой ноздрей, повторяя слог-семя Свадхистхана-чакры Вам 16 раз. При этом представлять, что прана движется правым боковым каналом Пингала нади в направлении Муладхара-чакры, где она входит в центральный канал Сашумна и поднимается в Свархистхана-чакру. Во время задержки дыхания на счет 65 медитировать над Свадхистхана-чакрой, повторяя Вам 64 раза. Потом выдохнуть левой ноздрсй, повторяя Вам 32 раза. Дальше нужно вдыхать левой ноздрей, повторяя слог-семя Манипура-чакры Рам н счет 16. При этом энергия идет левым боковым каналом или Ида нади к Муладхара-чакре, через нее входит в канал Сушумна и поднимается к Манипура-чакре через данный канал. Во время кумбхаки следует медитировать над Манипура-чакрой на счет 64, повторяя Рам. Далее выдыхают правой ноздрей, повторяя Рам 32 раза. После этого нужно вдыхать правой ноздрей, повторяя Ям, слог-семяАнахата-чакры, 16 раз. Энергия идет по Пингала-нади в Муладхара-чакру, и через нее по Сушумна поднимается к Днахата-чакре. Во время кумбхаки нужно медитировать над Анахата-чакрой, повторяя Ям 64 раза. И, наконец, выдохнуть Ида нади, повторяя Ям 32 раза. Это есть полный цикл Саману. Данное упражнение можно исполнять 4 раза в день вместо Анулема вилома пранаяма.
После овладения Саману (вместо нее можно исполнять регулярно обычную Анулема вилома пранаяма в соотношении 16:64:32) следует освоить следующие упражнения:
Вначале нужно овладеть нижеуказанными подготовительными упражнениями:
1. Представьте себе, что вы падаете в пропасть. Запомните это ощущение и научитесь вызывать его по произволу.
2. В солнечный день следите за полетом облаков в небе, стараясь ни о чем не думать, и представляйте себе, что вы летите вместе с облаками.
3. Вызывайте в себе ощущение, которое бывает у людей, падающих в обморок.
4. Размышляйте, дыша ритмически, о том, что тело служит жилищем для высшего Я, и что ваше Я, при желании, может выделиться из тела. Достигайте способности чувствовать свою душу, как нечто вполне самостоятельное, отдельное от тела.
5. Лягте, расслабив мышцы, закройте глаза и заткните уши Представьте себе, что вы встали с постели и ходите по комнате. Нужно как можно ярче представить себе все детали комнаты и свое лежащее физическое тело. Затем снова мысленно вернитесь в тело. Длительность упражнения - 30 минут.
6 Лягте, расслабив мышцы; закройте глаза и заткните уши. Попытайтесь мысленно отправиться на улицу, в знакомый дом и т. д. Длительность упражнения - 30 минут.
7. Научитесь быстро, по желанию, вызывать в себе одновременно ощущение падения в бездну и головокружения, соединяя эти ощущения с мысленными прогулками по комнате, дому и на улице.
При исполнении всех этих упражнений необходимо видеть внутренним взором свое тело лежащим на постели и представлять себе, что оно - не ваше Я.
Далее следует переходить к следующим главным упражнениям:
1. Лечь, расслабив мышцы, закрыть глаза и уши; сосредоточить все свое внимание на своем Я, полностью забыв на время о теле. Затем мгновенно напрячь все мышцы своего тела и продержать их напряженными 3—4 секунды, желая одновременно выделить свой астрал, и мгновенно полностью расслабить их. В момент полного расслабления мыши, следует вызвать у себя ощущение падения в бездну, и при этом, если вы хорошо освоили предыдущие опыты, ваше астральное тело выделится.
2. Уметь выделить свой астрал еще далеко недостаточно: необходимо научиться действовать в нем.
Заставьте свое астральное тело бродить по комнате, а затем по дому. Избегайте по пути острых предметов и металических поверхностей, а также открытых проводов електропередач. Будьте все время настороже. Не позволяйте на первых порах кому-либо пересекать путь, пройденный вашим астралом, чтобы не нарушалась энергетическая связь с вашим телом. При наличии такой угрозы лучше всего спасайтесь бегством к своему телу. Длительность упражнения 20—30 минут. Более продолжительные упражнения могут изнурить организм.
3. Попробуйте во время астральной прогулки выполнить какое-нибудь действие; например, перед опытом в соседней комнате разверните наугад, не глядя, книгу, а во время опыта заметте страницу или же прочтите и запомните несколько строк, а затем проверьте. Или же попробуйте унести во время опыта из соседней комнаты какой-нибудь очень легкий предмет: например, небольшой кусочек ваты.
4. Совершая прогулку к кому-нибудь из знакомых, постарайтесь дотронуться до него и заставить почувствовать ваше присутствие.
Разнообразьте опыты по вашему усмотрению. Главное правило заключается в том, чтобы усиленно думать о том месте, куда вы хотите отправить свое астральное тело. Основное условие успеха — воля и сосредоточенность.
Глава V
МЕТОДЫ ЗАРЯДКИ ЭНЕРГИЕЙ
Прежде чем применять биоэнергию с определенной целью, необходимо научиться заряжаться праной.
Хотя лица с тренированной волей могут получать космическую прану непосредственно медулярной чакрой, медитируя над нею, эта методика требует длительной медитациопиой практики и высокого духовного уровня.
Общедоступные методики построены на медитации на Манипура-чакре и зарядке ее праной. Это объясняется тем, что космическая и биологическая праны очень близки по уровню вибраций, цвету и форме.
Вначале, перед сеансом зарядки, нужно сесть в медитационной позе, успокоить разум, снять с себя любое мышечное напряжение, настроить себя в унисон с Космическим Сознанием. Нужно представить, что ваше я едино скосмическим Я, и весь океан космической энергии в вашем распоряжении.
Хорошо перед сеансом зарядки произнести молитву, прося Творца об успешном результате сеанса зарядки. Для христиан хорошо подходит молитва «Отче наш», для приверженцев индуизма — «Гаятри мантра», для сторонников северного буддизма хорошо несколько раз повторить мантру «Ом мани падме хум».
Мы приводим ниже несколько техник зарядки праной.
Согласно рекомендациям Рамачараки, эффективна древние приемы зарядки праной, применяемые в Хатха-йоге.
Для зарядки праной Манипура-чакры выполняется следующее упражнение:
Сядьте в медитационной позе. Дышите восходящим глубоким с дыханием с преобладанием Пингала нади (правой ноздри) или же с одинаковой силой дыхания в обеих ноздрях. Нужно представить, что кроме кислорода в воздухе, выдыхаемом легкими, имеется прана. Визуализировать ее следует в рубиновом или в белом цвете. Во время вдоха представлять, что прана идет в легкие, а из них сразу же переходит в Манипура-чакру. Во время выдоха нужно представлять, что прана усваивается Манипура-чакрой и откладывается там, подобно тому, как откладывается электроэнергия в аккумуляторе. В дальнейшем эта прана используется для нужд организма, превращаясь в 5 видов энергии.
Выплняя вышеописанное упражнение, нужно также представлять, что вы, как насос, перекачиваете энергию из бесконечного космического резервуара в свою Манипура-чакру. Во время одного занятия нужно сделать около 15—20 вдохов и выдохов.
Для зарядки праной, сопровождаемой очищением надис, наполняем энергией основн Попробуйте во время астральной прогулки выполнить какое-нибудь ых чакр, всех частей организма и органов рекомендуется главное психическое дыхание. Его исполняют следующим образом:
Необходимо лечь на спину и полностью расслабиться. Нужно представлять, что во время дыхания воздух входит в определенную часть тела, кость, орган, а при выдыхании выходит из него, оставляя там энергию и оздоравливая его. Вначале представляют, что воздух проходит через кости, начиная с головы и кончая пальцами ног или наоборот. При этом «костями» каждой части тела «дышат» 5-10 вдохов и выдохов, а потом переходят к костям следующей части тела. «Благословен тот, кто умеет дышать костями», - говорит древняя индийская пословица. После окончания «дыхания костями» продолжают дышать всеми внутренними органами последовательно. Потом «дышат» всеми чакрами поочередно, начиная с Муладхара-чакры.
Это оченьсильное энергезирующее, оздоравливающее и омомлаживающее упражнение. Оно требует выполнения 1 -2 часа. Его желательно исполнять 1 раз в 2—4 недели.
М. Волин и Н. Филен рекомендуют проводить зарядку тела, последовательно заряжая чакры, от которых энергия в дальнейшем спонтанно переходит в органы и ткани, а также в соответствующие чакрам оболочки человека.
Необходимо сесть в медитационной позе (упражнение также можно выполнять стоя. При этом лучше повернуться лицом в направлении солнца; в ночное время поворачи ваются на Восток или на Север). Необходимо ладони разместить параллельно напротив заряжаемой чакры. Проксимальная часть ладоней расположена ближе к туловищу и чакре, а пальцы направлены в противоположную сторону, от туловища. Ученик должен представлять, что во время вдоха энергия (прана) входит через кончики пальцев и ладони, далее поднимается вверх и через туловище поступаст в чакру. На зарядку одной чакры требуется 7—10 вдохов и выдохов. Потом переходят к следующей чакре. Дыхание должно быть восходящее глубокое восходящее.
Можно эффективно заряжаться энергией от земли, воды, минералов, от огня, солнца, от различных деревьев.
Земля дает энергию, частота вибрации которой благоприятна для зарядки Муладхара-чакры. Если летом земля теплая, нужно сесть на землю голыми ягодицами, упираясь в нее крестцом, и, ритмично дыша, медитировать над Муладхара-чакрой. Следует представлять, что во время вдоха энергия из земли через крестец входит в Муладхара-чакру, где она накопляется.
Зарядку водой лучше всего применять для наполнения энергией Свадхистхана-чакры. Нужно погрузиться в теплую воду, лучше соленоватую, расслабиться, представить, что во время вдоха из воды в Свадхистхана-чакру переходит энергия, которая во время выдоха усваивается чакрой
Зарядка землей и водой укрепляет физическое тело и здоровье. Зарядка Муладхара-чакры землей благоприятствует излечению болезней крестца, геморроя, а при зарядке водой Свадхистхана-чакры улучшается течение цистита, простатита, заболеваний матки и придатков, легкх форм сахарного диабета.
При зарядке огнем или, еще лучше, солнечным светом нужно повернуться лицом к огню или к солнцу, обе кисти основанием держать параллельно около пупка, пальцами направить в сторону огня или в направлении солнца. Можно сидеть в медитационной позе или стоять. При вдохе следует представлять, что прана от огня или солнца идет в ладони, через них по рукам и туловищу – в Манипура-чакру. При выдохе нужно представлять, что энергия закрепляется в Манипура-чакре. На упражнение требуется около 10-15 вдохов и выдохов. Зарядка огнем или солнечными лучами очень усиливает энергетическую оболочку Пранамайя коша. Так как Манипура-чакра управляет деяльностью всех органов пищеварения (включая печень и поджелудочную железу), зарядка этой чакры и ее хороший энергетический уровень способствует излечению болезней данных органов.
Зарядку ветром лучше всего проводить при умеренном, до 2-3 м/с ветре, при этом температура воздуха должна быть не ниже 18—20°С. Упражнение можно проводить стоя или в медитационной позе, повернувшись лицом к ветру. Нужно медитировать над тем, что энергия движущегося воздуха промикает в Анахата-чакру, особенно - в ее центральную часть. Такая зарядка усиливает Маномайя кошу или умственную оболочку.
Она ускоряет излечение неврозов, депрессий, улучшает сосояние сердечно-сосудистой системы. Зарядка у здоровых лиц требует 5—7 вдохов и выдохов, а при наличии вышеуказанной паталогии – 15-20.
Можно делать зарядку Вишуддха-чакры электромагнитной энергией, исходящей из космоса. Следует медитировать над вишуддха-чакрой, представлять, что она поглощает электоромагнитные излучения звезд, галактик и других объектов вселенной. Это упражнение укрепляет данную чакру, усиливает Виджнанамайя коша или оболочку знания. Глубокая медитация над природой лучей в процессе усвоения их чакрой позволяет постигнуть тайны космоса. Укрепление Вишуддха-чакры способствует излечению болезней горла и голосового аппарата.
Прежде чем рекомендовать зарядку от деревьев, советуем запомнить следующее:
1. Все деревья имеют энергетическую ауру, выступающую за пределы кроны на 0,5 ее диаметра. По плотности и уровню вибраций у таких деревьев как дуб, вяз, ясень, сосна, берест, греческий орех, граб она напоминает человеческую Пранамайя коша, но все же с несколько смягенным, более утонченным спектром, сдвинутым в сторону вибраций Маномайя коша, что наряду с энергетизующим эффектом обуславливает также успокаивающий, седативный эффект. Такие деревья называются положительно заряженными, и около них хорошо отдыхать и восстанавлнвать силы.
2. Такие деревья как осина, липа, бореза, тополь имеют энергетическую ауру, по уровню вибрацпп близкую к Маномайя коша, а вибрации частоты Пранамайя коша они ассимилируют из окружающем среды. У них еще больше выражен седативный эффект, а ценным свойством является то что они у невротизированных, импульсивных лиц мягко поглощают патологические, деструктивные энергетические потенциалы Пранамайя и Маномайя коша, заменяя их своими мягкими, успокаивающими вибрациями.
Техника зарядкн энергией от положительно заряженных деревьев напоминает технику зарядки праной Рамачараки или М. Волина и Н. Филен. Но при этом также нужно вчувствоваться в энергетическое и биологическое состояние дерева, постараться как бы слиться с ним.
Отрицательно заряженные деревья больше подходят для снятия эмоционально-стрессовых перегрузок, смягчения последствий тяжелых пснхотравм, облегчения протекания легких и средних форм депрессий. При этом, для достижения эффекта, необходимо медитировать над аурой выбранного дерева и представлять, что мягкая энергия дерева пропитывает энергетическую и умственную оболочки, убирая все паталогические избыточные вибрации.
Глава VI
ОПТИМАЛЬНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
Есть универсальный непреложный закон вселенной, который называется Кармой. Это - воздаяние человеку за любые поступки и мысли, имевшие когда-либо место у него. Тот, кто знает его, избирает такой способ жизни и характер поведения, благодаря которым продвигается по пути духовного, морального совершенства; и только благодаря правильному образу жизни, поведению, исполнению моральных норм и обетов человек приближается к моменту пробуждения у него космического сознания, и все энергии вселенной оказываются в его распоряжении. Но это также и громадная-ответственность.
Что же требуется человеку, чтобы идти высшим путем?
«Бестрашие, духовная чистота, стойкость в познании и единство с высшим, щедрость, самообладание, самопожертвование…, прилежание, подвижничество, прямота, невреждение всему живому, праведность, безгневность, отрешенность, умиротворенность, отсутствие коварства, сострадание к ближним, отсутствие алчности, мягкость, скромность, постоянство, бодрость, терпеливость, стойкость в невзгодах, чистота, незлобивость, отсутствие самомнения – участь рожденных для высшей жизни».
(Бхагават Гита, XIV, 1—3).
Все эти высочайшие мральные принципы одни и те же во всех религиях мира. В христиастве – это 10 заповедей, из котрых главнейшие:
- Возлюби Бога твоего всею душою и всем сердцем (эта любовь прбуждает космическое сознание).
- Возлюби ближнего как самого себя.
Также важно соблюдать и остальные заповеди, особенно «не убий», «не кради», «не прелюбодействуй», «не лжесвидетельствуй».
Очень важно правильно питаться. Требования к питанию следующие: пища должна быть питательной и энергизирующей, чистой, вкусной, малотоксичной. Таким требованиям в основном отвечает растительная пища: злаки, зелень, фрукты, ягоды, орехи, онощи, бобовые. Лучше, по возможности, придерживаться принципа раздельного питания, т. е. не смешивать в один прием пищи много различных продуктов. Из животных продуктов рекомендуется мед, молочные продукты. Коровье масло лучше употреблять топленым, так как оно в таком случае лучше усваивается организмом. Ценный животный продукт яйца.
Мясных и рыбных продуктов, как бедных праной, перегружающих токсинами печень, лучше избегать.
Йогананда рекомендует европейцам, учитывая их образ жизни и характер продуктов питания, употреблять мясо и рыбу изредка, 1 раз в 10—15 дней в незначительном количестве для восполнения сбалансированных незаменимых аминокислот.
В Агни-йоге рекомендации аналогичные, но для уничтожения информации о смерти убитых животных махатмы Шамалы рекомендуют изредка употреблять только копченые мясные продукты.
Очень полезно регулярно поститься, употребляя лишь одну дистиллированную воду (например, 1 раз в неделю, а в квартал - один 3-дневный пост).
Следует обратить внимание на питание во время Садханы.
Садхана — это период интенсивной медитационной практики в течение продолжительного времени. Научиться правильно медитировать очень нелегко, но крайне важно; для этого требуется ежедневно 2—3 часа занятий, а если Садхана полноценная — все свободное время посвящается медитации. Для Садханы нужно 3-6 месяцев. Ее следует начинать в день, когда продолжительность пребывания солнца на небе начала увеличиваться или уменьшаться, т. с. 23 декабря или 23 июня, или же в дни весеннего или осеннего равноденствия.
Во время Садханы рекомендуется питательная, энергезирующая, легко усвояемая пища, требующая минимальной нагрузки пищеварительного аппарата. Обычная диета садхаков - молоко, леденцы и фисташки, мед, фруктовые и овощные соки, немного лепешек, фрукты, овощи, которые созревают под воздействием солнечных лучей (т. е. не корнеплоды).
После окончания Садханы ученик постепенно переходит к обычному питанию.
Только тот экстрасенс может помочь другому человеку, у которого отличное здоровье. Поэтому для укрепления здороья необходимо регулярно заниматься спортом, например: аэробикой, гимнастикой Хатха-йоги, бегом и т. д.
Глава VII
МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ
Важно освоить лечебно-оздоровительные аспекты биоэнергетики, т. с. принципы и методы биоэнергетической диагностики и лечения.
Из методов диагностики выделяют диагностику контактпым и бесконтактным методом с помощью рук, медитационпую визуализационную диагностику, диагностику «по фантому», биолокационные методы диагностики.
Прежде чем проводить диагностику с помощью рук, необходимо потренироваться с целью повышения их чувствительности к состоянию тканей и ощущения оболочек человека. Важно также развить биоэнергетическую связь между руками и прочувствовать ее. Хорошо перед началом диагностики проделывать следующее упражнение: представлять между близко расположенными кистями упругий воздух или как бы упругий шар. В дальнейшем представлять, разводя кисти, что шар увеличивается, сохраняя упругость, до 20-30 см в диаметре.
Хотя и контактным и бесконтактным методами диагнагностики можно диагностировать состояние энергетической оболочки в месте нахождения органа, очертания которой она повторяет (отчего оболочки также называют «телами»), как самостоятельный, контактный метод лучше применять при паталогии поверхностных тканей, таких как кожи, подкожной клетчатки и особенно мышц. Метод удобен для быстрого исследования паравертебральных отделов позвоночника. При этом указательные пальцы обей рук справа и слева от центра позвоночника без нажима быстро скользят сверху вниз. Над местом паталогии пальцы останавливаются сами. Ощущения, возникающие в пальцах, могут быть: тепло, холод, плотность, покалывание, чувство «бегания мурашек».
Бесконтактные методы диагностики имеют ту особенность, что руа диагноста не соприкасается с кожей больного. Ближе всего к телу больного расположена рука при исследовании эфирного двойника. Необходимо навсегда запомнить следующее правило: диагностировать, лечить с использованием определенной оболочки человека лучше всего, когда процедуру начинаешь на границе оболочки, т.е. вначале необходимо корректно определить ее границу, а далее держать ладони на поверхности данной оболочки.
Эфирная оболочка человека отступает от кожи на 0,5 1 см. Это фон энергетического излучения в процессе жизнедеятельности в основном скелета человека. Поэтому диагностика с использованием данной оболочки больше применима при заболеваниях костей: при остеомиелитах, опухолевых процессах, нарушениях содержания количества кальция в костях, миеломной болезни и пр.
При этом в руке могут быть ощущения: холод, тепло, покалывания, исчезновение в определенном месте ощущений (напимер, при растворении костной ткани).
Самая важная оболочка для диагностики заболеваний всех внутренних органов, паталогии суставов, заболеваний нервной системы (неврологические расстройства и болезни головного и спинного мозга) -Пранамайя коша, первая оболочка астрального тела.
Щастры утверждают: «Все болезни начинаются в астральном теле». Это означает то, что каждый орган имеет свой лептонный каркас, наполненный праной с преобладанием одной-двух разновидностей пяти видов праны. Причины уменьшения или патологического увеличения энергии в органе разнообразные, но чаще следующие:
1. Нарушения функции органа из-за влияния одного или нескольких из 5 внешних или внутренних болезнетворных факторов, а именно: избыточного холода, жара или тепла, влажности (включая эндогенную слизь и секрецию), сухости и повреждающего действия верта.
Например, человек, пребывая на холодном ветру, сильно охладил грудную клетку; при этом резко уменьшилась толщина энергетической оболочки на месте проекции легких и даже за пределами их проекции в районе их расположения. Спустя несколько часов у человека развивается пневмония со всеми ее клиническими проявлениями.
2. Постепенно наростающие функциональные нарушения к работе органа; с определенного момента количество переходит в качество, орган перестает полноценно выполнять свою работу из-за функциональных перегрузок ткани органа и ее истощения. Вследствие этого снижается общая, энергетика органа, что, в свою очередь, еще больше истощает его.
3. Общие, системные заболевания с интоксикацией организма и снижением общей энергетики. При этом в первую очередь страдает слабое звено - и определенный орган нарушает свою работу.
4. Нервно-психические расстройства и заболевания начинаются с изменений Маномайя коша, второй оболочки астрального тела. Умственная оболочка очень интимно связана и взаимодействуетс энергетической оболочкой и влияет на ее состояние. Например, человек перенес сильную пспхотравму. У него в организме слабое звено - сер