Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Основные проблемы философии техники

Содержание

· Введение…….……………………………………………………3

· 1.1. Соотношение философии науки и философии техники…….

· 1.2. Основные проблемы философии техники…………………..

· 2. Философия техники в XX веке……………………………

· 3. Развитие философии техники в России…………………..

· 4. Философы техники………………………………………….

· 5. Примечания………………………………………………….

· 6. Литература………………………………………………….

 

 

Введение

Филосо́фия те́хники

— исследование первопричин техники. Основоположником этого раздела философии является Эрнст Капп(Эрнст Капп (15 октября 1808, Людвигсштадт — 30 января 1896, Дюссельдорф, Германская империя) — немецкий философ и географ, основоположник философии техники. Основной трактат: нем. Grundlinien einer Philosophie der Technik (1877). Брат Александра и Фридриха Каппов.

Родился в семье государственного служащего. Потеряв обоих родителей в возрасте шести лет из-за эпидемии тифа, был взят на воспитание местным священником, от которого сбежал по причине плохого обращения. Некоторое время жил компаньоном в богатой семье, помогая учиться ребёнку-сверстнику. В 1818 году был принят в гимназию в Вюрцбурге, директором которой был назначен его старший брат Фридрих; в 1820 г. гимназия была закрыта, а Фридрих Капп получил назначение директором гимназии в Хамме, и Эрнст последовал за ним. В 1825—1828 гг. учился на филологическом факультете Боннского университета, где он стал левым гегельянцем. Затем вернулся в Хамм и в 1828—1830 гг. преподавал в гимназии, возглавляемой братом, затем в 1830—1849гг. старший учитель в гимназии Миндена. Узнав, что его лево-либеральные высказывания могут обернуться для него увольнением, уехал в Техас, где много занимался исследованиями географии региона. После Гражданской войны вернулся в Германию с визитом, однако здоровье его пошатнулось, и врачи рекомендовали Каппу не предпринимать длительное обратное путешествие. Капп вернулся к академическим занятиям.

Основная идея философии техники по Каппу: орудия суть проекция человеческих органов (нем. Organprojektion). Например, железные дороги — это проекция кровообращения, а телеграф — нервной системы), написавший «Основные направления философии техники. К истории возникновения культуры с новой точки зрения» (1877). В 1898 году свои работы, посвященные философии техники, издают немецкий философ Фред Бон (одна из глав книги «О долге и добре») и российский инженер Петр Энгельмейер (брошюра «Технический итог ХIХ века»). Предметом систематического изучения данная наука стала только в XX веке. Различные аспекты философии техники рассматриваются в марксизме, трансгуманизме и ряде других направлений.

Соотношение философии науки и философии техники

Существует несколько соотношений философии науки и философии техники:

· техника — это сама по себе прикладная наука и одна из частей глобального восприятия науки;

· развитие науки обусловлено развитием технических аппаратов и инструментов;

· процессы развития и техники и науки могут рассматриваться как автономные друг от друга и они в то же время координируют друг друга;

· техника науки развивается намного быстрее техники повседневной жизни;

· философия науки имеет сходные задачи по отношению к науке, что и философия техники к технике.

Основные проблемы философии техники

· Различение искусственного и естественного (см. Искусственный интеллект)

· Оценка техники

Философия техники в XX веке

В XX веке философия техники оказалась под пристальным взглядом многих ученых. В 30-е годы она обсуждалась ведущими представителями "Союза немецких инженеров", такими как Ф. Дессауэр (основоположник религиозного направления в философии техники[3]), К. Тухель и другими специалистами. Интенсивное развитие началось в эпоху «компьютерной революции» (70-е годы).

Развитие философии техники в России

Основы философии техники в России заложил в 1898 году Петр Энгельмейер, автор брошюры «Технический итог ХIХ века» (издана в 1898 году) и работ «Теория творчества» (опубликована в 1910 году), «Философия техники» (опубликована в 1913 году), основоположник одного из направлений в философии техники — техницизм[4], который он определяет как «учение о техническом существе, то есть о человеке, — учение показывающее, что необходимо и достаточно для того, чтобы человек стал таким».[5]

В настоящее время над проблемами философии техники трудятся такие известные российские ученые:

· д.ф.н., проф. В. Г. Горохов — в данное время работает в МГУ на кафедре Истории и теории мировой культуры Философского факультета[6];

· д.ф.н., проф. В. М. Розин — ведущий научный сотрудник Института философии РАН, руководитель исследовательской группы философии техники[7];

· д.ф.н., проф. В. Ф. Шаповалов — преподаёт в МГУ на кафедре Философии языка и коммуникации Философского факультета[8];

· д.ф.н., проф. Е. А. Шаповалов — преподаёт в СПбГУ на Философском факультете[9];

· д.т.н., проф. Б. И. Кудрин — создатель научной школы по направлениям «Электрика» и «Философия технетики»[10]

· и многие другие.

Философы техники

· Энгельмейер, Петр Климентьевич (1855—1939) — техника как единственный инструмент социального прогресса.[4]

· Эспинас, Альфред (1844—1922) — отстаивал идею сакрального происхождения техники[11].

· Чиммер, Эберхард (1873—1940) — техника как инструмент освобождения.

· Дессауэр, Фридрих (1881—1963) — техника выступает как инструмент продолжения человеком божьего творчества.

· Мамфорд, Льюис (1895—1990) — историк техники.

· Ортега-и-Гассет, Хосе (1883—1955) — техника как средство освобождения человека.

· Симондон, Жильбер (1924-1989) — разрабатывал «общую феноменологию машин».

· Хайдеггер, Мартин (1889—1976) — техника как способ самораскрытия бытия.

· Эллюль, Жак (1912—1994) — определение техники как «тотальности методов, рационально направленных на эффективность».

· Ясперс, Карл Теодор (1883—1969) — техника есть средство формирования и облегчения человеческого бытия.

Основные идеи

В основе техники лежит органопроекция, то есть техника создается по образцу живого организма. Создание техники не есть создание нового, но раскрытие естественных возможностей организма.

· Техника — это путь к новым горизонтам бытия.

Различают следующие этапы развития технических знаний:

· донаучный (до второй половины XVIII века) —- знания добываются эмпирическим путём и не подразумевают использование научных знаний;

· зарождение технических наук (со второй половины XVIII века до 70-х годов XIX века) —- начинают использоваться естественные научные знания и появляются первые технические науки.

· классический (до середины XX века) — характеризуется формированием ряда технических теорий, которые образовали фундамент для дальнейшего развития[2].

· современный (с середины XX века) — технические науки начинают интегрироваться не только с естественными, но и с общественными, зарождаются комплексные исследования, технические науки все больше дифференцируются от естественных и общественных наук.

 

Примечания

1. Философский портал

2. Горохов В. Г. Философия и история науки (учебное пособие для аспирантов ОИЯИ) ч.2, с. 16. Учебно-научный центр объединённого института ядерных исследований. Проверено 21 ноября 2012. Архивировано из первоисточника 24 ноября 2012.

3. Барышев, Каширин, Пфаненштиль, 2007, с. 61.

4. ↑ Перейти к: 12 Барышев, Каширин, Пфаненштиль, 2007, В контексте рассматриваемого вопроса несомненный интерес представляют сохраняющие свою актуальность взгляды на технический феномен основоположника одного из направлений философии техники (техницизм) П. К. Энгельмейера. Характерная особенность этой традиции в философии техники заключается в наделении техники абсолютной самостоятельностью по отношению к социальным факторам, в стремлении представить её в качестве единственного ведущего фактора социального прогресса. «Техника, — писал П. К. Энгельмейер, — покорила нам пространство и время, материю и силу, и сама служит той силой, которая неудержимо гонит вперёд колесо прогресса.», с. 55.

5. Барышев, Каширин, Пфаненштиль, 2007, с. 77.

6. Философия и история техники

7. Розин В. Бог и законы природы. Как в творчестве Павла Флоренского соединились научное и религиозное мировоззрение.

8. Шаповалов Виктор Фёдорович

9. Шаповалов, Евгений Андреевич

10. Сайт профессора Кудрина

11. Эспинас, Альфред-Виктор // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Литература

· Абачиев С. К. Техника машинная и безмашинная: сущность, история, перспективы // Электронное научное издание "Науковедение". — М.: ИГУПИТ, 2012. — Вып. 3.

· Барышев М. А. Предмет философии техники / автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук: специальность 09.00.08 <Философия науки и техники>. — Красноярск: Сиб. гос. аэрокосм. ун-т им. акад. М. Ф. Решетнёва, 2006. — 22 с.

· Барышев М. А., Каширин В. П., Пфаненштиль И. А. Философия техники: учеб. пособие. — Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, Политехнический ин-т, 2007. — 156 с. — 250 экз.

· Горохов В. Г. Эрнст Капп, П. К. Энгельмейер и П.Флоренский — принцип «органопроекции» и «антропологический критерий» как основоположения философии техники // Глобальные проблемы устойчивого развития и современная цивилизация: Материалы Междунар. конф. — М., 2008.

· Каширин В. П. Философские вопросы технологии: (Социол., методол. и техновед. аспекты) / Под ред. В. А. Дмитриенко; Том. политехн. ин-т им. С. М. Кирова, Филос. о-во СССР. — Томск: Изд-во Том. ун-та, 1988. — 285 с.

· Копцева Н. П. Введение в философию техники. М. Хайдеггер "Вопрос о технике" // Философия техники. Методические указания к работе с первоисточниками для студентов всех специальностей всех форм обучения. — Красноярск: Издательство Красноярской государственной технологической академии, 1994.

· Корнилов И. «Философия техники» П. К. Энгельмейера // Высшее образование в России. — 1996. — № 4. — С. 104-111.

· Павленко А. Н. Мартин Хайдеггер: Сущность современной техники // Социально-гуманитарное и политологическое образование. — 24.11.2003.

· Павленко А. Н. Возможность техники: взгляд из Лавры и голос из Марбурга // Историко-философский ежегодник-2002. — М.: ИФ РАН. — С. 386–408.

· Приставакин И. Н. Философия техники. — Астрахань: Издательство АГТУ, 2013.

· Стёпин В. С., Горохов В. Г., Розов М. А. Философия науки и техники. — М., 1995.

· Философия техники в ФРГ. — М., 1989.

· Философия техники, история и современность. — М., 1997.

 

 

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
семейство оперативной памяти | Другие навигаторы и навигационные системы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 351 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Не будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаются великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Никола Тесла
==> читать все изречения...

2601 - | 2278 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.