Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Дня рождения французского комедиографа, создателя классической комедии




PERSONA NOTA: ЖAН - БАТИСТ МОЛЬЕР

Вечер - портрет в библиотеке «Фолиант» к 15 января 2017 года - 385-летию со

дня рождения французского комедиографа, создателя классической комедии

 

Жан-Батист Поклен (1622-1673), 385-летие которого отмечается 15 января 2017 года, известен нам больше под своим театральным псевдонимом - Мольер. Актер по профессии, этот человек стал одной из самых загадочных и эксцентричных личностей XVII века во Франции, а его афоризмы давно превратились в крылатые выражения. Например:

 

-Умрем лишь раз, но это уж надолго.

-Кто хоть раз в жизни не терял рассудка!?

-Самое невинное занятие люди могут сделать преступлением.

-Кто не знал любви, тот все равно, что не жил.

-Лицемерие - модный порок, а все модные пороки сходят за добродетели

-Нет ничего настолько дерзкого и смешного, чего нельзя было бы проглотить, приправив похвалами.

-Слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает.

-От книжной мудрости глупец тупее вдвое.

-Кто время выиграл - все выиграл в итоге.

Мольер почему-то приложил все усилия все для того, чтобы о его личности осталось крайне мало сведений. Большинство своих работ он уничтожал. Для нас оказались навеки потерянными свыше 50 его пьес…

Сегодня о жизни и творчестве писателя-драматурга бытует много легенд. Что в них правда, а что вымысел? Большинство исследователей биографии Мольера до сих пор не могут прийти к однозначному решению, каким человеком он был в жизни. Так же, как и в случае с Шекспиром, литературоведы полагаются на переданные из уст в уста рассказы и легенды, на первоисточники и уже на их основе пытаются с помощью психологических методов определить его характер.

Однако, по воспоминаниям современников, Мольер был весьма почитаемым человеком во Франции. К его мнению прислушивалось большинство придворных и даже несколько особ из царской семьи. Писатель был крайне свободолюбив, писал произведения о свободе личности и нравственных ценностях, правда, ни в одном из них о свободе не говорится в прямом контексте, ведь такой шаг в то время мог быть расценен как призыв к бунту и гражданской войне.

Известно, что в 1662 году Мольер венчался с юной актрисой своей труппы

Армандой Бежар, младшей сестрой Мадлен Бежар, другой актрисы его труппы. Однако это сразу вызвало целый ряд пересудов и обвинений в кровосмешении, так как существовало предположение, что Арманда была дочерью Мадлен и Мольера и родилась в годы их скитаний по провинции. Так ли это было на самом деле, и что сделал король, чтобы прекратить подобные пересуды?

В 1808 году в парижском театре «Одеон» был сыгран фарс Александра Дюваля

«Обои», предположительно обработка мольеровского фарса «Казакин». Считается, что Дюваль уничтожил мольеровский оригинал или копию, чтобы скрыть явные следы заимствования, а имена персонажей изменил, только их характеры и поведение подозрительно напоминали мольеровских героев. Драматург Гийо де Сэ попытался реставрировать первоисточник и в 1911 году на сцене театра «Фоли-Драматик» представил этот фарс, вернув ему оригинальное название.

7 ноября 1919 году в театральном журнале «Комедия» была опубликована статья Пьера Луиса «Мольер - творение Корнеля». Сравнивая пьесы Мольера и Пьера Корнеля, он делает вывод, что Мольер лишь подписывал текст, сочинённый Корнелем. Несмотря на то, что Пьер Луис сам был мистификатором, идея, известная сегодня, как «Дело Мольера-Корнеля», получила большое распространение, в том числе в таких трудах, как «Корнель под маской Мольера» Анри Пулая (1957), «Мольер, или Воображаемый автор» адвокатов Ипполита Вутера и Кристины ле Виль де Гойе (1990), «Дело Мольера: великий литературный обман» Дени Буасье (2004) и др. Стоит ли им верить?

Давайте вместе с читателями библиотеки «Фолиант», активистами ее Литературного клуба «Прикосновение», в преддверии 385-летия со дня рождения Мольерапопробуем чуть ближе прикоснуться к биографии французского комедиографа, посмотрим документальный фильм о нем, попробуем ответить на эти вопросы.

Итак.

 

В школе при дворе короля

 

Родился Жан-Батист в 1622 году в аристократической семье, принадлежавшей к очень древнему буржуазному роду драпировщиков. В то время такой род занятий считался достаточно прибыльным и уважаемым. Отец будущего комедиографа являлся почетным советчиком короля и создателем специализированной школы для придворных детей, которую впоследствии и стал посещать Мольер.

В этом учебном заведении Жан-Батист усердно изучал латынь. Древний язык помогал ему с легкостью понимать работы знаменитых римских авторов. Именно Мольер перевел на родной французский язык поэму «О природе вещей» древнеримского философа Лукреция. К сожалению, рукопись с переводом вскоре исчезла, вероятнее всего, она сгорела во время пожара в мастерской Мольера.

По воле своего отца Жан-Батист получил престижную на то время ученую степень лиценциата правоведения.

 

Провинциальные гастроли

 

В молодости Мольер был ярым поклонником и представителем эпикуреизма - популярного тогда философского движения. Благодаря такому интересу он завел полезные знакомства среди обеспеченных и влиятельных людей.

Карьера юриста для Мольера была не столь важна, точно так же, как и отцовское ремесло. Он хотел достичь мировых высот в театральном искусстве, выбрал псевдоним, и постепенно этим именем его стали называть не только в рамках театральной деятельности, но и в повседневной жизни.

Встреча с очень известными тогда французскими комедиантами Бежарами перевернула жизнь Жана-Батиста с ног на голову, и впоследствии он стал руководить театром. На тот момент ему был всего лишь 21 год. В состав труппы входили десять начинающих актеров, и перед Мольером стояла задача - улучшить дела театра и вывести его на более профессиональный уровень.

К сожалению, театр Мольера вскоре был закрыт - другие французские театры оказались более конкурентоспособными. После этой первой жизненной неудачи Жан Батист с бродячей труппой актеров стал ездить по провинциальным городкам в надежде получить признание хотя бы там. Кроме того, нужны были деньги для дальнейшего развития и постройки собственного здания для выступлений.

В провинции Мольер работал около 14 лет. Бесконечные переезды давались труппе тяжело, потому что все это время во Франции шла гражданская война. Но именно в период гастролей Жан-Батист сочинил большое количество собственных пьес и театральных сценариев, хотя из работ того периода мало что сохранились. До нашего времени дошли только несколько: «Ревность Барбулье» (этой пьесой сам Мольер очень гордился), «Летающий лекарь», «Доктор-педант», «Три доктора», «Притворный увалень» и «Горжибюс в мешке».

 

Неравный брак

 

В 1622 году Мольер женился на своей возлюбленной Аманде Бежар. Она была родной сестрой той самой комедиантки Мадлены, с которой встретился Жан-Батист в начале карьеры и благодаря мужу которой стал руководить театром из десяти человек. Разница в возрасте между Жаном-Батистом и Амандой составляла ровно 20 лет. На момент женитьбы ему было 40 лет, а ей - 20. Свадьба была скромной, широкой огласке не предавалась, на торжество были приглашены только самые близкие друзья и родные люди.

Родители невесты выбор дочери не одобряли и всячески пытались заставить ее расторгнуть помолвку. Однако девушка не поддалась на уговоры родных, и вскоре после свадьбы прекратила общение с матерью и отцом.

На протяжении супружеской жизни Аманда родила мужу троих детей, крестным первого ребенка стал сам король. Но счастья и лада в семье не было - сказывалась разница в возрасте и разные интересы. Мольер практически не общался со своей семьей, предпочитая путешествовать по миру без их сопровождения. Пьесы Мольера в этот период жизни отражали, в основном, истории, приближенные к его собственным семейным ситуациям.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 411 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2308 - | 2101 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.