Е.С. Гришина
Дальневосточный федеральный университет
Т.Б. Котлова
Ивановский государственный энергетический университет
УДК 37.02
О СОДЕРЖАНИИ ПОНЯТИЯ «ОБРАЗОВАННОСТЬ»:
ФИЛОСОФСКО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Е.С. Гришина, Т.Б. Котлова. О содержании понятия «образованность»…
В мировом масштабе постепенно уходит в прошлое проблема лик-
видации массовой безграмотности, население осваивает школьные и ву-
зовские программы, каждый всерьез желает назвать себя «человеком обра-
зованным». Возможность реализации этой претензии постоянно
ускользает во времени, так как именно время меняет саму формулу образо-
ванности, овладение которой и позволяет смело шагнуть в будущее. «Про-
екты будущего невозможно обсуждать вне контекста образовательных
проблем. Стратегии динамического развития России напрямую определя-
ются перспективами развития российской системы образования, которая
развивается сегодня в критическом режиме» [6, с. 8].
Общепризнано, что настоящее не перейдет в успешное будущее без
преемственной связи с прошлым. В данной статье мы и хотим проследить
динамику образования и образованности в европейской истории.
Во времена античности, когда государство делало свои первые ша-
ги, такие же первые шаги предпринимало и образование. Имея в виду об-
щепризнанные экономические и социальные причины и поводы для разви-
тия образованности, особо отметим факторы психологические, часто
игнорируемые и в теории, и в практике обучения. Человек, как существо
эмоционально-чувственное, имеет способность и стремление к удоволь-
ствию, о котором еще в III–IV веках до н.э. задумывался Эпикур, создав
этико-нормативную традицию гедонистического эвдемонизма. Первый и
самый легко реализуемый источник удовольствий он усматривал в выпол-
нении желаний природного характера. Признавая силу их значения, Эпи-
кур разработал систему контроля за их реализацией, полагая, что ради
больших удовольствий необходимо научиться отказываться от малых. Од-
ной из онтологических, имманентных и неуничтожимых страстей челове-
ка, как уже отмечалось, является познание. Следовательно, результат по-
знания можно считать полностью успешным лишь при наличии
удовольствия, связанного с ним. Именно этот принцип бессознательно
подразумевается каждой системой обучения – и естественной, и организо-
ванной, ибо, полагаем мы, стремление к положительным чувствам раньше
и сильнее, чем социально-экономические побудители, толкает каждого к
действию. При этом организованное образование призвано помочь челове-
ку управлять своими чувствами, продлевать их позитивное значение и
влияние на саморазвитие. Следовательно, анализируя тот или иной про-
цесс образования в исторической перспективе, мы должны выделить те
факторы, которые доставляют удовольствие.
Вернемся к исторической диалектике европейского образования. В
любой области люди античности получали в семье первые уроки, которые
закреплялись и развивались в индивидуальной практической деятельности.
Такое положение дел оставалось неизменным вплоть до среднего Возрож-
дения XV века и кардинально изменилось лишь в эпоху Нового времени.
Общество, в самом начале современной цивилизации развиваясь при нали-
чии рабского труда и малой степени обобществления производства мате-
риальных благ и социальной жизни, позволяло себе иметь теоретические
представления о должном и желанном, намного опережающие реальные
возможности их осуществления. Разрыв этот возникал и осознавался в
умах немногих, его никак нельзя назвать достоянием широкого обще-
ственного сознания, но именно античные идеалы заложили основы евро-
пейского самосознания. В этом, среди прочего, проявилась глубина пред-
видения античных мудрецов, позволившая им уже тогда связать воедино
прошлое и будущее через активность настоящего, наметить путь, с которо-
го Европа не сошла и по сегодняшний день. Иными словами, представле-
ния об образованности были уделом избранных мыслителей (их пантеон
насчитывает не более 250 человек), тех, кто был влюблен в мудрость и в
рассуждения, кто видел высшее назначение человека в умозрении. При
этом ни экономические, ни социальные отношения не нуждались в боль-
шом количестве такого рода «специалистов». На них не было ни социаль-
ного, ни государственного заказа, и, следовательно, не стояла задача фор-
мирования государственной системы образования столь высокого уровня.
Наиболее известные «учителя» античности выросли без помощи
специальных государственных учреждений. Но и неорганизованным,
спонтанным их образование тоже назвать нельзя. Организованность в обу-
чение и воспитание свободнорожденных детей вносила семья, решая, у ко-
го и чему учить своих детей и учить ли их вообще. Так, Платон, предки
которого имели царское происхождение, изучал историю Греции как се-
мейное предание. Его родители, сознательно охраняя аристократические
традиции, прекрасно вписывались в систему современных умозрений че-
рез чтение модных книг и стихов, дружбу с философами. Они могли при-
гласить своим четверым сыновьям лучших учителей. Мальчики занима-
лись гимнастикой, музыкой, грамотой. Платон красиво пел, всерьёз
рисовал, сочинял комедии, эпиграммы, был награжден за участие в Ист-
мийских общегреческих играх как борец. В результате через домашние
уроки, семейные совместные занятия, увлечения, открытые рассуждения и
участие в жизни города Платон и его братья получили классическое для
своего времени образование. Этому не противоречит и всем известное
платоновское ученичество у Сократа. Их отношения не носили, как выра-
зилась бы современная методика, субъект-объектного характера. Сократ
для Платона был скорее авторитетом, нежели поучающим наставником и
воспитателем. Их встреча в 408 году изменила обоих: отныне на восемь
лет, вплоть до смерти Сократа, они стали друг для друга условием мысли и
действия. Платон забросил все увлечения, кроме занятий философией, Со-
крат приобщился более, чем раньше, к общественной, политической жизни
Афин. Это была дружба двух бесконечно любопытствующих и познаю-
щих, дружба как единый путь к истине, веру в которую, по словам Плато-
на, им было бы трудно сохранить в одиночку. Если Сократ научил Платона
уважать человека, стремящегося к знанию и нравственным идеалам, то
другие, пусть менее «родные», но не менее значимые для философского
мировоззрения друзья – пифагорейцы – обучили Платона четкости мысли,
строгости и стройности в построении теории, последовательному и все-
стороннему рассмотрению предметов. Сочетание разных школ при соблю-
дении возможности самостоятельного выбора играло для многих мыслите-
лей античности положительную роль в их постоянном саморазвитии.
Другой великий учитель Древней Греции – Аристотель начал свое
интеллектуальное развитие в глубокой македонской провинции. Этот для
того времени явный недостаток компенсировался тем, что он был сыном
потомственного врача Никомаха. В контексте нашего рассуждения об
условиях семейного образования этот факт обретает огромное значение в
свете греческих представлений о том, что все врачи имели происхождение
от бога Асклепия, сына самого Аполлона и смертной женщины Корониды.
Асклепий так хорошо владел врачебным искусством, что Зевс умертвил
его молнией из боязни, как бы он не сделал людей бессмертными. В образе
Асклепия сочетались для греков так называемые хтонические силы земли
всемогущей, в недрах которой обитает змей, способный передать людям
все её целительные силы. Поэтому образ Асклепия связывался со змеем,
который стал символом всей европейской медицины.
Итак, врачи – люди избранные, божественные и, в силу своей мало-
численности, высоко ценимые не только за происхождение, но и за их ис-
кусство. Аристотель с родителями жил при дворе македонского царя, а
значит, с детства получал аристократическое воспитание. В 18 лет Аристо-
тель волею опять же семейных перипетий попадает в Афины и поступает
на учебу к самому Платону. Одно это говорит об исключительной успеш-
ности его семейного воспитания, которое дало ему, во-первых, привычку к
разносторонности, во-вторых – уважение к умозрению, в-третьих – любо-
знательность, умноженную на усердие. Многие исследователи признают
реальность того факта, что его афинский путь к Платону начался с посе-
щения перипата и самостоятельного проникновения в сущность тех рас-
суждений, которые там велись. Для современного студента всё это поучи-
тельно в том смысле, что будущие мыслители в начале своего познания не
выбирали объект для познания по критерию пользы и практической при-
менимости. Они жадно, с любопытством и уважением входили в процесс
познания, который позднее выводил их на то, что каждому было ближе,
интереснее и именно поэтому изучалось успешнее. Но ни один не начинал
с того вида занятий, в котором позже достиг максимального успеха.
Несомненно, речь идет об образованности немногих, давших ори-
ентир будущему развитию Европы. Эти немногие должны были сочетать в
себе физическую красоту безупречного тела, желание и способность к
умозрению, нравственную определенность, готовность встать на страже
интересов родного города, соблюдать его законы и прославлять его своими
делами. Набор таких качеств античность называла «калокагатия» – от
«прекрасный» (calos) и «хороший» (agathos). Именно такие люди стали
идейными вдохновителями и непосредственными организаторами немно-
гих образовательных учреждений.
Общеизвестно, что ментальность периода античности отличалась ува-
жением к человеческому телу, физическое развитие которого всегда было де-
лом значимым, публичным и общественно необходимым. С этой целью в не-
малом количестве оборудовались специальные места для физических
упражнений, которые назывались «гимнасий». Такие площадки всегда окру-
жались аллеями для прогулок, их называли «перипаты». Постепенно на этих
аллеях стали собираться люди, желающие обменяться мнениями, поупраж-
няться в острословии. Первое общезначимое обобществление передачи зна-
ний от одного группе античность связывала с совместными философскими
рассуждениями. И не случайно в сочетании с прилагательным «философ-
ский» появилось в употреблении слово «scholё» – школа – рассуждение.
Лидеры таких философских «собраний» сначала в силу удобства, а
позднее и по традиции выбирали перипаты для лекций, бесед и споров. По-
степенно слова «перипат» и «гимнасий» потеряли свое первоначальное зна-
чение и стали отождествляться со словом «школа» или «диатриба» – греч.
«разговор, спор». При этом все четыре слова сосуществовали как синонимы,
и место для разговоров в разных ситуациях и районах могло называться од-
ним из них. А вот наиболее активный оратор, «душа» коллективных размыш-
лений, их лидер чаще всего назывался «перипатетик». Исключений из этой
системы было немного. Известно, что Сократ предпочитал для своих наста-
вительных рассуждений торговые площади как наиболее людные, то есть де-
мократичные, а школа стоицизма получила своё название по месту встречи
перипатетика Зенона у колонн храма. Все эти собрания были весьма подвиж-
ны и организационно мало походили на школу в современном смысле слова.
Однако их совокупное развитие все же выдвинуло несколько постоянных об-
разовательных объединений, наиболее известными из которых стали Акаде-
мия Платона и Ликей Аристотеля.
Платон около 385 года, через 33 года после смерти Сократа, ощутил
наконец в себе силы преодолеть метод друга и заменить спонтанные споры
на площадях на систематическое общение с друзьями, соратниками и теми,
кто страстно желал бы к ним присоединиться. Как коренной житель Афин,
он использовал своё право и купил старый гимнасий с перипатом и домом.
Там он поселился и основал философскую школу, которая просуществова-
ла почти тысячу лет до 529 года, когда была закрыта византийским импе-
ратором Юстинианом как «рассадник» языческой ложной мудрости. Инте-
ресно, что вся местность вокруг дома, по преданию, находилась под по-
кровительством древнего героя Академа, в честь которого афиняне стали
называть платоновскую школу Академией.
Основное внимание программа уделяла математике, астрономии и
на их основе прикладной механике, много времени отводилось музыке,
которая, по мнению Платона, дисциплинировала мышление и помогала
воспитывать академистов в правильном направлении. Все жили по строго-
му распорядку, время определяли по солнечным часам, спали мало, вста-
вали вместе по сконструированному самим Платоном «будильнику», тра-
пезы были всегда совместными и неизменно скромными, исключали мясо
и всё, что способствовало повышению уровня чувственных страстей. Ос-
новные занятия проходили в беседах во время прогулки по перипату и,
реже, в залах дома. Обучение шло по двум ступеням: для широкого кружка
слушателей и для узкого кружка, посвященного в тайны любви к мудро-
сти. Философия и воспоминания о великих предках –вот двуединая основа
общежития Академии, которая придавала ей особую значимость и была
неизменно продуктивной. История сохранила немало тому примеров. До-
статочно сказать, что все годы ученики как самый главный праздник отме-
чали 21 мая –день рождения своего схоларха Платона, а перипатическая
роща исчезла лишь с закрытием Академии, которой она 914 лет служила
главной аудиторией, из неё вышло немало значительных умов, первым из
которых должен быть назван Аристотель.
Как когда-то для Платона началом нового этапа жизни стала послед-
няя разлука с Сократом, так и Аристотель лишился и родного дома, и части
самого себя со смертью Платона. Возможно, по примеру учителя, а вероят-
нее –по совпадению душевных потребностей Аристотель много путешество-
вал за пределами Афин, философствуя с друзьями, давая частные уроки. В
343 году его приглашает ко двору Филипп, царь Македонский, для воспита-
ния наследника престола –тринадцатилетнего Александра. Филипп, хотя и
очень неохотно, сделал этот шаг по причине того, что «из-за занятости поли-
тическими делами он более не мог сам обучать сына “царскому искусству”»
[3, с. 457]. Эта фраза дает немалую информацию о системе образования того
времени: тут и аристократичность задач, и семейность воспитания, и высо-
чайшее доверие к Аристотелю, который взялся за столь ответственное пред-
приятие не из тщеславия, а из глубокой веры в значение основ философии для
решения и мирных, и военных задач политиков. По многим историческим
свидетельствам, семилетние беседы с Аристотелем оказали существенное
влияние на Александра Македонского. Сам знаменитый ученик неоднократно
признавался, что именно Аристотелю он обязан пытливостью, уважением к
наукам, верой в значение приобщения к ним, знанием основ врачевания, ис-
тории, любовью к книгам и даже искусством полководца. Но и для самого
учителя эти годы не прошли даром. Утвердившись в разуме своем, почув-
ствовав в себе зрелого пятидесятилетнего философа, после отставки, обу-
словленной восшествием Александра на престол, Аристотель осознал необ-
ходимость создания собственной школы, которую и основал в Афинах возле
храма Аполлона Ликейского на базе старых гимнасия и перипата. Эту школу
афиняне в честь храма назвали Ликеем. С точки зрения организационных
форм учебное заведение во многом продолжало традиции Академии Платона.
Концептуально оно отличалось стремлением к решению проблемы практиче-
ского применения умозрительных теорий, проведением множества конкрет-
ных исследований и даже экспериментов. При этом содержательная часть
философии, конечно, полностью соответствовала всем разногласиям двух со-
ратников. Это лишь подтверждает, что даже организованное образование в
Греции не имело государственного заказа и во многом отражало индивиду-
альные интересы всех участников образовательного процесса.
В свою очередь, политические лидеры, уважая умозрение высокого
уровня, посильно обучаясь ему, откровенно прибегая к советам виднейших
мудрецов, осознанно и открыто выражали нежелание распространять обра-
зованность ликеистов в широкие массы подданных. Правители всегда по-
ощряли наличие среди философских школ и направлений учений «устных»
и «скрытых», не подлежащих огласке. И однажды, узнав о том, что Ари-
стотель некоторые из них изложил в книгах, Александр Македонский
написал письмо: «Александр Аристотелю желает благополучия! Ты посту-
пил неправильно, обнародовав учения, предназначенные только для устно-
го преподавания. Чем же будем мы отличаться от остальных людей, если
те самые учения, на которых мы были воспитаны, сделаются общим до-
стоянием? Я хотел бы превосходить других не столько могуществом,
сколько знаниями о высших предметах. Будь здоров» [1, с. 238].
Итак, человек античности получал образование в кругу семьи, дру-
зей и единомышленников. Вершиной образованности в аристократических
кругах считался человек калокагативный: активный субъект познания,
способный получать удовольствие от умозрения, обучающийся, прежде
всего, через диалог по принципу «разговаривай –рассуждай –спорь», это
«мудрец» – человек любопытствующий, знающий, что он ничего не знает.
Именно эта последняя фраза –известная всем мысль Сократа –может
служить наиболее адекватной формулой образованности в контексте ми-
ровоззрения античности. На заре цивилизации человек активно и с любо-
пытством начал осваивать мир с познания природы (натурфилософия). И
его первый фундаментальный вывод на этом пути заключался в понима-
нии идеи чрезвычайной важности: если ты полагаешь, что ты всё знаешь,
то ты не знаешь ничего, ты ещё и не вступил на дорогу познания. Этот вы-
вод, сделанный представителями высших слоев общества, несомненно,
стал неосознанной основой античного мировоззрения в целом. Представи-
тели любой социальной группы свободных граждан: ремесленников, упра-
вителей, мыслителей, –воспринимая себя как органичную часть природы,
интуитивно чувствовали своё малое знание о ней, с одной стороны, и дей-
ствительно не ждали от неё милости –с другой. Это проявлялось в том,
что человек видел залог успеха в своей собственной активности, ему еще
неведома была идея творения кем-то всесильным всего остального, и он,
особо не задумываясь, приступал к творчеству сам, творил там, где сейчас
он видел необходимость приложения своих сил. Несомненно, что этому в
немалой степени способствовали экономические и социально-
политические условия развития греческих городов-полисов. Демократиче-
ский порядок внушал гражданину самоуважение и чувство общественной
значимости, а языческое мировоззрение позволяло плодотворно и с удо-
влетворением занимать предназначенное ему природой место, не завидуя
участи другого и не претендуя на нее.
Античность, таким образом, своей формулой образованности от-
крыла европейцам путь к реальному познанию, успех которого, однако,
мог быть продолжен лишь при условии верности этой формуле.
Эпоха европейского Средневековья развивалась в принципиально
новом социально-экономическом и мировоззренческом контексте. Посте-
пенно набирающее силу христианство «убирало» античные «академии» и
«ликеи» как не соответствующие новым представлениям о мире. Сложи-
лась непростая ситуация для выработки общих принципов образования.
Объективно с позиций анализа исторического развития отношений
человека и природы расширялись условия для свободы. Принципиальная
возможность самостоятельного выбора того, как жить, «дьяволу служить
или пророку», появилась именно тогда. Человек больше не равноправная
часть природы, а самая совершенная тварь Божья для управления природой.
Одновременно появляется другая форма зависимости –от Бога. Нали-
чие сверхозначающего субъективно сковывает человека, лишает его инициа-
тивы, делает его ведомым, послушным Богу и его посланникам. Реально воз-
можностью выбора человек воспользуется много позже, а пока все дело
саморазвития приостанавливается, его энергия реализуется через послушание
авторитетам. Смысл жизни постепенно переносится на уяснение своего еди-
нения с Богом, жизнь воспринимается как путь к Нему, а значит, предметом
познания становится именно Бог. В духовном плане образование содержа-
тельно жестко детерминировано текстами священных книг, доступных еди-
ницам, допущенным к церковным центрам и монастырским библиотекам.
Круг просвещенных людей значительно уже, чем в эпоху античности. Они и
распространяют официально принятую версию в широких массах через си-
стему церковных ритуалов –главную форму духовного образования боль-
шинства простых людей. Ритуал оказывается вполне достаточным, так как в
отличие от античности, для которой высшей ценностью и благом являлось
умозрительное знание, в Средние века истина Высшего первоначала не
столько умопостигаема, сколько дается через бескорыстную веру: «верою по-
знаем» (Евр. 11:3), «познаем, дабы уверовать» (Августин). В книге Притчей
сказано: «Начало мудрости –страх Господень» (Пр. 1:7); «Господь дает муд-
рость; из уст Его –знание и разум» (Пр. 2:6). А апостол Павел проповедовал:
«Вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10:17). Таким обра-
зом, согласно мировоззрению Средних веков, стремиться было нужно исклю-
чительно к познанию Бога, который только и является Истиной, а все осталь-
ные знания должны выступать лишь как средство для достижения этой цели.
Более того, путь к суетному знанию признавался греховным. Вера –вот пре-
дел образованности простых людей.
Основные жизненные силы эти люди устремляют на экономическое
выживание, а в этой области, в отличие от сферы духовной, нет специаль-
но обученных проповедников-учителей. Жить, верить и трудиться, что для
того времени одно и тоже, учила средневекового человека семья, учила и
училась трудом искупать грех любознательности Адама и Евы. Средневе-
ковье действительно унаследовало от античности преимущество семейно-
го воспитания, которое, получив несколько вариантов формального прояв-
ления: клановое, цеховое, сословное и пр., –значительно изменило свои
принципы. Главной опорой становятся взгляд в прошлое, повтор, тради-
ция. Уважение прошлого из метода трансформируется в абсолютную цель.
К истине больше не надо идти, её не надо искать, она вся в прошлом, её
надо повторить, воспроизвести.
Индивидуализм сменяется общинностью, дружба субъектно-
активных соратников уступает место совместному послушанию отчужден-
ному авторитету, субъекты познания превращаются в объекты. Теперь че-
ловек получает удовольствие от удачного повтора, от индивидуальной
возможности воспроизвести традиционные навыки. А так как опыт боже-
ственного духовного развития повторить в принципе невозможно, то весь
успех и всё удовольствие человек научается находить в сфере повседнев-
ности, семейного быта и цехового ремесленного материального производ-
ства, в результатах физического труда. Это и приносило стабильное поло-
жение в обществе, позволяло считать себя «современным образованным
человеком». Система обучения совокупности трудовых навыков специаль-
но не организовывалась –всё проходило в процессе повседневного труда.
Такой процесс не имел заранее продуманных временных границ и прохо-
дил под девизом: «Смотри и делай так же, научись и продолжай». Обуче-
ние считалось законченным при возникновении двух обстоятельств: уче-
ник стал мастером и получил в наследство семейное дело. По такой же
схеме обучались и рыцарству, приобретая по наследству дворянский титул
и перенимая в семье всё, что ему соответствовало. Важно, что в процессе
приобщения к делу и чести семьи инициатива, мудрость, индивидуальное
понимание не требовались, в то время как в античности это подразумева-
лось без особых объяснений.
Итак, в условиях социально-экономического запроса Средневековья
целью обучения был «человек умелый». Учитель, осуществляя ведущую
роль, как бы призывал ученика: «Смотри и повторяй». При этом все
участники процесса получали удовольствие от результата труда. Таким
образом, именно умения и навыки практического действа и составляли об-
разовательный минимум Средних веков.
Возрождение продолжало «семейное воспитание» отдельных пред-
ставителей в рамках прежней формы, но в ситуации формирования новых
духовных традиций на фоне секуляризации. Мы взяли понятие «семейное»
в кавычки не случайно. Ибо, с одной стороны, образование продолжало
оставаться индивидуальным, клановым, келейным; с другой –семью как
родовое сообщество все чаще стали подменять кружки и мастерские, со-
биравшие рвущихся к знаниям молодых людей вокруг уже проявивших
себя в чем-то индивидуальностей. Здесь каждого обучали по принципу:
«Смотри, но не повторяй, а твори своё», образованность виделась в уме-
нии менять природу и жизнь вокруг себя. Нередко для участия в таком со-
обществе люди оставляли родные семьи навсегда. Самые талантливые и
дерзкие из них достигали вершин. Возрождение –это эпоха титанов твор-
чества и вдохновения, которые в борьбе за самоидентификацию с самим
собой, своим талантом и творением обрекали себя на сложность судьбы и
одиночество, жили не ради обладания богатством и опытом, а ради их со-
творения –жили процессом творческого созидания и в том находили выс-
шее и мучительное наслаждение. Общинный дух Средневековья сменился
индивидуализмом, повтор прошлого –новаторством, которое стало почи-
таться, как мудрость в античности и святость –в Средние века. Был сделан
небольшой, но судьбоносный шаг к размыванию наследственности как ос-
новы образованности. Никогда –ни до, ни после Возрождения –учитель и
ученик не были так функционально близки, почти едины, образовываясь,
по существу, на принципах самообразования под девизом: «Дерзай и доби-
вайся». При этом не вызывает сомнения тот факт, что больших успехов в
этот период достигали лишь те, кто ясно осознавал свои цели и не видел
принципиальных границ реализации своих возможностей.
Новое время на фоне увеличения скорости изменений всех элементов
культуры, соединяя принципы её функционирования в разные эпохи, созда-
ет принципиально иные реалии экономической, социальной и духовной
сфер жизни. Капиталистическая система производства материальных благ
объединяет сформировавшийся в период Возрождения индивидуализм и
навыки средневекового общежития в новом контексте вокруг центростре-
мительного знания, которое все теперь воспринимают как силу. Индивиду-
альное «Я» видит в нем средство для самореализации, а индустриализующе-
еся общество –способ превратить каждого в своего агента, наделив всех
строго обозначенной социальной функцией с соответствующими знаниями.
Таким образом, в условиях увеличения совокупного научно-
практического знания и расширения масштабов его приложения в сфере мас-
сового производственного процесса человек вынужден был активно допол-
нять навыки, полученные в Средние века, знаниями. Научно-технический
прогресс породил потребность общества Нового времени в большом количе-
стве людей, знания которых выходили бы за пределы индивидуального прак-
тического опыта и требовали теоретической подготовки. Культура внутри
себя выработала новую задачу: за относительно короткие сроки вооружить
значительную часть общества современными знаниями, которые могли бы
стать основой практических преобразований природы и общества в течение
длительного времени. Потребность обучить сразу многих стимулировала по-
явление новой формы передачи знаний от одного учителя нескольким учени-
кам, что блестяще реализовалось в классно-урочной системе.
Новая задача поменяла и правила организации процесса обучения.
Учитель потерял весьма существенную часть субъективной свободы и стал
посредником между общественно-государственным заказом и учениками.
Теперь он призывал «слушать и запоминать». Ученик постепенно транс-
формировался из человека смотрящего и творящего в слушающего и запоми-
нающего. Индивидуальные качества каждого отошли на второй план. Молча-
ливо-практический монолог учителя Средневековья сменился монологом
учителя-оратора Нового времени. В этих условиях результат обучения зада-
вался потребностями дня и был, в общем-то, одинаков в любом исполнении.
Постепенно неповторимость результата потеряла самоценность. При этом
методика все больше увлекала новоевропейского человека, который научился
получать удовольствие от самого процесса познания, от результатов которого
и зависел успех в обществе вплоть до середины XX века.
Благодаря именно этому удовольствию формируется отношение к
обучению как к игре, что субъективно смягчает его жесткие правила. Об-
разование Нового времени стремится воспринимать себя как остров бла-
женства. Среди суровой, мрачной действительности это проживание об-
щения с мыслимым, метод превращения возможности в здесь
существующую реальность. В такой игре можно выйти за пределы време-
ни и пространства. Образование в какой-то мере становится способом
ускользания от настоящего, методом материализации желаемого. Человек
понимает, что он игрок, и образование превращается в игру-страсть, пере-
живаемую как удовольствие, она сама по себе счастье, выражаемое в фор-
муле: «Играть, чтобы играть», получая удовольствие от того, на что обре-
чён историческими обстоятельствами.
Культура откликнулась на новые реалии своего развития рождением
системы организованного образования. Именно в XVIII веке впервые осу-
ществляется в явной форме экспликация термина «образование». Принято
считать, что в научный и в повседневный оборот его ввёл основоположник
теории развивающего обучения И. Песталоцци, который рассматривал
нравственное, умственное и физическое совершенствование как конечную
цель жизни человека. С этого времени система образования развивается как
социальный институт –постоянная забота государства. Так, едва подняв го-
лову в эпоху Возрождения, самостоятельность, новаторство, индивидуаль-
ное творчество были вынуждены прятаться под крыло сильного, уверенного
в себе общества.
Школа сделала продуктивным обучение одним учителем больших
групп учеников, ибо всем им, в ответ на социальный и государственный
заказы, необходимо было передать одинаковые знания, умения и ценности,
которых должно было хватить на пожизненный период выполнения своей
функции в обществе.
Переместимся в современность. Казалось бы, совсем недавно мы
проговаривали положение о том, что знание –ведущий фактор развития
«нашего времени». «Знание –сила», а наибольшая сила –в знании опере-
жающем, успех был обеспечен тем, кто раньше и больше узнавал.
И «вдруг» знание перестало быть в дефиците, секрете, недоступности. Ин-
формация из личного богатства превратилась в справочный ресурс. Появи-
лась необходимость научиться не только получать информацию, но и вы-
борочно добывать её, верно и быстро использовать. Модель образования в
том виде, как она сложилась в рамках европейской культуры в Новое вре-
мя, оказалась «слишком статична, монологична, ориентирована на дисци-
плинарное разграничение знания в виде относительно автономных, за-
мкнутых систем хранения информации, которой надлежит быть
“вложенной” в головы учащихся. Эта модель, будучи по преимуществу
закрытой и близкой к равновесию, оказывается практически неспособной к
развитию, а потому становится все более неадекватной реальностям про-
цесса глобальных изменений мира, вступающего, по выражению Э. Ласло,
в эпоху бифуркации» [2, с. 6].
Наибольший успех сегодня доступен индивидуальностям, способ-
ным по-новому применять знания, на первый план выдвигаются «выдум-
щики-авантюристы», поражающие общество методикой реализации всем
доступной информации. Сегодня мы лишь в начале развития этой модели
диалектики знания и его практического применения.
Современный молодой человек не настроен на получение удоволь-
ствия от процесса пассивного приобретения знания. Цель видится ему в
умении самостоятельно добывать и применять знания, через образование он
надеется научиться жить в стремительно меняющемся мире, постоянно
умножая свои индивидуальные возможности, реализуя их, он хочет полу-
чать удовольствие не от процесса учёбы, а от выигрыша. Следовательно,
методика образования призвана соединить труд как работу на результат с
игрой как хобби ради процесса в единую систему деятельности, научить че-
ловека жить с удовольствием. И не случайно современная философия обра-
зования активно ищет новые методологии преподавания наук о жизни в си-
стеме общего фундаментального образования в высшей школе (см. [4]).
К концу XX века человек обнаружил себя внутри своего собственного
произведения, «вторая природа» стала преобладать над «первой», угрожая
«неразрешимостью глобальных проблем современности», сознание утонуло в
им же созданных смыслах, «расхождение слова и дела» запутало отношения
не только между людьми, но и человека с самим собой. В общении социали-
зация как отлаженное взаимодействие на уровне функций (К. Маркс) всё ча-
ще требовала дополнения отношением внутренних духовных сущностей
(К. Ясперс). В этой ситуации многознание не спасает. Теперь успех приносит
удовольствие лишь при наличии способности творить, раньше и лучше дру-
гих понимать ситуацию и самостоятельно принимать решение. Такая стра-
тегическая цель образовательного процесса ставит вполне конкретную зада-
чу: формирование не просто человека-знатока, но и инициативно
развивающего свою индивидуальность и личное творчество субъекта. Учи-
тель теперь как бы призывает: «Придумывай и побеждай, стань человеком,
способным сделать верный ход, который до тебя никто не делал, шагни туда,
где никто не бывал». Экзистенциальный «просвет бытия» М. Хайдеггера – вот «лакмусовая ленточка» современной образованности.
Из этого следует, что и системе образования сегодня необходимо
расширить цель, а именно создавать не человека –копию учителя, а чело-
века, способного к самостоятельному пути за неизвестным. Сократовская
формула «Я знаю, что я ничего не знаю», оставаясь общей внутренней
установкой грамотности, сегодня обнаруживает в себе дополнительный
смысл: «Я знаю, чего я не знаю и где это искать», знаю, куда и как идти за
принципиально новыми знаниями. Образованный человек сегодня и в бу-
дущем –это «обнаружение себя» на границе общего знания и незнания и
способность без проводников продолжать путь познания.
Меняется и запрос на качества учителя. «Необходимо неотложное
формирование корпуса преподавателей, специально подготовленных для
обучения инновационно ориентированных государственных людей. Пока та-
ких преподавателей в российском образовании единицы» [5, с. 12]. Однако
очевидно, что современный преподаватель все более превращается в перма-
нентного ученика, он более не ретранслятор государственного заказа, но ак-
тивный и относительно самостоятельный творец смыслов. Следовательно,
учителем теперь должен быть человек, способный критически осмыслить
традицию, себя вчерашнего, выразить себя через публичный диалог с соб-
ственным переживанием. В условиях современной производящей, конструи-
рующей, проектной культуры все участники образовательного процесса
субъективно активны. Они призваны понимать, что знание как внешний ре-
зультат обучения сегодня является элементом промежуточным, лишь продук-
том той многомерной полезности, которая заключена в процессе освоения
людьми многообразия мира. В ХХI веке образованность человека должна
означать его умение успешно жить в быстро меняющемся мире, продолжать
учиться на основе принципов самообразования и самоорганизации, знать то,
чего он ещё не знает, куда идти за новыми открытиями.
Из всего сказанного мы делаем самый общий вывод о том, что исто-
рия –это процесс изменения сущности образованности человека. Античность
учила мудрости, Средние века –послушанию и деловитости, Новое время – знаниям, современность учит изобретательности. Современное организован-
ное образование возникло в эпоху Нового времени, когда «школа» стала вто-
рым после «семьи» педагогическим изобретением культуры; процесс переда-
чи знаний и умений вышел за пределы непосредственного контакта
родителей и детей; знание, превратившись в реальную общественную силу,
стало самоцелью обучения; до середины XX века успех был на стороне лю-
дей информированных. Современное образование получило новый социаль-
ный заказ –уметь дополнять знания пониманием, уметь анализировать, изоб-
ретать и побеждать и оставаться «вечным» учеником.