Далекие предки Ганди были торговцами бакалейными товарами в розницу. Но его дед и отец были министрами крошечных княжеств в Гуджарате. Отец был главным министром в Парабандара, был членом раджахстанского суда, который в то время представлял собой влиятельный орган, решающий спроры между членами и главами каст. Карамчанд, или Каба, Ганди был женат четыре раза. От первых трех браков осталось две дочери, в четвертый раз женился в 40 лет на Путлибай(к сожалению, Ганди ничего не говорит о родственниках по материнской линии). В этом союзе родились дочь и три сына, младшим из которых был Махандас.
По воспоминаниям самого Ганди: «Отец был предан своему роду, мужественен, правдив и великодушен, но вспыльчив. Он был неподкупен, не стремился к богатству и оставил детям небольшое наследство». Отец был малообразован как в профессиональной сфере, так и религиозной. Однако в первом случае большой практический опыт с легкостью компенсировал все недостатки, а во втором- высокая религиозная культура, присущая индусам. О матери же вспоминает как о «святой женщине». Она была глубоко религиозной и «не могла думать даже о еде, не помолившись». У нее было много здравого смысла, прекрасно разбиралась в политических и общественных событиях.
Эти достойные люди 2.10.1869г родили будущего индийского лидера Махандаса Карамчанда Ганди. Все детство прошло в Парбандаре. В школьные годы единственными друзьями стали уроки и книги. Ганди рос замкнутым, молчаливым ребенком, вот, что сам об этом пишет: «У меня вошло в привычку прибегать точно к началу занятий и убегать по их окончании. Я в буквальном смысле убегал домой, так как терпеть не мог разговаривать с кем-нибудь. Я боялся, как бы надо мной не стали подтрунивать». В автобиографии вспоминает несколько событий из своего отрочества. Во-первых, инцидент со списыванием. В школу пришла комиссия, ученикам было задано написать пять слов, среди которых было неизвестное Ганди «котел». Учитель ударил его по ноге, говоря, посмотри, мол, у соседа. Но школьник считал, что учитель следит, чтобы не списывали, поэтому он не списал. И был единственным учеником в классе, допустившим ошибку. Во-вторых, две пьесы, которые произвели впечатление. Кстати, читать не любил, а уроки делал всегда, чтобы избежать замечаний учителя. 1 пьеса «Шравана Птрибакти Натака» представляла собой рассказ о преданности Шраваны своим родителям. Произведение так сильно повлияло на мальчика, что сказал себе: «Вот пример, которому ты должен подражать!». почти в то же время отец разрешил посмотреть пьесу «Харишчандра» в исполнении драматической труппы. Ганди пишет: «Следовать Истине и пройти все испытания подобно Харишчандра- таков был мой девиз…».
Следующая страница детства Махандаса была совсем недетской. В 13 лет его женили на ровеснице Кастурбай. В Индии существовало 2 обряда – обручение и заключение брака. Обручение- предварительное общение родителей мальчика и девочки в будущем соединить их браком. Обещание может быть нарушено, детей оно не касалось. Сам Ганди был обручен трижды, впервые в 7-летнем возрасте. Как сам вспоминает, ничего об этом не знал. Первые две невесты умерли рано, а третья стала женой. Свадьба в Индии дорогостоящее мероприятие, поэтому родители решили одновременно поженить 15-летнего среднего брата Махандаса, его двоюродного брата (14 лет) и его самого. Сам автор оценивает такие браки негативно, «родителей мало интересовало благополучие детей». О свадьбе узнал по приготовлениям, которые начались за несколько месяцев. В обязанность мужу вменялась сохранять верность жене, как вспоминает Ганди, этот постулат глубоко проник в его сердце.
Уже в школьные годы Ганди научился доводить дело до конца, как бы тяжело не было. Из-за женитьбы молодой человек в учебе, пришлось за год осваивать программу 2-х лет. Тяжело давался санскрит, геометрия, но преодолев в себе лень, легко освоил предметы, даже полюбил геометрию.
В школе у него был друг, которого Махандас решил исправить. Но вместо этого чуть было этот друг не исправил самого Ганди. В то время по школе ходила эпиграмма, со смыслом, что англичане сильные и покорили индийцев слабых, так как в отличии от последних едят мясо. Юный Ганди стал думать таким образом, и в один момент этот самый приятель соблазнил его попробовать мясо, раз 6 в течение годы они практиковались в этом занятии. Но, по воспоминаниям Ганди, запрещалось вишнуитам есть мясо, поэтому ему было стыдно обманывать родителей. Тогда решил, что пока живы родители есть мясо не будет, а после их смерти будет есть столько, сколько захочет. Этот же друг приводил его в публичный дом.
Как- то со своим сводным братом пристрастились к курению, ради этого дела даже воровали у слуги медяки. Но в один момент недовольство, что не могут быть свободными и делать, что хотят, достигло такого накала, что решились на самоубийство. Ради этого дела сходили в джунгли собрали семена датуры(действует как сильный яд) и съев по 2 зерна, забыли об этом. Махандас пишет, что после этого понял, что мыслить о самоубийстве легче, чем его совершить.
Религия. С этого периода осталось негативное отношение к христианским миссионерам, которые располагались по близости школы, постоянно осыпали оскорблениями индусов и их Богов. Однажды прочитав рассказ о сотворении мира в одной из книг из собрания отца, молодой человек несколько склонился к атеизму. Но по воспоминаниям, в то время укреплялся в мысли, что цель-Истина, а руководящий принцип- отвечать добром на зло.
В 1887 году сдал выпускные экзамены, которые сдавал в Ахмадабаде. Поступил в колледж в Бавнагаре, но после первого семестра вернулся в родной Раджкот. К этому времени не стало отца, а во главе дома был старший брат. Встал ворос о дальнейшем обучении. Чтобы занять должность отца(стремление продолжить традицию), нужно было учиться. Один из друзей семьи рекомендовал отправиться в Англию для получения диплома юриста. Эта идея была встречена враждебно. И матерью, и кастой, из которой его даже исключили. Но получив благословление матери, предварительно дав обет, 4.09.1887 Махандас отплыл в метрополию. Ради такого случая купил европейское платье, «некоторые элементы восторг, некоторые- отвращение», например, галстук, короткий пиджак казался неприличным.