Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


бщественно-политические взгляды С.С. Уварова в годы министерской деятельности ( 1832 - 1849 гг.)».

верева Наталья Алексеевна «Общественно-политические взгляды С.С. Уварова». Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук.

На протяжении длительного времени Уваров оставался в тени более крупных фигур – Н.М.Карамзина, М.М.Сперанского, а в историю русской общественной мысли вошел прежде всего как идеолог так называемой «официальной народности».
Изучение общ-пол. Взглядов Уварова даст возможность получить более целостное представление о состоянии русской общ-полит.мысли 19в., ее консервативного и либерального направлений; позволит выявить пути адаптации консервативной идеологии в современной России.

В.А.Гусев в формуле «православие-самодержавие-народность» видел ёмкое выражение специфических основ русского консерватизма. Элементы триады, считает исследователь, являются исходными позициями для анализа русской консервативной мысли: «самодержавие» - государственно-охранительный консерватизм, а «православие» и «народность» - православно-русский (славянофильский) консерватизм.

А.Л. Зорин, изучая триаду, делает вывод о том, что формула задумывалась Уваровым как ответ на масонскую триаду «свобода, равенство, братство», уже более полувека начертанную на знамёнах французской революции.

М.М. Шевченко заключил, что если на Уварова и оказывали влияние немецкие романтики, то это влияние было минимальным. М.М.Шевченко подчеркивает, что переход произошел не от боязни революции» Уваров «понял свою незрелость» и убедился в неготовности России к политических преобразованиям. Согласно историку, декларировав формулу «православие-самодержавие-народность», Уваров, по сути, перефразировал старый военный девиз «За Веру, Царя и Отечество!»
Ц.Х. Виттекер признавала националистическую подоплеку уваровской формулы, которая, по ее мнению, являлась «четким символом нежелания и неспособности царизма к переменам, враждебности русских властей к западным идеям и, следовательно, необходимости революции». Одним из следствий провозглашения формулы Ц.Х. Виттекер считала национальную политику в области образования, которую Уваров проводил по отношению к полякам, балтийским немцам, евреям и народа Востока России.

 

 

Отличительной чертой уваровского консерватизма было стремление к синтеу диаметрально противоположных общественно-политических взглядов: старого – традиционного, с новым – прогрессивным; идей политического консерватизма с идеями нарождающегося либерализма. Процесс формирования уваровского консерватизма происходил в четыре этапа: 1) 1806-1809гг.- взгляды Уварова лежали в культурно-исторической плоскости;разочарование в «духовной родине» - Европе, и ориентация на поиски самобытного «Я» России; 2) 1810-1820гг. – консервативное мировоззрение Уварова с тонкой прослойкой либеральных по содержанию идей; смещение приоритетов от культурно-нравственных к историко-психологическим и социально-политическим ценностям; 3) 1821 – 1831гг. – внутренняя самопереоценка Уварова; усиление консервативного элемента во взглядах, ориентация на историческую традицию и поиск устойчивого начала в условиях «несбывшихся надежд» и европейской нестабильности; 4) 1832 – 1848гг. – политический консерватизм Уварова получил законченное выражение в формуле «православие-самодержавие-народность».

Детальное изучение формулы «православие-самодержавие-народность» позволило сделать вывод,что триада явилась результатом обобщения Уваровым своих предыдущих концепций общественно-политического развития и представляла собой синтез исторической, политической и психологической традиций.

бщественно-политические взгляды С.С. Уварова в годы министерской деятельности (1832 - 1849 гг.)».

Уваров считал, что на посту министра народного просвещения ему предстояло решить две конкретные задачи: одна из них была связана с воспитанием национальной аристократии в духе приверженности к монархическим ценностям, другая диктовалась исторически предопределенным движение к «гражданскому государству» и заключалась в том, чтобы «приуготовить» Россию к исторически неизбежным и объективно необходимым переменам. Уваров ощущал потребность в доктринальных основах своей деятельности. В 1832 году основополагающие в общественно-политической схеме Уварова понятия «истинное просвещение», «государство», «история» дополнились новыми категориями. Он декларировал «три максимы», «могучее триединство Отечества», получившее законченный вид в 1833г. в лаконичной и консервативной по своей сути формуле «православие-самодержавие-народность». Несмотря на заявленную важность формулы, анализ ежегодных отчетов Уварова о деятельности министерства показал, что, начиная с 1844г., он перестал пользоваться триадой.
Православие. Уваров апеллировал к православию как к консолидирующему началу российской государственности. В марте 1832г. он еще не говорил о «православной вере». Однако нет сомнений в том, что «национальную религию» он идентифицировал именно как православие: государь в России – православный монарх, сама Россия – страна с господствующей православной церковью. В характеристике «православия» Уваров четко обозначил, что православие – это государственная религия, единая для всех. Декларация «православия» как отстаиваемой властью ценности в православной империи была не случайной: во-первых, русская церковь, поставленная под жёсткий государственный контроль, не являлась оплотом духовной свободы, как в Западной Европе; во-вторых, Россия – многоконфессиональная страна, в которой «третье сословие» увлекалось сектантством; в-третьих, несмотря на запрещение в 1822г. масонских лож, высшее сословие продолжало увлекаться оккультизмом и мистикой. «Православию» в рамках триады отводилась функциональная роль, поскольку оно было подчинено принципу государственному – «самодержавию», также выполняющему в России консолидирующую функцию.

Самодержавие. Уваров идентифицировал «самодержавие» как важный фактор стабильности. Его легитимность он определял не божественным промыслом, а «положением дел в Империи». Самодержавие было вызвано к жизни в первую очередь географическим положением страны и вытекающими из него военно – оборонительными задачами, необходимостью единой власти, способной на быстрые решения в критический момент. Самодержавное правление свело к минимуму участие большинства населения в политике, оно органично вписалось в систему ценностной ориентации «русской духовности». Если раньше Уваров давал негативные характеристики только тираниям и деспотиям, то в 1833г. он обличал и европейские абсолютистские системы. Он считал, что русское самодержавие, в отличие от европейского абсолютизма, стремится адекватно выразить интересы аристократии и народные чаяния. В зависимость от самодержавия он ставил чины. Уваров выражал уверенность, что «твердую опору» для русского престола составляет «Табель о рангах», в которой выражены «начала» равенства перед законом. В целом «самодержавие», по Уварову, являлось «консервативным принципом», отражающимся вместе с «православием» в третьем - «народности».

Народность. Основа уваровской триады – это «народность». Самодержавие необходимо, так как оно народно. Православие необходимо, так как оно относится к духу народному. Народность – это основа нравственного и политического благополучия государства. Понимание «народности» в системе Уварова достаточно затруднено. Прежде всего потому, что слово ввиду своей популярности в годы молодости министра не нуждалось в объяснении. Уваровский принцип «народности» - принцип традиционный, основанный на нравственном, моральном, культурном, духовном, социальном и политическом единстве. Он нацеливал на поиск таких способов решения встающих перед народом проблем, которые бы не противоречили его устоявшемуся стилю жини, характеру духовности, вековым традициям. По мысли Уварова, «народность» - это синоним историчского равноправия народа в среде других таких же. «Народность» - это всеобъединяющее начало, это душа нации, пронизывающая все сферы политической, социальной и культурной жизни государства. Однако реальность была сложнее ее теоретического обьяснения: социальная и культурная грань, разделявшая высшее и низшее сословия, была практически непреодолимой; единого национального языка также не было; общность происхождения тоже отсутствовала.

 

 

По своим политическим взглядам Уваров был консерватором. Взглядам Уварова были присущи две консервативным оппозиции: 1) «свое-чужое» когда отмечалось, что Россия – государство европейское, но в то же время противопоставлялось «своё» - русское, молодое, чистое, невинное, «чужому» - западному, стареющему, разрушающемуся; 2) «старое-новое» в любых модификациях – «новое» - попытки Александра I и его окружения провести либерализацию общества; понимание «старого» как сохранение крепостного права, а «нового» - его отмена; «старый режим» и т.д.

 

Основы консерватизма Уварова были изложены в Вене, где он наметил для себя приоритетные направления интеллектуальной рефлексии: поиски самобытного «я» России, переоценка соотношения «Россия – Запад», модернизация России в культурно-исторической и общественно-политической плоскостях. Отмечая исключительность России в семействе европейских стран, Уваров провозглашал необходимость следования России по собственному пути национального развития, отличного от западного в политическом и духовно-нравственном аспекте, но это не означало тотального изоляционизма; позитивный опыт Европы, считал Уваров, должен внимательно изучаться и заимствоваться. Главными направлениями культурной самобытности России Уваров обозначил восточное и греческое. Оба направления полностью соответствовали интересам правительственной (восточное) и культурно-научной (греческое) элит и представляли собой приоритет вековых исторических традиий. Основополагающими элементами общественно-политических вглядов Уварова в 1810-1820-е гг. являлись: история, несущая устойчивое начало; исторически обусловленное самодержавие, представляющее собой неизменную форму социальоного бытия общества, и «истинное просвещение» как высшая цель развития общественных отношений, только выполнив это историческое условие, возможно говорить о «гражданском обществе».



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ерспективы развития социальной защиты граждан | анипуляции массовым сознанием (макроуровень).
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2831 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Так просто быть добрым - нужно только представить себя на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © Марлен Дитрих
==> читать все изречения...

2443 - | 2199 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.