БИЛЕТ 1.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ - система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности.
Выделяют три основных типа мировоззрения:
• житейское (обыденное) мировоззрение, в котором отражаются представления здравого смысла, традиционные взгляды о мире и человеке;
• религиозное мировоззрение, связанное с признанием сверхъестественного мирового начала;
• философское мировоззрение, в котором обобщается опыт духовного и практического освоения мира.
На основе рационального осмысления культуры философии вырабатывает новые мировоззренческие ориентации. Носитель мировоззрения — личность и социальная группа, воспринимающие действительность сквозь призму определенной системы взглядов. Имеет огромный практический смысл, влияя на нормы поведения, жизненные стремления, интересы, труд и быт людей.
Мировоззрение имеет определенную структуру:
• Мироощущение – чувственное восприятие окружающего мира (напр., оптимист и пессимист)
• Мировосприятие – опирается на мироощущение окружающего мира в идеальных образах (адекватное и неадекватное)
• Миропонимание – это познавательно-интеллектуальная деятельность, направленная на выявление сущности происходящих процессов.
Мировоззрение имеет следующие формы:
1. миф (mythos – сказание) – самая первая форма (раньше религии), но сейчас миф тоже играет немаловажную роль. Современный миф является регулятором поведения людей, их взаимоотношений. В мифе закреплены нравственные и эстетические ценности человека.
Мифы бывают:
• Идеологические
• Социально-политические
• Художественные
Миф активно используется как манипулятор общественного сознания.
2. религия – вера в сверхъестественные силы. У нее следующие функции:
• Мировоззренческая – помогает строить систему поведения, норм и т.д.
• Регулятивная – это регулятор взаимодействия людей
• Компенсаторная – компенсирует отсутствие или недостаточность знаний
• Консолидирующая – служит объединению людей
Религиозные верования:
- фетишизм - (от франц. fetiche — идол, талисман), культ неодушевленных предметов — фетишей, наделенных, по представлениям верующих, сверхъестественными свойствами. Был распространен у всех первобытных народов. Сохранившиеся черты — вера в амулеты, обереги, талисманы.
- анимизм - (от лат. anima, animus — душа, дух), вера в существование душ и духов, обязательный элемент всякой религии.
- тотемизм - комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанных с представлением о родстве между группами людей (обычно родами) и т. н. тотемами — видами животных и растений (реже явлениями природы и неодушевленными предметами); каждый род носил имя своего тотема. Его нельзя было убивать и употреблять в пищу.
- магия - (от греч. mageia) (колдовство, волшебство), обряды, связанные с верой в сверхъестественную способность человека (колдуна, мага) воздействовать на людей и явления природы. Магия возникла в первобытном обществе и стала элементом обрядов.
все эти формы существовали еще до появления политеизма (10 тыс. лет назад), когда появилась оседлость и необходимость общественного разделения труда, оформление отношения господства и подчинения
Монотеизм формируется когда формируются монархические государства (на небе один Бог и на земле один Царь). Формы монотеизма:
• Иудаизм (7 в. до н.э.)
• Буддизм (5 в. до н.э.)
• Христианство (1 в. до н.э.)
• Ислам (7 в. н.э.)
1. Мировоззрение и его методологические функции в построении картины мира
С помощью мировоззрения человек строит картину мира определенной эпохи или свою собственную. Мировоззрение - это комплексное воззрение о том, как вести себя в этом мире и по отношению к Пространству, и по отношению ко Времени. Например, мировоззрение западноевропейцев считается активным, рациональным и линейным (культура «мужского типа»), а мировоззрение народов Востока - созерцательным, иррациональным и нелинеаризированным (культуры «женского типа»). Мировоззрение - способ построения картины мира.
Основные особенности философского мировоззрения
Философия может быть и религиозной, и атеистической, - в зависимости от того, каким исходным мировоззренческим тезисом она руководствуется при построении своей системы. Но основной особенностью философского мировоззрения является его критичность по отношению даже к собственным исходным тезисам.
Философское мировоззрение выступает в понятийной, категориальной форме, в той или иной мере опираясь на достижения наук о природе и обществе и обладая определенной мерой логической доказательности.
Основные черты философского мировоззрения:
- концептуальная обоснованность;
- систематичность;
- универсальность;
- критичность.
Несмотря на свою максимальную критичность и научность, философия чрезвычайно близка и к обыденному, и к религиозному и даже к мифологическому мировоззрению, ибо так же как и они, она выбирает направление своей деятельности весьма произвольно.
БИЛЕТ 2.
Согласно распространенному определению философия - это наука о наиболее общих законах развития природы, человека, общества и познания. Однако это определение не всегда подходит для описания особого явления духовной культуры человечества, именуемого философией. Во-первых, не всякое философское учение является научным. Во-вторых, в философии существует не только чисто познавательный аспект, но и множество других - мировоззренческий, этический, ценностный и т.д.
Представления о предмете философии многочисленны. Конструирование самого понятия «философия» приписывают древнегреческому мудрецу Пифагору (?ЙЙ-?Йвв. до н.э.), у которого оно обозначало «любовь к мудрости». Гераклит (?Й в. до н.э.) называет философом человека, занимающегося исследованиями. В качестве определения особой науки, направленной на познавание всего вечного, непреходящего бытия, термин «философия» начинает использовать Платон (?-Й?вв. до н.э.). Для Сократа философия - средство познавания добра и зла. У Аристотеля философия - исследование причин и принципов вещей. Для эпикурейцев философия - это путь достижения счастья через познание мира. У Ф.Бэкона Р.Декарта философия - целостная наука, представленная в понятийной форме. Гегель именует философию наукой о всеобщем, о разуме постигающем самого себя. Согласно А.Шопенгауэру, философия призвана отразить сущность мира в форме всеобщих абстрактных понятий.
Функции философии:
1. Мировоззренческая:философия связана с формированием индивидуального или коллективного мировоззрения - системы общих представлений о мире и человеке;2. Познавательная (гносеологическая): философия связана с познанием мира и человека;3. Методологическая: философия связана с выработкой общих принципов и методов познавательной и практической деятельности человека;4. Логическая: философия связана с осмыслением и формулированием общих законов рационального мышления;5. Ценностная (аксиологическая): философия связана с осмыслением и обоснованием значимости духовных ценностей для человека и общества;6. Гуманистическая: философия связана с обоснованием ценности человеческой личности, её достоинства, прав и свобод;7. Эвристическая:философия связана с проникновением интеллектуальной интуиции в область неведомого и с направлением научного познания;8. Эстетическая: философия связана с изучением законов Красоты и ее восприятия человеческим сознанием;9. Практическая: философия связана с выработкой смысла, целей, правил, принципов и механизмов практической деятельности человека;10. Культуротранслирующая: философия связана с обобщением и передачей от поколения к поколению важнейших достижений духовной культуры человечества.
Основными методами философии, то есть путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование, являются: диалектика, метафизика, догматизм, эклектика, софистика, герменевтика. Одновременно и направлениями в философии, и философскими методами являются: материализм, идеализм, эмпиризм, рационализм, иррационализм.
Диалектика - метод философского познания, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно, с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин следствий, единства и борьбы противоположностей.
Метафизика - метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются обособленно, вне связи с другими, статично и однозначно. То есть игнорируется факт постоянных изменений, развития и ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям.
Догматизм - восприятие окружающего мира через догмы - раз и навсегда принятые убеждения, носящие абсолютный характер. Данный метод присущ, прежде всего, средневековой религиозной философии.
Эклектика - метод, основанный на произвольном соединении разрозненных фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные выводы. В среднии века эклектика использовалась в религии.
Софистика - метод, основанный на выведении из ложных, но выданных за истинные, суждений нового суждения, логически верного, но ложного по смыслу. Софистика была распространена в Древней Греции, имела целью не достижение истины, а победу в споре. Софистика использовалась как прием ораторского искусства, для доказательства «чего угодно и кому угодно».
Герменевтика - метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространен в западной философии.
Материалистический метод - действительность воспринимается как реально существующая, материя - как первичная субстанция, а сознание - как свойство, проявление материи. Материализм существует и развивается не всем протяжении истории философии. Материалистический метод господствовал в советской философии и широко распространен в современной российской философии.
Идеалистический метод - признание в качестве первоначала идеи, а материи - как производной от идеи, ее воплощением. Данный метод особенно распространен в западной философии.
Эмпиризм - метод направление в теории познания, согласно которому в основе познавательного процесса и знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувствительного познания. В первую очередь эмпиризм присущ англо-американской философии.
Рационализм - метод и направление в философии, согласно которому основой и бытия и познания является разум. Рационализм господствовал в континентальной европейской философии Ч?ЙЙ-ЧЙЧ вв.
Иррационализм - окружающий мир есть хаос, он не имеет целостности, внутренних законов развития, не подконтролен разуму и подчиняется неразумным движущим силам, например, аффектам, воле и т.п. иррационализм окреп в европейской философии в ЧЙЧ в. и распространен до настоящего времени.
БИЛЕТ 3
Особенностью индий общ-ва было распадение его на парны и касты Касты были замкнутыми группами наследующ-ми из поколения в пок-е отлич-е знаки символику культуру образ жизни одежду проф-сию мировоз.Периоды: ведический — первая половина I тыс. до н.э. (время разложения первобытнообщинного строя, возникновения раннеклассовых рабовладельческих обществ); эпический — вторая половина I тыс. до н.э. (время закрепления системы хозяйственных, политических, нравственных и т.п. связей и отношений в форме варно-кастового деления общества); классический — с первого тыс. н.э. и вплоть до XVII-XVIII вв. (возникновение и развитие феодализма на основе сословно-классовой социальной структуры). Мы рассмотрим ведический, эпический и классический раннесредневековые (до Х в.) периоды истории индийской философии.
Согласно традиционным принципам классификации, принятым большинством ортодоксальных индийских мыслителей, школы и системы индийской философии разделяются на два обширных лагеря - ортодоксальные (астика) и неортодоксальные (настика). К первой группе принадлежат шесть главных философских систем: миманса, веданта, санкхья, йога, ньяя и вайшешика. Они считаются ортодоксальными не потому, что допускают наличие бога, а потому, что признают авторитет вед. К числу неортодоксальных систем относятся главным образом три основные школы - материалистическая (типа чарвака), буддийская (вайбхашика, саутрантика, йогочара и мадьямака) и джайнская. Их называют неортодоксальными потому, что они не признают авторитета вед
НО)1)В индийской философии слово " чарвака" означает материалист. Достоверным источником познания последователи системы чарвака считают только восприятие. Они указывают, что все непрямые, находящиеся вне процесса восприятия, источники познания, такие, как вывод, свидетельство других лиц и т. д., ненадежны и часто вводят в заблуждение. Поэтому мы не должны верить ничему, кроме того, что мы познаем непосредственно через восприятие.2) Джайнизм (победитель) Основопол-к: Махавира. Дж-м отриц святость Веды осуж-ся жертвоприн-я допускает женщин к изуч-ю свещ текстов В основе Дж-ма представление о карме, космич-ом законе. З-н кармы нельзя умилостивить жертвами богам но его можно победить.Джина- тот кто победил карму Правильная вера соблюдение обетов, воздерж-е, правдивость, чистота, строгость к себе, невозму-тимость. Следование обетам может освободить от кармы ещё при жизни. Это путь аскетизма.3 ) Буддизм Основатель Гаутама которого по преданию берегли от невзгод мира но увидев больного умирающего монаха-аскета он был настолько потрясён что стал отшельником После многих скитаний он стал Буддой(просветленным) Суть Б в 4-х истинах 1)жизнь есть страдание (ста-рость болезни невзгоды смерть) 2)корень страда-ния в жажде жизни 3)страд-е имеет причину а раз так то прекращ страдания- это уничтожение жаж-ды жизни 4) путь освоб от страд-я- достиже-ние нирваны(состояние в котором невозмут-ть духа и освобож от телесной зависим-ти избавляют чел от стад-й) К достиж-ю конеч цели ведёт путь из8 сту-пеней: правильной точки зрения, прав решимости, прав речи, прав поведения, прав жизни, прав усилий, прав направ-я мысли, прав сосредоточ-ти.
О)1) Система ньяйи. Философы школы ньяйи наряду с представителями многих других систем индийской философии стремятся избавить личность от ее привязанности к телу, чувствам и объектам. По их мнению, наше я отличается от тела и ума. Тело - это лишь сложная субстанция, состоящая из материи. Ум - тонкая, неделимая, вечная субстанция (ану). Он служит душе инструментом для восприятия психических явлений, таких, как удовольствие, боль и т. д. Поэтому он называется внутренним чувством.2) Вайшешика. Она родственна системе ньяйи и имеет одинаковую с ней конечную цель - освобождение индивидуального я. Она подводит все объекты познания, весь мир, под семь категорий: субстанция (дравья), качество (гуна), действие (карма), всеобщность (саманья), особенность (вишеша), присущность (самавая) и небытие (абхава).
Субстанция является субстратом качества и деятельности, однако она отлична как от того, так и от другого. Существуют девять видов субстанций: земля, вода, огонь, воздух, эфир (акаша), время, пространство, душа и ум (манас).3) Санкхья представляет собой философию дуалистического реализма, создание которой приписывается мудрецу Капиле. Она признает наличие двух независимых друг от друга первичных реальностей: пуруши и пракрити. Пуруша есть некое разумное начало, у которого сознание (чайтанья) является не атрибутом, а самой его сущностью. Пуруша - это Я" совершенно отличное от тела, чувств и ума. Находясь вне мира объектов, оно представляет собой вечное сознание, являющееся свидетелем происходящих в мире изменений и действий, - сознание не действующее и не изменяющееся. Физические вещи - стулья, кровати и т. п. - существуют скорее для других, чем для самих себя.4)Система йоги называется теистической (шешвара) санкхьей в отличие от санкхьи Капилы, которая обычно считается атеистической (ниришвара). Философия йоги считает бога высшим объектом сосредоточенности и самопознания. Бог - существо вечное, всеобъемлющее, всеведущее и совершенно свободное от всех недостатков.5) Веданта - важнейшая среди ортодоксальных школ древнеиндийской философии. Она так прочно укоренена в индийскую культуру, что именно с ней связывают особенности, характер и направление развития всей индийской философской мысли. Базовые тексты - Упанишады (IX - V вв. до н. э.), Бхагавадгита (IX - VI вв. до н. э.) и Брахма-сутра (V - II вв. до н. э.), а также труды Шанкары и его учеников (IX - X вв. н. э.), получившие название адвайта-веданта, и работы Рамануджи и его последователей (XII - XVII вв. н. э.).
Центральная идея Веданты - идея Брахмана. Брахман раскрывается как безличный абсолютный дух, генетическое и субстанциональное начало, равно как и завершающий конец всего сущего. Из него все вещи происходят, им они поддерживаются и в нем растворяются.
илет 4
Др К гос-во- иерархическая деспотия Глава гос-ва- наследственный монарх В Китае не было сословия жрецов обряды возглав главами семейств чинов-ми царями. Закона не сущ-ло и стоящий на более низ ступени соц лестницы был полностью подче-нён стоящему выше. Господствовали культы умер-ших культы предков Вся жизнь живых проходила под знаком пост отчёта перед духами умерших предков.Для миф-гии К х-но представлен о перво-начальном сост мира как первобытном хаосе и2-х противопол упорядоч-х началах – небесного (Ян) и земного (Инь) Именно они учредили порядок на Земле. Для др К хар-на опора на свящ книги "пяти-книжие".(книга песен,кн истории, кн перемен, кн обрядов, летопись)В нихсодерж готовые оветы на: что есть добро и зло, откуда произ зло, кто виновник зла, почему чаще от зла страд невинные, что делать чтобы меньше страдать. В «книге истории» о 5-ти началах мира: воде, огне дереве металле земле, и о 5 явл природы: дождь, солнеч сияние, жара, холод, ветер.И делается вывод что причиной зла явл неблагоприятное сочетание начал и явл-й. И осущ-ся переход к тому что достойное поведе-ние правителя, прозорливость чиновника, мудрость жреца явл прямыми следст-виями этой гармонии, а=> негат кач-ва вызывают экспансию зла. Глав рекомендация: всемерно сво-ей жизнью поддержив космич гармонию, осущ-я разумное сочет-е начал в пище, повед-ии, ретуале. Конфуцианство Глав сочинение: Беседы и сужде-ния. Небо- высшая сила, всё зависит от воли неба В обществ жизни- культ предков, веди себя дост-ойно, уважай старших, совершенствуйся сам, не обманывай, не срывай свой гнев на др-х. Этика основыв-ся на принципе золотой середины, на ед-но правиль пути (для того чтобы жить в согл с др необх найти согл-е в с собой) Это середина м/д несдержанн и осторожностью, смелостью и трус, жадностью и бескорыстием. Исправление имён (гармония лишь тогда когда всё названо своими именами: царь-царём, пастух-паст т.е. Богу-богово, Кесарю-кесарево. Церь должен править пастух пасти скот) Моизм Основан Мо Ди Осн труд: Мо-цзы. Моисты отриц-и предопределённость всего судьбой. Небо не представ-т всё и вся а желает чтобы люди любили друг друга. Кроме любви к ближ они проповедовали и любовь к дальним. Народ почитали высш ценностью и любовь к народу провозглашали как волю небес. Будучи убеждёнными против-и войн они были первыми пацыфистами. К традиции рекоменд-ли относится критически, выбирая только хорошие. Даосизм основопол Лао-цзы (легендарная личность) Трак-тат Книга о дао 4в до н.э. В основе мировоз лежит понятие дао (основа и субст-я всех вещей, безлич-ный первопринцип бытия. Дао –это изначальное небытие, становящ-ся бытиём) Все вещи имея в своей 1-основе небытиё, явл в действ-ти бытием, непрерывно снова уходят в небыт-ё, в к-ом обрета-ют свой покой. Это и есть пост движ-е в мире. Зад-ача Ч слиться с Дао путём внутр самосовершен-я.
БИЛЕТ 5
бщее понятие досократических философских школ.
Первые, досократические философские школы Древней Греции возникли в VII – V вв. до н.э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления. К наиболее известным ранним философским школам Древней Греции относятся:1)милетская школа:2)школа пифагорейцев;3)школа Гераклита Эфесского;4)элейская школа;5)атомисты.
Характерными чертами досократических философских школ являлись: ярко выраженный космоцентризм; повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы; поиск первоначала, породившего все сущее; гилозоизм (одушевление неживой природы); доктринерский (недискуссионный) характер философских учений.