Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Билет 39: Основные направления исследования массовой коммуникации.




Основное: Уже с начала семидесятых годов социология масс-медиа в странах Запада развивается, по существу, как единый исследовательский комплекс с концентрацией на управленческих, идеологических и культурных аспектах масскоммуникационного воздействия на человека и общество [1]. Как отмечает М. Шадсон [2], можно говорить в этой связи о выделении трех хотя и взаимосвязанных, но, тем не менее, самостоятельных направлений:

- неовеберианского анализа рациональности в "производстве культуры", делающего акцент на вопросах организации работы масс-медиа и обеспечения уровня профессионализма и сбыта, необходимого в условиях конкуренции;

- неомарксистского подхода, где упор делается на изучении символического значения сообщений массовой коммуникации в соответствии с традициями Франкфуртской школы и грамшианской концепцией роли культурного аппарата как идеологического средства поддержания политической гегемонии;

- неодюркгеймианских исследований "публичного восприятия", в которых коллективные представления, формирующиеся посредством масс-медиа, рассматриваются в качестве способа объединения людей через сообщение им чувства солидарности.

В последние годы в социологические исследования массовой коммуникации вводится методология феноменологической социологии [3]. Ее представители, рассматривая повседневный опыт массового общения в качестве "высшей реальности", противопоставляют себя при этом не только неовеберианцам (с их представлением о современной рациональной организации духовного производства как "железной клетке") и неомарксистам (для которых мир масс-медиа продолжает характеризоваться отношениями отчуждения и репрессивности), но и исследователям, актуализирующим сегодня наследие Дюркгейма.

Дело в том, что, согласно неодюркгеймианцам, повседневный поток массовой коммуникации, как бы обволакивая каждого человека со всех сторон, сам по себе еще не возвышает его до уровня "коллективной трансцендентальности", поскольку достижение этого уровня, - со свойственной ему "религиозностью" восприятия сообщений масс-медиа, - возможно, как правило, в случае такой прямой передачи электронными масс-медиа уникальных событий, когда они, обладая собственной мощной "аурой", вместе с тем фактически перевоплощаются для аудитории в события, создаваемые самими масс-медиа [3]. Исследователи же, работающие в русле традиций феноменологической социологии, представляют собой своего рода "счастливых позитивистов" (Ю. Хабермас) современной эпохи постмодернизма. Ведь в своем анализе они не только принципиально ограничиваются рамками "жизненного мира" масскоммуникационного сознания, но и рассматривают его в качестве мира "очарованного, наполненного собственным содержанием и многозначимого", поскольку "в языке, которым пользовались для описания сначала изобретения радио, а затем и телевидения, снова и снова звучало отношение к ним как к чуду, сотворенному современной наукой, и это магическое отношение не исчезло, а, оказавшись поглощенным повседневной жизнью, просто-напросто, ушло на глубину и оттуда стало действовать в сознании скрыто" [3].

Дополнительно: Говоря о сегодняшних ориентациях теоретических исследований массовой коммуникации, не будем упускать из виду, что за свою историю они не только претерпели серьезные изменения, но и сохранили определенную преемственность. Будучи первоначально, как правило, непосредственно привязаны к эмпирическому анализу, как он проводился, в основном, под влиянием сиюминутного спроса, порождавшегося по-рыночному открытой конкурентной борьбой за массовую аудиторию, эти исследования носили преимущественно бихевиористский характер, и не случайно на том этапе "в поле" работали такие в дальнейшем известные теоретики, как П. Лазарсфельд, Р. Миллс и Р. Мертон. Затем для теоретических исследований наступил длящийся до сих пор "академический период", когда "рыночный стимулятор" научного поиска стал как бы отпускать его на свободу: хотя действует он и с отнюдь не ослабевающей силой, но при этом, давая теории "выговориться", уходит зачастую на задний план.

Другой существенной особенностью теоретических исследований масс-медиа стала не просто их растущая тематическая диверсификация, но и вбирание ими в себя фактически всего теоретического багажа и инструментария социологии, что поставило на повестку дня вопрос о сохранении ими, тем не менее, своей специфики. Тот же вопрос оказывается все более актуальным и применительно к разворачивающейся в настоящее время компьютеризации глобально осуществляемого общения, - в том числе в связи со стремительно пошедшей с начала 1994 года в рост децентрализованной компьютерной сети Интернет, созданной по заказу Пентагона еще в шестидесятых годах в целях обеспечения управления вооруженными силами США в условиях считавшейся тогда возможной термоядерной войны, а затем в силу известных событий утратившей свое непосредственное военное значение и пущенной в коммерческий оборот.

Преемственность теоретического исследования обеспечивается его конфигурациями как такими структурными элементами, которые в совокупности образуют своего рода “каркас” теоретических построений.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 544 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

80% успеха - это появиться в нужном месте в нужное время. © Вуди Аллен
==> читать все изречения...

2298 - | 2154 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.