Организации Объединенных Наций. 21 февраля 2007 г. Совет Безопасности ООН своей резолюцией санкционировал размещение миротворцев на территории этого государства.
В полномочия АМИСОМ входили поддержка усилий временного переходного правительства Сомали по стабилизации положения в стране, примирение враждующих группировок и налаживание диалога между ними, помощь в доставке гуманитарных грузов, а также создание соответствующих условий для стабилизации, реконструкции и развития Сомали. В соответствии с этими полномочиями перед миротворческими силами были поставлены следующие задачи: поддерживать диалог между всеми враждующими группировками и содействовать их примирению; оказывать помощь временному правительству в охране жизненно важных объектов инфраструктуры; оказывать помощь в создании национальных сил безопасности; содействовать в меру возможностей процессу разоружения и стабилизации; контролировать ситуацию в зонах размещения; участвовать в гуманитарных операциях, включая организацию возвращения на родину беженцев и перемещенных лиц; осуществлять охрану персонала и оборудования (с правом на самооборону). При всей амбициозности этой операции мандат не давал возможности существенно изменить ситуацию в сомалийском обществе, поскольку права защищать мирных граждан у миротворцев не было. Результаты такой ограниченности мандатных полномочий были особенно ощутимы в столице страны, Могадишо, где весной 2007 г. происходили массовые убийства мирных граждан. Несмотря на проведение миротворческой операции АМИСОМ и присутствие миротворцев в городе, только за четыре месяца от массированных обстрелов пострадала третья часть населения Могадишо. Мирные граждане становились объектами грабежей и насилия со стороны вооруженных бандитов, а миротворцы практически ничем не могли помочь жертвам.
Большую помощь африканцам в рамках общей миротворческой стратегии оказала Организация Объединенных Наций. Она сотрудничала с Комиссией Африканского союза при планировании, развертывании и осуществлении АМИСОМ. Содействие осуществлялось с помощью пакета мер материально-технической поддержки через Отделение ООН по поддержке АМИСОМ (ЮНСОА), а также через Бюро ООН при Африканском союзе, известном ранее как Группа планирования ООН. Принятые меры материально-технической поддержки позволили существенно улучшить условия жизни и работы персонала АМИСОМ. Оказываемая через ЮНСОА поддержка заключалась в доставке пайков, топлива, имущества общего назначения и предметов медицинского назначения; инженерном обеспечении и строительстве основных объектов; санитарно-медицинском обслуживании; медицинской эвакуации и лечении, а также предоставлении медицинского оборудования для объектов АМИСОМ; предоставлении информационно-коммуникационных технологических средств; организации работы служб информационной поддержки; авиационном обслуживании в связи с осуществлением эвакуации и ротации военнослужащих; предоставлении автотранспорта и другого оборудования.
По плану миротворческие силы АМИСОМ должны были составить около 8000 человек, включая военный и гражданский персонал. Кроме Уганды о готовности направить свои подразделения в Сомали заявили также Нигерия, Гана и Бурунди. Уганда была готова предоставить 1600 военнослужащих, Бурунди - 1500-1600, Нигерия - 850, Гана - 350. Южно-Африканская Республика, обладающая мощным военным потенциалом и принимавшая активное участие в предыдущих операциях Африканского союза, заявила о том, что не сможет направить своих военнослужащих в Сомали из-за участия в миротворческих операциях в Конго и Бурунди.
Уганда приступила к размещению двух батальонов и штабного подразделения в Могадишо в марте 2007 г. Однако этот процесс шел медленно из-за недостатка финансирования и логистической поддержки. Республика Бурунди была готова послать своих военнослужащих в середине 2007 г., однако ввиду недостатка оборудования отсрочила отправку людей на несколько месяцев.
До конца декабря 2007 г., пока из Бурунди не прибыли 192 военных, единственными миротворцами в Сомали оставались два батальона из Уганды. В январе 2008 г. Республика Бурунди завершила размещение в Сомали батальона в количестве 850 человек. Таким образом, численность военнослужащих достигла 2613 человек из запланированных 8000. Второй батальон из Бурунди закончил свою подготовку к отправке в конце мая 2008 г., но только в середине октября получил необходимое оборудование и начал размещение в Сомали. Итак, к концу октября 2008 г. в Сомали находилось около 3000 миротворцев. Этого было явно недостаточно для выполнения мандатных полномочий миротворцев.
После развертывания пятого батальона из Уганды и четвертого батальона из Бурунди в 2010 г. контингент АМИСОМ достиг санкционированной Советом Безопасности численности в 8 000 военнослужащих. Между тем в состав полицейского контингента АМИСОМ входило 40 сотрудников. 15 октября 2010 г. Совет мира и безопасности Африканского союза утвердил возможность увеличения численности контингента АМИСОМ до 20000 военнослужащих, а также снабжения их необходимыми воздушными и морскими транспортными средствами, в том числе военной техникой. Осуществление данного намерения планировалось провести в два этапа: а) первоначально ввод дополнительных 4000 военнослужащих в Могадишо; б) ввод еще 8000 военнослужащих и размещение их в других районах Сомали, прежде всего в тех, которые контролируются группами, находящимися в союзнических отношениях с переходным федеральным правительством. Он также одобрил увеличение гражданского и полицейского миротворческого персонала до 1680 человек.
На этом же заседании Совет мира и безопасности Африканского союза обратился к Совету Безопасности ООН с просьбой одобрить пересмотренную концепцию операций и новую санкционированную численность контингента АМИСОМ; утвердить расширенный пакет поддержки для АМИСОМ, финансируемый за счет начисленных взносов ООН; ввести морскую блокаду и установить закрытую для полетов зону над Сомали; обеспечить эффективное соблюдение санкций против тех, кто препятствует мирному процессу; решать проблему пиратства у берегов Сомали более последовательным образом; подтвердить готовность к проведению миротворческой операции в Сомали, что предполагает изменение статуса АМИСОМ, и указать конкретные сроки развертывания данной операции.
На сегодняшний день усилия Африканского союза по восстановлению мира в Сомали не принесли сколько-нибудь ощутимых результатов.
Причины неудачи африканских миротворцев носят комплексный характер и требуют всестороннего анализа, если мировое сообщество хочет примирить сомалийские кланы и группировки и восстановить в стране порядок. Прежде всего необходимо назвать причины, которые, с нашей точки зрения, представляются наиболее очевидными.
1. Во-первых, силовой потенциал миротворческих сил Африканского союза явно недостаточен для осуществления контроля над всей территорией Сомали. Пока миротворцы в состоянии обеспечить минимальную безопасность лишь членам переходного сомалийского правительства. Необходимо не только увеличить количество миротворческих подразделений, но и укрепить их качественно, снабдив миротворцев оружием, которое по своим боевым характеристикам не будет уступать оружию, находящемуся в распоряжении ряда группировок.
2. Во-вторых, окончательное урегулирование конфликта силами только африканского сообщества не представляется возможным. Необходимо активное вмешательство Организации Объединенных Наций и направление в страну хорошо подготовленного интернационального миротворческого контингента, сопоставимого по численности с контингентом американских войск, проводивших в Сомали начале 90-х годов XX в. операцию «Возрождение надежды».
3. В-третьих, низкая эффективность миротворческих операций в Сомали обусловлена их недостаточным финансированием. В то время как финансирование противостоящих переходному правительству группировок, если судить по продолжающимся вооруженным действиям, осуществляется вполне успешно.
Это основные причины. Они лежат на поверхности и алгоритм их устранения довольно прост.
Кроме перечисленных существуют причины более глубокого и фундаментального характера, устранение которых требует не только больших финансовых затрат, но и серьезного системного анализа внутренних и внешних аспектов сомалийского кризиса. Сегодня в мире и в африканском регионе есть несколько государств, заинтересованных в нестабильности в Сомали. Прежде всего это США, которым выгодно противостояние мусульманских стран в этом регионе, объективно ослабляющее арабский мир в борьбе с Израилем. Кроме того, нестабильность в районе Африканского Рога делает более оправданным наличие американских военных баз в Джибути и Эритрее. Эфиопия также заинтересована в сохранении статус-кво в Сомали. У эфиопского руководства существует опасение, что любое сомалийское правительство, получившее реальный контроль над страной, неизбежно вернется в своей политике к «огаден-скому вопросу», который привел к войне в конце 70-х годов XX в.
Кроме того, контрольная комиссия ООН по Сомали еще в 2006 г. выявила вмешательство Джибути, Египта, Эритреи, Эфиопии, Ирана, Саудовской Аравии, Уганды и Йемена во внутренние дела Сомали. Все эти государства поставляли противоборствующим силам, в том числе и правительственным войскам, вооружение в нарушение эмбарго, введенного Советом Безопасности ООН в январе 1992 г..
Еще одна проблема, которая является препятствием на пути урегулирования сомалийского конфликта, - это атомизированность общества( множественность, разобщенность), которую очень точно отражает известная сомалийская пословица: «Я и Сомали против всего остального мира. Я и мой клан против остального Сомали. Я и моя семья против клана. Я и мой брат против моей семьи. Я против моего брата».