Вопрос № 14
Гражданская война в Сомали, начавшаяся в конце 80-х годов XX в., привела к свержению диктаторского режима С. Барре, который управлял страной с 1969 года. Казалось бы, вслед за этим событием на волне общемировой тенденции к свободе и демократии, связанной с окончанием холодной войны, должны были последовать позитивные изменения и в данной африканской стране. Однако реальность оказалась не такой, какой она представлялась многим политологам либерально-идеалистического направления. Во многих регионах постбиполярного мира начинаются вооруженные конфликты, которые было сложно представить в рамках Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений: достаточно вспомнить многочисленные вооруженные столкновения в государствах СНГ, на Балканах, на африканском континенте. Одним из самых длительных и сложных является конфликт в Сомали. В этом государстве в районе Африканского Рога вот уже более двух десятилетий продолжается гражданская война, осложненная вмешательством извне.
В первой половине 90-х годов XX в. международное сообщество в лице ООН предпринимало попытки урегулирования конфликта с использованием военных и дипломатических мер (в Сомали были направлены миротворческие силы ООН и специальные подразделения вооруженных сил США)). Однако эти усилия не принесли ожидаемых результатов и к марту 1995 г. из страны были выведены как миротворческие силы ООН, так и представительства большинства гуманитарных организаций.
На рубеже XX - XXI вв. была предпринята вторая масштабная попытка урегулировать конфликт в Сомали, в которой главная роль была отведена региональным организациям - Африканскому союзу и Комитету по развитию государств Восточной Африки. Начало миротворческим усилиям Африки было положено
22 сентября 1999 г. на 54-й сессии Генеральной ассамблеи ООН, на которой выступил президент Джибути И.О. Гуллех. Большую часть своего доклада он посвятил конфликту в Сомали. Отметив тяжелую гуманитарную ситуацию, сложившуюся в стране в результате гражданской войны, он возложил ответственность за продолжающийся в Сомали хаос на мировое сообщество: «Трагедия заключается в том, что международное сообщество не хочет признавать существующую реальность, как представляется, только потому, что в этом регионе нет жизненно важных интересов. Поэтому предводителям военных группировок предоставляется возможность воевать до победного конца. Политическая воля со стороны международного сообщества могла бы принести мир и в Сомали... По причине повсеместного равнодушия, отсутствия решимости и действий с нашей стороны Сомали приходит в упадок. Сомали больше не является политически важным образованием. Собственно говоря, продолжающаяся анархия в этой стране указывает на неспособность международного сообщества служить интересам беднейших стран в развивающемся мире... Десятилетие насилия, голода, болезней и неуверенности привело к беспрецедентному по своим масштабам отчаянию. С уверенностью можно сказать, что уровень жизни сомалийцев находится ниже черты бедности, и нет никаких признаков прекращения разрушительной гражданской войны».
Далее президент Джибути выдвинул состоявший из нескольких частей план поэтапного урегулирования конфликта в Сомали.
1. Во-первых, Гуллех предложил провести в Джибути конференцию по примирению с участием не только предводителей военизированных группировок, но и представителей гражданского общества Сомали, включая старейшин всех основных кланов.
2. Во-вторых, после проведения конференции и создания переходного правительства, по мнению президента Джибути, необходимо с помощью мирового сообщества задержать и наказать тех руководителей, которые допустили нарушения прав человека и массовые убийства в стране.
3. Наконец, в-третьих, если вышеназванные меры не смогут заставить предводителей вооруженных группировок прекратить гражданскую войну, то мировое сообщество в лице представителей Организации Объединенных Наций, Лиги арабских государств и Африканского союза должно принять все необходимые меры для восстановления мира и порядка в Сомали.
Инициатива президента Джибути по урегулированию сомалийского вооруженного конфликта была обусловлена несколькими факторами. Во-первых, более 60% населения Джибути составляют сомалийцы (сомалийский народ в конце XIX в. был разделен и оказался в колониальных владениях Англии, Италии и Франции). Во-вторых, Гуллех, занявший пост президента только в апреле 1999 г., рассчитывал, что выдвижение этой инициативы будет способствовать укреплению его авторитета как внутри страны, так и на международной арене. В-третьих, в случае успеха эта инициатива могла реанимировать идею «Великого Сомали», притом И.О. Гуллех становился одной из ключевых фигур в деле «собирания» сомалийских земель. Таким образом, правительство Джибути было заинтересовано прилагать значительные усилия к обеспечению мирного процесса.
Глава государства посетил Эфиопию, Кению, Египет, Йемен, Ливию, Кувейт и Италию с целью обсуждения сомалийской проблемы. После его визита в Эфиопию 1 ноября 1999 г. и переговоров с премьер-министром М. Зенави между правительствами Джибути и Эфиопии было подписано совместное заявление, в котором подчеркивалась общность взглядов государств-членов комитета по развитию Восточной Африки на сомалийский кризис. 26 ноября в Джибути была проведена седьмая встреча стран-членов комитета, на которой главы государств поддержали мирную инициативу Джибути, отметив значительные миротворческие усилия этой страны, и еще раз повторили, что недопустимо позволять лидерам вооруженных сомалийских группировок делать сомалийский народ заложником своих узко-клановых политических интересов и личных мотивов.
Стратегия правительства Джибути базировалась на трех принципах: Джибути создает соответствующую атмосферу и способствует мирному процессу; сомалийцы сами решают свою судьбу; международное сообщество оказывает поддержку этому процессу.
Перед началом официальных консультаций в марте 2000 г. правительством Джибути была сформирована Комиссия для оказания технической поддержки и координации деятельности участвующих сторон на каждой стадии мирного процесса. В нее вошли высшие чиновники правительства, бизнесмены и представители интеллектуальной элиты Джибути. Комиссия инициировала консультации на различных уровнях, стремясь донести важную информацию до всех слоев сомалийского общества. В апреле и мае 2000 г. члены Комиссии с целью привлечения сторонников и разъяснения своих позиций относительно мирного процесса посетили ряд регионов Сомали. В то время как большинство сомалийцев поддержало инициативу и взгляды членов Комиссии, в южных и центральных районах Сомали сохранялось сильное сопротивление мирному процессу со стороны лидеров вооруженных формирований.
14 апреля 2000 г., когда Комиссия прибыла в Харгейси, руководство аэропорта запретило ее членам выходить из самолета. Правительство Джибути отреагировало немедленно: в тот же день было принято решение выдворить представителя Сомалиленда из Джибути. Отношения между Сомалилендом и Джибути стали стремительно ухудшаться.
Противодействие Сомалиленда миротворческим усилиям Джибути было вызвано целым рядом причин.
· Во-первых, Сомалиленд - сравнительно стабильное государственное образование и его руководители не хотят поддерживать мирный процесс, который может привести к восстановлению государственности в Сомали и интеграции в его рамках всех территорий.
· Во-вторых, между Джибути и Сомалилендом традиционно идет соперничество за приоритетное право осуществлять морские перевозки в Аденском заливе (оба государства имеют развитую портовую инфраструктуру).
· И наконец, власти Сомалиленда считают, что за спиной Джибути стоят США и другие западные державы, которые стремятся навязать свои принципы урегулирования конфликта сомалийцам, как это было в начале 90-х годов XX в.
Конференция, на которую прибыли 810 делегатов, представляющих все сомалийские кланы и зарубежные диаспоры, начала свою работу 15 июня 2000 г. с выступления президента Джибути И.О. Гуллеха.
По решению этой конференции были образованы переходное правительство Сомали и переходный парламент (Ассамблея), срок действия полномочий которых составлял три года. Новое правительство столкнулось с оппозицией в лице ряда предводителей вооруженных группировок, поддерживаемых Эфиопией, которая не признала мирного соглашения. Реально новое правительство могло относительно контролировать только столицу страны - Могадишо.
В 2001 г. Межправительственный комитет по развитию Восточной Африки еще раз попытался разрешить конфликт. Переговорный процесс продолжался до 2004 г. и завершился созданием нового федерального переходного правительства и нового федерального переходного парламента. По соображениям безопасности новое правительство начало свою работу за рубежом - в Кении, а затем перебралось в Сомали, сначала в Джоухар (ОюЬаг), потом в Байдабо (Ва1^а). Правительство возглавил Абдуллахи Юсуф Ахмед, бывший руководитель автономной провинции Пунтленд, пользовавшийся всесторонней поддержкой Эфиопии.
Вскоре стало ясно, что без серьезной военной помощи со стороны международного сообщества правительство Сомали не может не только установить мир и порядок в своей стране, но даже обеспечить собственную безопасность.
В конце 2004 г. А.Ю. Ахмед заявил о необходимости направить в страну миротворческие силы для предотвращения дестабилизации, угроза которой объяснялась как активностью тысяч вооруженных бандитов на территории Сомали, так и наличием у населения миллионов единиц огнестрельного оружия.
В январе 2005 г. Межправительственный комитет принял решение организовать миротворческую миссию в Сомали под своей эгидой. Однако разногласия между членами комитета по ряду ключевых вопросов не позволили претворить в жизнь это решение стран Восточной Африки.
Между тем в 2006 г. на политическую авансцену Сомали вышла группа исламских судов. В июне 2006 г. она установила свой контроль над столицей и ее пригородами. Президент Федерального переходного правительства Ахмед заявил, что эта организация получает поддержку из-за рубежа.
Во второй половине 2006 г. под эгидой Лиги арабских стран проходили переговоры между федеральным правительством и представителями исламских судов. Встреча состоялась 22 июня в Хартуме. В переговорах приняли участие три главных руководителя федерального переходного правительства: президент Абдуллахи Юсуф Ахмед, премьер-министр Али Мохаммед Геди и спикер парламента Шариф Хасан Шейх Аден. Делегация Союза исламских судов состояла из менее высокопоставленных лиц. В результате стороны договорились: а) признать законность федеральных переходных органов власти; б) признать существование исламских судов; в) продолжить переговоры без всяких предварительных условий; г) предать суду военных преступников; д) не предпринимать никаких провокационных и враждебных действий; е) обратиться с совместным призывом об оказании помощи в урегулировании конфликта к мировому сообществу; ж) провести переговоры по вопросам политики и проблемам безопасности.
25 июля 2006 г. Специальный представитель Генерального секретаря ООН Франсуа Лонсени Фаль посетил Байдабо для переговоров с Союзом исламских судов и федеральным правительством. В ходе встречи он призвал обе стороны продолжить конструктивный диалог.
5 августа того же года в Байдабо с посреднической миссией прибыла делегация Эфиопии во главе с министром иностранных дел Сейюмом Месфином. Кульминацией этого визита стало подписание 6 августа меморандума о взаимопонимании в целях предотвращения правительственного кризиса. Однако 10 августа президент А.Ю. Ахмед объявил о роспуске правительства и предложил премьер-министру Геди сформировать менее многочисленное и вместе с тем более квалифицированное правительство.
Второй раунд мирных переговоров между Союзом исламских судов и федеральным правительством начался в Хартуме под эгидой Лиги арабских государств 2 сентября 2006 г. В своем заявлении на церемонии открытия Специальный представитель Генерального секретаря ООН призвал стороны стремиться к прогрессу в переговорах на основе соглашения, достигнутого в ходе первого раунда, а также создать совместный механизм для контроля над выполнением соглашений, которые планировалось заключить в ходе второго раунда. 4 сентября переходное правительство и Верховный совет исламских судов подписали соглашение, в котором они договорились, в частности, о следующем: а) воссоздать национальную армию и национальную полицию Сомали и работать над интеграцией сил исламских судов, переходного правительства и других вооруженных формирований в эти структуры; б) способствовать осуществлению мирного взаимодействия Сомали с соседними государствами;
в) обсудить неурегулированные проблемы в ходе третьего раунда переговоров;
г) учредить совместный комитет для наблюдения над выполнением условий соглашения; д) сформировать технический комитет в составе председателя Лиги арабских государств, генерального секретаря Лиги арабских государств, членов комитета по Сомали Лиги арабских государств и других представителей переходного правительства и исламских судов; е) встретиться в Хартуме 30 октября 2006 г. для проведения третьего раунда переговоров.
Тем не менее вооруженные столкновения между силами исламских судов и формированиями переходного правительства продолжались, и в конце осени Союз исламских судов установил контроль над большей частью территории Сомали. В этих условиях переходное правительство обратилось за помощью к правительству Эфиопии. В декабре 2006 г. начинается новый этап гражданской войны в Сомали, который в дальнейшем послужил толчком к началу миротворческой операции Африканского союза. Войска Эфиопии вошли в Сомали и стали принимать активное участие в боях против формирований исламских судов, причем эта интервенция была поддержана США.
Когда стало ясно, что Межправительственный комитет по развитию Восточной Африки не в состоянии организовать миротворческую операцию в Сомали, Совет мира и безопасности Африканского союза 19 января 2007 г. решил направить в эту страну свои миротворческие силы АМИСОМ1. Таким образом, долгий процесс поиска организации, способной провести миротворческую операцию в Сомали, был завершен.
Первоначально мандат предусматривал полугодовой срок пребывания в Сомали миротворцев, так как в дальнейшем планировалось привлечение к операции