Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Поэма памяти Сергея Есенина

Произведение было написано в 1955 г. и первоначально предназначалось для голоса и фортепиано. Окончательная редакция – для солиста (тенора), хора и оркестра.


Свиридов: «В этом произведении мне хотелось воссоздать облик самого поэта, драматизм его лирики, свойственную ей страстную любовь к жизни и ту поистине безграничную любовь к народу, которая делает его поэзию всегда волнующей. Именно эти черты творчества замечательного поэта дороги мне. И мне хотелось сказать об этом языком музыки».

 

Первые четыре части поэмы образуют один большой раздел. Здесь показана ушедшая в прошлое старая, крестьянская Русь с её привычным, устоявшимся укладом жизни.

1 часть – «Край ты мой заброшенный». Ощущение простора и щемящая грусть. Это песня, родственная народным и по языку, и по строению (на основе 5-ти строф стихотворного текста Свиридов создал 2 песенных куплета – 4 строфы – с дополнением). Её истоки в старой крестьянской песенности, а также в более современной городской. Когда вступает голос, в оркестре появляются плачущие секунды у альтовой флейты. Эта интонация стона пронизывает всю 1 часть.

2 часть – «Поёт зима». Другой облик России. Часть почти целиком посвящена изображению вьюги – удалой, богатырской, полной здоровья, «ядрёной» силы. С самого начала слушателя неудержимо увлекает ритм бега гигантских саней.

3 часть – «В том краю, где жёлтая крапива». Бесконечная дорога в Сибирь. По этой дороге бредут каторжники, герои поэмы провожают их взглядом. Ощутимы смутная тоска и неудовлетворённость жизни. «О людях в кандалах» поёт деревенский юноша, крестьянский сын. Его печальная песня проста и безыскусна. По интонационному складу она близка русским городским напевам, таким тюремным песням, как «Ах ты, доля, моя доля», а по типу развития – крестьянским протяжным: напев всё время варьируется мелодически и ритмически (чем достигается ощущение свободы, импровизационности развёртывания), оплетается подголосками.

4 часть – «Молотьба». Предстаёт картина благодатного, хотя и тяжёлого крестьянского труда. Композитор создал здесь русскую «Песнь о хлебе». Верный своему пристрастию к живописной конкретности изображения, Свиридов воспроизводит не только ритм, но и звуки молотьбы – стук цепа (ударные инструменты). Картина молотьбы залита светом. Лишь ненадолго набегает тень, происходит отклонение в минор.

Между собой объединены и две следующие части. Они имеют общее название – «Ночь под Ивана Купала».

5 часть – картина ночи. Своеобразие этого ноктюрна в том, что он рисует не только ночную природу, но и развёртывающееся на её фоне языческое действо. В третьем куплете Свиридов добавляет к пейзажу сцену девичьего хоровода.

6 часть – показ образа поэта. Из эпического рассказа народного сказителя, из картины таинства летней ночи вырастает песня поэта.

7 часть – «1919...». Далее рамки событий раздвигаются: приходит революция. Здесь нарисована картина разрухи и запустения в родимом краю. Завершается часть вопросом, вырывающимся подобно воплю: «Где теперь, мужик, ты приют найдёшь?». Окончание вопроса покрывается набатным гулом.

8 часть – «Крестьянские ребята». Мужской хор запевает лихую песню с прибаутками. В ней многое идёт от «Яблочка», от красноармейских частушек гражданской войны. Чередуются частушка и короткие маршевые эпизоды.

9 часть – «Я последний поэт деревни». Без надрыва, скорбно и отрешённо отпевает себя герой поэмы. (Есенин с особенной остротой чувствовал обречённость старой деревни. Ему казалось, что с ломкой и гибелью патриархального крестьянского уклада умолкнут его песни, что они будут не нужны «стальной», «машинной» Руси). Прощальная песня народного певца по-народному проста, искренна и строга. И интонационный склад (склад крестьянского и городского), и метрика (переменная), и детали оркестровки (стонущая альтовая флейта), и даже отдельные мелодические обороты – всё роднит эту часть с 1-ой.

10 часть – «Небо как колокол». Финал поэмы торжественного характера. Оркестр и хор сливаются в одном мощном высказывании. На протяжении всей части звучит колокольный звон (использованы колокола в оркестре). Все голоса хора сливаются в одном ритме перезвона. Это обеспечивает чёткость произнесения слов, их «ударную подачу». Скандированная патетическая манера пения связана и с острой ритмической акцентировкой.

Основная тема этого произведения – судьба поэта в переломную эпоху истории его страны, поэт и родина, поэт и революция. Произведение основано на последовательном развитии не сюжета, а темы и идеи (родина поэта – его рождение – поэт и революция). Части связаны сквозными образами. Это, прежде всего, герой – поэт. Это – и образы русской земли, природы. Ещё одним объединяющим образом являются колокольные звучания как музыкальный символ есенинской Руси. Это – доносящийся издалека монастырский звон (1 часть), бубенцы саней (2 часть), позвякивание кандалов (3 часть), хрустальные колокольчики (5 и 6 части), тревожный набат (7 часть), гармошечные колокольцы (8 часть), похоронные удары колокола (9 часть), величавый перезвон (10 часть). Наконец, способствует единству поэмы цельность её муз. языка – русская песенная стихия.

Свиридов поднимает широкие пласты русской песенности: крестьянской, городской, частично – солдатской.

В целом поэма Свиридова – оригинальное, необычное по жанру произведение. Это не традиционная оратория, так как в ней нет сюжета, драматического действия без сцены. Это и не традиционная кантата, поскольку цикл объединён фигурой одного героя. Необычно также отсутствие в произведении с участием оркестра сколько-нибудь развитых, самостоятельных по значению симфонических эпизодов. Фактически композитор создал новый жанр – жанр вокально-симфонической поэмы, тем самым проложив новый путь для развития жанра оратории.

 

Слушание музыки: Г.Свиридов, поэма «Памяти Сергея Есенина» (2, 4, 5, 6, 9 чч.)

 

Концерт для хора «Пушкинский венок» (1979)

 

Хоровое творчество Георгия Васильевича Свиридова, безус­ловно, можно считать классическим. Совершенство и своеобра­зие стиля, поэтическая красота и содержательность музыки, ее истинная современность и народность — эти качества присущи большинству произведений композитора. Во многом, благодаря новизне и образному богатству хоровой музыки Свиридова, в на­шей стране, начиная с 60-х годов, произошло подлинное воз­рождение хорового пения без сопровождения: концертные залы, где выступает хороший хор, никогда не пустуют. И каждый раз кульминационной точкой в репертуаре многих певческих коллек­тивов оказываются произведения Свиридова.

Концерт для хора «Пушкинский венок» — произведение, по­жалуй, самое значительное, воистину самое достойное памяти любимейшего на Руси поэта из всего, что было создано в совет­ском музыкальном искусстве к его 180 - летнему юбилею. Добрый и светлый гений Пушкина отразился в хоровом творчестве Г. В. Свиридова, воссияв свежими, яркими красками, которые не только умножили поэтическую мощь пушкинских стихов, но по-новому, современно раскрыли неисчерпаемую глубину их содер­жания.

Первое исполнение концерта состоялось 5 апреля 1979 года в Большом зале Московской консерватории в год празднования 180-летия со дня рождения А.С.Пушкина.

В концерте использованы стихотворения разных лет. В нем 10 частей:

1. Зимнее утро

2. Колечушко, сердечушко…

3. Мери

4. Эхо

5. Греческий пир

6. Камфара и мускус

7. Зорю бьют…

8. Наташа

9. Восстань, боязливый…

10. Стрекотунья белобока…

Части концерта как будто не связаны единым сюжетом, а скорее чередуются по принципу контраста, который подчеркивается не только сменой тональностей, хоровой и вокально-инструментальной фактуры, но контраст усиливается и резким сопоставлением образного содержания и стилистических форм в стихах Пушкина, которые отобрал композитор. Восторженно-романтичный пафос «Зимнего утра» — и лирическая крестьянская песня «Колечушко, сердечушко»; светский мадригал «Мери» — и драматическая, философски мудрая метафора о судьбе поэта «Эхо»; античная звонкость «Греческого пира» — и томная лукавость «Камфары и мускуса»; многозначная, стереоскопически зримая зарисовка «Зорю бьют...» —и трепетно-юношеская акварельность «Наташи»; наконец, грозная стихия обета «Восстань, боязливый...» — и по-народному веселая прибаутка «Стрекотунья-белобока...».

Десять частей концерта — это многокрасочное, виртуозное использование хорового ансамбля, но не ради чисто звуковых эффектов: здесь наполненное разнообразием мыслей, их значительностью размышление нашего современника, большого художника о жизни, о красоте, о нравственности.

Художественное единство концерта обусловлено, наконец, и характерной цельностью свиридовского хорового письма, уже давно ставшего неповторимым явлением в советской музыке. «Пушкинский венок» явился своего рода центральным произве­дением последнего десятилетия в творчестве композитора, в котором сфокусировалось все типичное, что определяет стиль Сви­ридова.

Слушание музыки: Хоровой концерт «Пушкинский венок» (1, 2, 4, 7, 10 чч.)

 

Музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель»

Сюжет "Метели", написанной Александром Пушкиным в 1830 году, который стал известен в истории отечественной литературы под названием эпохой «Болдинской осени» по сути, является ходившим в те времена анекдотом об одной провинциалке.

Семнадцатилетняя девица Марья Гавриловна Р. была влюблена в некоего молодого человека. Однако по причине своей бедности, ее избранник был отвергнут родителями девушки. Молодых людей это не остановило, и они решают наперекор воле родителей убежать из дому, чтобы тайно повенчаться. Судьба жестоко вмешивается в их планы, когда разбушевавшаяся метель мешает осуществить задуманное, в результате чего становятся несчастными три человека.

Пушкин написал этот образец лаконичной прозы всего за один день. Ну, а композитору потребовалось для создания музыки к этому произведению гораздо больше времени. В 1964 году Свиридов написал ее как музыкальное сопровождение к новому фильму В. Басова, основанному на сюжете пушкинской повести, а в 1973 году автор музыки решился на переделку и объединил отдельные музыкальные эпизоды, прозвучавшие в фильме, в одну самостоятельную сюиту. Первое исполнение произошло в 1974 году.

Новое произведение было названо «Музыкальными иллюстрациями» к одноименной повести Пушкина, и состояло из девяти частей.

Примечательно, что между отдельными номерами прослеживается связь, в том числе зеркальная структура 1-ой и 9-ой, а также 2-ой и 8-ой частей, которые связаны между собой тематически. Музыкальный материал заключительных эпизодов сюиты звучит как некое воспоминание (в частности, 2-й раздел носит название "Вальс", а 8-й так и называется - "Отзвуки вальса"). А обрамляющие всю сюиту 1 и 9 части (Соответственно, "Тройка" и "Зимняя дорога") вводят слушателя в атмосферу зимнего пейзажа, рисуя образ, на фоне которого и развиваются события повести. Возвращение образа дороги навевает ассоциации с мимолетным рассказом, услышанным в пути.

Георгий Свиридов при написании музыки задался целью воссоздать картину провинциальной России времен Пушкина и в ней отсутствует ирония, которая есть в значительной мере в литературном первоисточнике. Опоэтизированное изображение небогатых усадеб и маленьких городков с их милыми традициями и спокойной, размеренной жизнью нашли музыкальное отображение в незатейливой простоте "домашних" вальсов, романсовости и перезвоне бубенцов ямщицких лошадей.

Раздел 7-й - один из самых лаконичных в составе сюиты. Хоральная фактура без аккомпанемента передает атмосферу крошечной церквушки, в которой происходит венчание. Это нежно-таинственное звучание прерывается мощными оркестровыми ударами, напоминающими бетховенские "удары судьбы".

В качестве единственного резко контрастирующего момента введен "Военный марш" (№6). Он не только противопоставляется четкими ритмами, низким регистром и громогласным звучанием остальным лирически-романсовым и пасторальным номерам, но и выполнен в слегка пародийной форме с преувеличенными интонациями (по всей видимости, это единственный эпизод, посвященный характеристике жениха). Помимо всего вышеперечисленного, резкий контраст представляет аранжировка "Марша". В духе классических военных и парадно-маршевых произведений, он исполняется сугубо духовой и ударной группами. Практически на протяжении всего номера деревянные и медные духовые звучат tutti, что придает мощности.

Отдельно следует отметить номер третий, построенный из двух крошечных миниатюр, дополняющих друг друга по образности. «Весна и осень» поочередно рисуют картины сельской природы в соответствующие временные отрезки.

 

Слушание музыки: Музыкальные иллюстрации к повести «Метель» Пушкина.

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Менеджер отельно - ресторанного бизнеса | Глава 1. Предмет и методы философии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 3563 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2258 - | 2103 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.