Тема 4. Философия эпохи Возрождения.
(Лекция 2 ч.)
1. Антропоцентрический неоплатонизм как основа философии эпохи Возрождения.
2. Эстетическое – доминирующий аспект философии Возрождения.
3. Философия Кузанского: развитие понятия предела.
4. Философия Джордано Бруно. Пантеизм.
1. Антропоцентрический неоплатонизм как основа философии эпохи Возрождения.
В эпоху Возрождения было выработано новое философское мировоззрение благодаря творчеству целой плеяды выдающихся философов, таких как Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Джордано Бруно и др.
Каковы же основные принципиальные установки возрожденческой философии?
Как уже отмечалось, своеобразным венцом античной философии был неоплатонизм с его главными категориями: Единое, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос.
Это – безличный неоплатонизм, в котором еще нет четкого деления на субъект и природу. В средневековой философии античный неоплатонизм подвергся существенной трансформации: на место Единого был поставлен Бог, в соответствии с этим стали пониматься Мировой Ум как Христос, Мировая Душа как Святой Дух, Космос как вообще вся природа.
В античном мировоззрении господствовал универсализм, космоцентризм и политеизм, в средневековом мировоззрении доминируют теоцентризм и монотеизм.
При переходе от античности к средневековью произошел очень существенный сдвиг в сторону субъекта.
Если сделать еще один шаг навстречу субъективному, то нельзя получить ничего другого, кроме антропоцентризма. В центр мироздания будет поставлен человек (антропос). Этот шаг и был сделан в эпоху Возрождения.
Встает вопрос: на какой философской базе возникло новое возрожденческое мировоззрение? Были ли опрокинуты уже выработанные философами античности и средневековья принципиальные схемы философских построений? Нет, не были.
Возрожденческие философы по-прежнему использовали неоплатоническую схематику и методологию. Формально они по-прежнему в центр мироздания ставили Бога, но преимущественное внимание уделяли уже не ему, а человеку. Таким образом, философской основой возрожденческой философии был антропоцентрический неоплатонизм.
Системный характер философских построений в результате перехода от сакрального неоплатонизма к антропоцентрическому фактически нарушается: формально остается в силе центральное положение Бога, но вместе с тем действительным адресатом философского интереса становится человек.
Совместить два центра не удается, поэтому не удивительно, что в системном плане возрожденческие философские построения уступают как античной, так и средневековой философии.
Философские построения античности свел в систему Плотин, философские воззрения средневековья объединил Фома Аквинский. Но нет мыслителя, который бы сумел провести аналогичную работу в эпоху Возрождения.
Вместе с тем максимально используются преимущества как античного, так и средневекового неоплатонизма.
От античности перенимается эстетическое внимание ко всему телесному, природному, особое восхищение вызывает человеческое тело.
От средневекового неоплатонизма наследуется понимание человека как одухотворенной личности, что было не свойственно для античности.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что основной принцип возрожденческой философии – это антропоцентризм в совокупности с неоплатоническими построениями.
Эстетическое – доминирующий аспект философии Возрождения.
Специфика человеческого – жизнь.
Пико делла Мирандола пишет: «Там, где есть жизнь, там есть душа, где есть душа, там есть ум».
Признавая данное положение, необходимо отдать должное всем характеристикам человека. Но не всегда ясно, какая из них является преобладающей.
В эпоху Возрождения человек олицетворяет собой творческое начало, будь это искусство, политика, религия и даже техническое изобретательство.
Человек могуществен подобно Богу, считает Фичино. Человек эпохи Ренессанса – это не просто творец, а творец и художник одновременно.
Часто многие таланты присущи одному и тому же человеку.
Так Леонардо да Винчи был живописцем и изобретателем, Микеладжело – живописцем и поэтом. И оба они внесли существенный вклад в развитие философии.
Эстетическое – доминирующий аспект философии Возрождения.
Прекрасное выдвигается на первый план. Причем таким образом, что главным является не подражание природе, как это было в античности, а объектом творчества является человеческое тело, безмерное любование его красотой.
Как видим, торжествует антропоцентризм в его личностно-материальном значении, но без утраты духовного.
В искусстве большинство сюжетов берут из Библии, а наиболее излюбленным сюжетом является Богородица с младенцем чуть позже изображения мадонн.
Сам выбор Библейских мотивов указывает на присутствие духовного начала в картине, которое выражается, прежде всего, через красоту человеческого тела.