Возможности человека в познании мира.
Человек обладает уникальными познавательными возможностями.
«Что я могу знать?» - задает свой знаменитый вопрос И. Кант.
Противостояние субъекта и объекта доводит до парадокса сам вопрос о возможности познания вообще. В связи с этим были разработаны различные концепции. Согласно эмпирической теории познания (Бэкон, Локк, Гоббс), все человеческое знание проистекает из опыта. Все познание вырастает из ощущений. Это сенсуализм.
Согласно рационалистической теории познания (Декарт, Лейбниц, Кант), субъект накладывает на поступающую от органов чувств информацию априорные идеи и схемы познания (Кант). Обе концепции основаны на жестком противопоставлении объекта субъекту. Это противостояние было преодолено феноменологией, экзистенциалистами и аналитиками.
Какова же природа психических функций человека?
Психическое не существует в виде определенного предмета, что можно было бы потрогать или взвесить. Психическое не материально но идеально. Вместе с тем психическое не существует без своего материального носителя, головного мозга. Известно, что левое полушарие оперирует словами, знаками, правое полушарие оперирует образами. Но тем не менее еще никому не удалось восстановить ход мышления человека, посещающие его фантазии и воображения, несмотря на самые разносторонние сведения о физиологических процессах головного мозга.
Для выражения природы психического лучше всего подходит категория символа. Психическое есть символическое бытие в структурах головного мозга. Психика выступает как множество процессов и состояний, которые символически представляют внешний мир.
(Пример с картиной Рафаэля «Сикстинская мадонна» которую рассматривают истинный ценитель искусства живописи и таможенник).
Человек – это символическое существо, которое создает символы самого себя, т.е. культуру.
Чувственное познание и его формы.
Чувственное познание осуществляется в трех формах: ощущениях, восприятиях, представлениях. Ощущение – это наиболее элементарная форма чувственного познания. Восприятие есть целостный и вместе с тем структурированный символ (образ), состоящий из нескольких ощущений.
Представление – это образ ранее воспринятого или созданного воображением явления.
Пропускная способность органов чувств человека распределена так: зрение, осязание, слух, вкус, обоняние. Видов ощущений больше, чем органов чувств.
Восприятие предполагает синтетическую деятельность мозга. Сначала выделяется лишь первоначальное представление об объекте, которое затем сменяется более детальным восприятием. Восприятие обладает константностью, т.е. устойчивостью. Если сходные восприятия встречаются вновь, то они познаются относительно быстрее. (Для процессов обучения в отдельных случаях требуются месяцы и годы, к примеру, формирования навыков чтения или игры на музыкальных инструментах).
В последующем на опознание привычных восприятий могут понадобиться лишь секунды.
Представления возникают на основе припоминания или же воображения и относятся к прошлому или будущему. Отличаются от восприятия значительно меньшей степенью ясности и отчетливости.
Память – это способность человека быстро воспроизводить ранее выработанную информацию. Различают кратковременную и долговременную память. Для кратковременной памяти типично вербально-акустическое кодирование, для долговременной – семантическое (смысловое). Объем кратковременной памяти в тысячи раз меньше объема памяти долговременной.
Воображение – этосоздание человеком ранее не присущих ему ощущений, восприятий, представлений. Репродуктивное воображение производится в соответствии с ранее известным. Продуктивное (творческое) воображение приводит к созданию новых, оригинальных образов. Фантазия. Мечта – это формы воображения.
4. Рациональное познание: понятие, суждение, умозаключение.
Рациональное познание осуществляется в форме понятия, суждения и умозаключения.
Понятие – это элементарная форма мысли, результат обобщения, проведенного по совокупности признаков, присущих данному классу предметов. Теперь мы имеем дело не с единичным, как это было в чувственном познании, а с общим. Таким образом, понятие – это мысль, соотносящаяся с отличительными признаками исследуемого объекта.
Суждение – это мысль, не только соотносящаяся с некоторой ситуацией, но и являющаяся утверждением или отрицанием наличия этой ситуации в действительности.И понятие, и суждение выражаются повествовательными предложениями. Разница в том, что суждение, в отличие от понятия, должно быть непременно истинным или ложным. Сравним два выражения: «Электропроводность всех металлов» и «Все металлы проводят электрический ток». Только второе выражение явл. суждением. Таким образом, суждение – есть связь понятий, которая часто фиксируется формулами.
Умозаключение – есть вывод нового знания. Умозаключением будет, например, такая операция: Все металлы – проводники. Медь – металл следовательно медь – проводник.
Все три формы рационального познания в их единстве образуют некоторую целостность, которую называют умом, а как нечто процессуальное – мышлением. Философская традиция проводит различие между рассудком и разумом, где разум – высшая ступень логического понимания, преодолевающая недостатки рассудочного мышления. Рассудок менее гибок, менее теоретичен, чем разум.
Чувственное и рациональное познание существуют в единстве, пронизывают друг друга. Ощущение сладкого, горького, кислого дают понятие вкуса. (Образ этого яблока, желтого, круглого, сладкого). Для обозначения единства чувственного и рац. познания применяют термин – эйдос (вид).
5. Творчество. Интуиция. Сознательное, бессознательное, надсознательное.
Творчество – это духовная деятельность, в ходе которой создается новое, никогда ранее не существовавшее. Творчество – это единство репродуктивной и продуктивной деятельности. Опираясь на уже созданное человек создает нечто новое. Центральный момент творчества – озарение, интуитивное схватывание нового.
Интуиция – это непосредственное неосознанно полученное знание. Интуитивное знание может быть чувственным, рациональным и эйдетическим. Эйдитическое есть целое, его частями являются чувственное и рациональное.
Сознательное – есть способность идеального воспроизведения действительности. Сознание – это прежде всего есть знание. Субъективный образ объективного мира.
Бессознательное – неосознанное, досознательное.
Надсознательное – сфера творчества.