Исторический жанр.
Этот жанр посвящен историческим событиям и персонажам, ему свойственна монументальность, т.е. содержание, выраженное в величавой пластической форме, проникнутой героико-эпическим началом и пафосом утверждения положительного идеала. Довольно долгое время он развивался в настенной живописи.
Исторический жанр зародился в древности, соединяя в себе реальные исторические события с мифами. Именно поэтому картины данного жанра нередко насыщены мифологическими и библейскими персонажами.
Сюжеты античной мифологии, христианских легенд являются основой для создания картин исторического жанра.
Исторические события находили своё отражение в скульптурах Древней Греции, рельефах Древнего Египта, где изображались сцены военных походов, триумфов.
В средневековом искусстве Европы исторический жанр выражался в миниатюрах хроник, в иконах.
В станковой живописи исторический жанр сложился в эпоху Возрождения (XVII-XVIII вв.).
Испанский художник Диего Веласкес.
Великолепно, таинственно, непостижимо, более жизненно, чем сама жизнь - именно так характеризуют исследователи творчество Диего Веласкеса. Веласкесу несказанно повезло. Придворный живописец, проводящий жизнь в общении с монархами, имевший возможность путешествовать и любоваться самыми прекрасными сокровищами мирового искусства, он был обласкан славой еще при жизни, получив заслуженное признание не только королевской семьи, но и других живописцев своего времени. И это при том, что ему удалось достичь величайшей правдивости в своих произведениях, не льстя никому, даже самым могущественным особам этого мира.
Такое исключительное признание Веласкес получает вполне заслуженно. Одарённый необыкновенным талантом художник в течении всей своей жизни оттачивает своё мастерство и, благодаря чрезвычайному трудолюбию, со временем достигает наивысших творческих вершин.
Диего Веласкес создал одну из первых реалистических станковых картин «Сдача Бреды». Полотно предназначалось для украшения зала королевского дворца в Мадриде. Картина представляет собой драматический эпизод войны между Испанией и Голландией, когда испанская армия завоевала крепость в голландском городе Бреда. Художник изобразил победителей без привычной торжественности, беспристрастно. На правой части картины мы видим стройные ряды испанцев, подчеркнутый характер их армии.
На левой части расположены голландцы. В самом центре картины художник изобразил коменданта крепости и испанского предводителя. Своей работой Веласкес показывает не только испанских победителей, но и голландцев, которые с честью выполнили свой гражданский долг, не стыдясь поражения.(1, с 98,99)
Картины исторического жанра чаще всего наполнены драматическим содержанием, они показывают нам всю глубину человеческих отношений, в них ярко выражены идеи высокого патриотизма, национальной позиции.
Мастер исторического жанра художник Антон Павлович Лосенко создал прерасную композицию на национальную тему «Владимир и Рогнеда».
Работа изображает дочь полоцкого князя, которую Владимир принудительно взял себе в жены, разбив войско её отца и братьев.(1, с99).
Посмотрите на работу Антона Павловича Лосенко «Прощание Гектора с Андромахой».
Картина служит наглядным примером основных принципов, принятых в исторической живописи. Построение картины довольно интересно – слева и справа по краям полотна размещены второстепенные персонажи, на втором плане картины сосредоточено основное действо. Этот приём характерен для исторической живописи. (1,100)
В искусстве XX века исторический жанр воспринимался художниками как интерес к старине, духовной автмосфере прошедшей эпохи. (1, с 100).
Валентин Серов «Петр I», Андрей Петрович Рябушкин «»Свадебный поезд в Москве», Сергей Иванов «Приезд иностранцев в Москву XVII столетия».