То, что мы видим на картине, произошло 17 или 18 ноября 1671 г. (7180-го по старинному счету "от сотворения мира"). Боярыня уже три дня сидела под стражей "в людских хоромах в подклете" своего московского дома. Теперь ей "возложили чепь на выю", посадили на дровни и повезли в заточение. Когда сани поравнялись с Чудовым монастырем, Морозова подняла правую руку и, "ясно изобразивши сложение перст (старообрядческое двуперстие), высоце вознося, крестом ся часто ограждше, чепию же такожде часто звяцаше". Именно эту сцену "Повести о боярыне Морозовой" выбрал живописец.
На картине Сурикова боярыня обращается к московской толпе, к простолюдинам - к страннику с посохом, к старухе-нищенке, к юродивому, и они не скрывают своего сочувствия вельможной узнице. Так и было: мы знаем, что за старую веру поднялись низы, для которых посягательство властей на освященный веками обряд означало посягательство на весь уклад жизни, означало насилие и гнет. Мы знаем, что в доме боярыни находили хлеб и кров и странники, и нищие, и юродивые. Мы знаем, что люди ее сословия ставили Морозовой в вину как раз приверженность к "простецам": "Приимала еси в дом... юродивых и прочих таковых... их учения держася". Но был еще один человек, к которому в тот ноябрьский день простирала два перста Морозова, для которого она бряцала цепями. Этот человек - царь Алексей Михайлович. Для царя она была камнем преткновения: ведь речь шла не о рядовой ослушнице, а о Морозовой - это имя громко звучало в XVII веке!
И всё-таки особое место принадлежит историческому жанру, который включает произведения на темы большого общественного звучания, отображающие значительные для истории народа события. Когда в картине или скульптуре рассказывается о жизни далёкого или недавнего прошлого, он сближается с бытовым жанром. Однако не обязательно произведение должно быть посвящено минувшему: это могут быть какие-либо важные события наших дней, имеющие большое историческое значение.(3, с 198).
Мифологический жанр
Постепенно становясь самостоятельным жанром, в XVII в. пейзаж ещё сохраняет связь с исторической или мифологической картиной. Природа представала на холсте не в своём обыденном облике, но как некий прекрасный мир. Таковы пейзажи Клода Лорена, французского художника, работавшего в Италии.. В его картинах – волшебная страна, где живут мифологические герои («Пейзаж с похищением Европы», «Утро в гавани», «Полдень», «Вечер», «Ночь»). Это идеальный пейзаж, образ мечты, идиллии. (4, с 110).
Пейзаж с похищением Европы Утро в гавани Полдень
Вечер
С большим мастерством художник изображал игру солнечных лучей в различные часы дня, свежесть утра, полуденный зной, меланхолическое мерцание сумерек, прохладные тени теплых ночей, блеск спокойных или слегка колышущихся вод, прозрачность чистого воздуха и даль, застилаемую лёгким туманом.
Мифологический жанр в изобразительном искусстве посвящен героям и событиям, о которых рассказывают мифы древних народов. Данный жанр тесно связан с историческим и получает наибольшее признание в эпоху Возрождения. Основой для создания картин мифологического жанра являются античные легенды. Яркими представителями данного вида жанра являются Боттичелли «Рождение Венеры», «Мистическое Рождество»; Джорджоне «Спящая Венера», Веласкес «Вакх». (1, с 100).
Боттичелли «Рождение Венеры»
Исскуство Италии 15 века. Ренессанс.
Картина «Рождение Венеры» далека от языческого воспевания женской красоты: художник стремится восславить красоту духовную, а обнаженное тело богини означает естественность и чистоту, которые не нуждаются в украшениях. Венера изображена стыдливой девушкой с робкой печалью в глазах.
Одной из главных идей картины является идея рождения души из воды во время крещения. Природа представлена своими основными стихиями – воздухом, землей, водой. Легкий ветерок, навеваемый Эолом и Бореем, волнует море, изображенное голубовато-зеленой поверхностью со схематическими знаками волн. Три ритмических эпизода с различной интенсивностью развиваются на фоне широкого морского горизонта: дующие ветры, Венера, выходящая из раковины, и служанка, принимающая богиню в украшенное цветами покрывало – символ земного покрова. Трижды ритм зарождается, достигает максимального напряжения и гаснет. Он чувствуется и в изгибе юного тела богини, и в кудрявых прядях ее золотистых волос, красиво развевающихся на ветру, и в общей согласованности линий ее рук, чуть отставленной в сторону ноги, поворота головы.