Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Антицерковные движения (ереси) (XIV- XVI в.в.)




Уральский филиал

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»

(г.Челябинск)

Факультет подготовки специалистов для судебной системы (юридический)

К О Н Т Р О Л Ь Н А Я Р А Б О Т А

Тема № 7

«Учение нестяжателей и иосифлян: сравнительный анализ»

(наименование темы или № варианта)

 

Дисциплина «История политических и правовых учений»

Специальность «Юриспруденция»

 

Кафедра

Теории и истории права и государства

 

Студентка 1 (первого) курса

заочной формы обучения

110/2016 группы

Вячеславова____________

Ирина_________________

Александровна___ ______ (фамилия, имя, отчество)

 

Проверил преподаватель:

______Профессор________ _____

Жаров Сергей Николаевич___

(фамилия, имя, отчество)

 

 

Оценка_________

Подпись преподавателя

 

_____________________________

«______»______________20____г.

 

Челябинск 2016


Содержание

Введение...................................................................................................................3

Раздел 1. Русская православная церковь (РПЦ) и государство (конец XIV-XVI в.в.)

1.1. Русская православная церковь (РПЦ) к началу XV века..............................4

1.2. Антицерковные движения (ереси) (XIV- XVI в.в.)........................................4

1.3. Взаимоотношения Церкви и государства в середине XVI в.........................5

Раздел 2. Сравнительный анализ учений «нестяжателей «и «иосифлян»

2.1. Основоположники учений, их последователи, взгляды, труды.....................8

2.2. Сравнительный анализ учений «нестяжателей» и «иосифлян»...................11

Заключение................................................................................................................15

Список использованных источников и литературы...............................................16

Введение

Освобождение от татаро-монгольской зависимости и образование единого государства благотворно сказалось на экономике Руси, вызвало хозяйственный и экономический подъем. В это период православная церковь владела огромными земельными угодьями, активно развивала хозяйственную деятельность. С конца XV в. возрастает и ее вмешательство в политическую жизнь государства. Политика великих князей, недовольных все увеличивающей экономической и политической мощью церкви, была направлена на ограничение ее могущества.

На стадии завершения объединительного процесса экономические и политические проблемы отразились в полемике “нестяжателей” и “стяжателей” (иосифлян), получивших свои названия за отношение к монастырской собственности и к земле.

Объектом и предметом данной контрольной работы является изучение учений «нестяжателей» и «иосифлян» в России в XVI-XVII вв., сходство и различие их взглядов на отношения церкви и государства.

Целью написания данной работы является сравнительный анализ учений – «нестяжателей» и «иосифлян».

Задача – дать характеристику каждому из учений, выявить сходства и различия между ними.

 

 


Раздел 1. Русская православная церковь (РПЦ) и государство (конец XIV-XVI в.в.)

Русская православная церковь (РПЦ) к началу XV века

Как указывал в своих трудах А.В.Карташев «Катастрофа монгольского ига определила рубеж между киевским и московским периодами истории русской православной церкви».

Основные события в истории РПЦ в период татаро-монгольского ига и в период централизации государства:

· 1250 год - РПЦ получает правовые и экономические льготы от Золотой Орды

· 1266 год — угодья и земли Церкви, церковное имущество признавались неприкосновенными

· 1229 (1309) год — киевский митрополит Максим переносит свою резиденцию во Владимир-на-Клязьме

· 1328 (1326) год — перенос кафедры киевских митрополитов из Владимира в Москву

· 1448 год — Собор РПЦ, избрание митрополитом Иона

· 1458-1459 г.г. - раздел РПЦ на митрополии: Киевскую и Московскую

Антицерковные движения (ереси) (XIV- XVI в.в.)

В середине XIV - начале XV в.в. разворачивается борьба антицерковных течений, в том числе:

а) Стригольничество. Основателем (по легенде) был ремесленник Карп. Имело место в середине XIV века. Центры: Москва, Псков, Новгород. Данное учение практически освобождало человека от обязательности официальных, узаконенных обрядов, превращая его религиозные взгляды в частное, личное дело для каждого. Идеалом была церковь апостольских времен. Последователи данного учения выступали за достоинство человека, за его право быть учителем веры в жизни, независимо от принадлежности к духовному сословию. Они не признавали сущность исповеди, отвергали догмат о «загробной жизни». В целом это течение характеризуется исследователями как городское, выражающее волю народа.

б) Антитринитарии. Основатель - Маркиан. Распространение в Ростовской земле в 80-х годах XIV века. В основу течения положена полемика в отношении учения «о троичности Бога». Последователи этого течения отвергали единосущность трех ипостасей Бога. Имели конфликт с РПЦ.

в) Жидовствующие. Основатель- киевский еврей Схария. Оформление движения- конец XV века. Пришло в Новгород из Литвы. Основано на критике эсхатологических представлений и практики новгородской церкви. Как указывал Н.М.Никольский «Еретики были строгие монотеисты и отрицали все предметы культа, которые хотя бы косвенно напоминали о политеизме — иконы, мощи, кресты». На Соборе РПЦ 1448 года под председательством митрополита Геронтия, созванного против жидовствующих, ожесточенная борьба закончилась поражением вероотступников. Иван III приговорил троих еретиков к торговой казни. В 1490 году состоялся Собор РПЦ, на котором еретиков предали проклятью. Борьба с жидовствующими и стригольниками считается реформаторской, имевшей своими последствиями прогрессивные социально- культурные сдвиги.

г) Нестяжатели. Основатель – Нил Сорский. Зародилось в монастырях в Заволжье. Идейная основа – учение об исихии.

д) Иосифляне. Идеолог игумен Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий. Учение предполагало строгое общежитие, никакой собственности, обязательный труд и отказ от самого необходимого в быту. В то же время был убежден, что монастыри должны служить центрами просвещения, благотворительности, духовного и нравственного влияния в обществе. В 1503 году на Соборе РПЦ произошло прямое столкновение между «иосифлянами» и «нестяжателями». В результате после этого Собора светская власть прочно берет в свои руки Церковь, вводя судебно- правовые ограничения для нее.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 416 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Стремитесь не к успеху, а к ценностям, которые он дает © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2206 - | 2159 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.